Прп. Сеннуфий Нитрийский, Солунский |
Память 25 марта (Греч.)
Во времена императора иконобонца Льва Армянина был монахом на Нитрийской горе в Египте. Отличался подвижничеством и дерзновением перед Богом. Будучи уже в преклонных летах, долгое время молил Бога чтобы сподобиться видеть Его в том виде, в котором Господь явится во Втором пришествии. Однажды ему было видение и голос с небес, говоривший, что ему следует покинуть свою страну и келью и "идти в монастырь Латома в Салониках, который Я покажу тебе" [2]. Услышав ясный ответ на свои молитвы, он тотчас отправился в путь.
Преодолев много испытаний, он добрался до Салоник и сразу же направился в Латомский монастырь. В ответ на его расспросы и мольбы, иноки заверили его что искомой иконы нет ни в их монастыре, ни где либо ещё во всём городе. Сеннуфий провёл шесть месяцев в ожидании в Салониках, но затем, удручённый мыслью, что поддался бесовскому искушению, вернулся обратно в Нитрию. Там он снова услышал тот же голос, повелевший вернуться в Салоники. Он опять пришел в Латомскую обитель и остался при ней. Когда однажды он в одиночестве стоял в соборном храме, случился гром и великое землетрясение, так что строение поколебалось и открылась древняя мозаика, бывшая спрятанной за слоем кладки и воловьей шкурой. Лик Христа на образе явился сияющим, подобно солнцу среди расступившихся туч. Увидев это, Сеннуфий возблагодарил Бога и предал Ему свою душу.
Почитание
Братия тут же поспешили в храм и, видя случившееся, погребли почившего монаха в храме, лицом к алтарю. Его погребение сопровождалось многочисленными чудесами которые продолжались и в последующие годы. История о святом Сеннуфии и чудесном явлении древней мозаики известна по изложению Игнатия, приблизительно относимому к XI веку.
Захоронение святого расположено под мраморной плитой в полу соборного храма обители, спереди и немного справа от царских врат. Его святые мощи были впоследствии обретены вместе с железным поясом, который носил преподобный подвижник.
Литература
- Γεράσιμος Μικραγιαννανίτης, “᾿Ακολουθία πάντων τῶν ἐν Θεσσαλονίκῃ διαλαμψάντων ἁγίων”, ΓΠ τχ. 732, ἔτ. 73 (Μάρτ.-᾿Απρ. 1990) 356.
- Γουγούσης, Χ., “Θεοδώρα ἡ τοῦ Μαξιμιανοῦ καὶ ἡ μονὴ τῶν Λατόμων”, Μακεδονικὸν ῾Ημερολόγιον, ἔκδ. Ν. Σφενδόνη, Θεσσαλονίκη 1925, σσ. 17-23.
- Εὐστρατιάδης, Σ., ῾Αγιολόγιον τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας, ᾿Αθῆναι χ.χρ., σσ. 420-421.
- Καδᾆς, Σ., “Διήγηση ᾿Ιγνατίου περὶ τοῦ ψηφιδωτοῦ τῆς μονῆς Λατόμου”, Κληρονομία 20 (1988) 143-163.
- Λαγγῆς, Μ., ῾Ο Μέγας Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας, τ. Γ¢, ᾿Αθῆναι 19885, σ. 509.
- Ξυγγόπουλος, ᾿Α., “Τὸ καθολικὸν τῆς μονῆς Λατόμου καὶ τὸ ἐν αὐτῷ ψηφιδωτόν”, ᾿Αρχαιολογικὸ Δελτίο 12 (1929) 143 σημ. 2, 172-178.
- Πελεκανίδης, Στ., Παλαιοχριστιανικὰ μνημεῖα. ᾿Αχειροποίητος, Μονὴ Λατόμου, Θεσσαλονίκη 1949 (φωτ. ἀνατ. 1973), σσ. 62-68.
- Τσιγαρίδας, Ε., Οἱ τοιχογραφίες τῆς μονῆς Λατόμου Θεσσαλονίκης καὶ ἡ βυζαντινὴ ζωγραφικὴ τοῦ 12ου αἰώνα, [Μακεδονικὴ Βιβλιοθήκη 66], Θεσσαλονίκη 1986, σ. 14 σημ. 22.
- ῾Ο ἴδιος, Μονὴ Λατόμου (῞Οσιος Δαβίδ), Θεσσαλονίκη 1987, σσ. 39-54.
- Χρυσοστόμου, Γ., “Οἱ ἅγιοι τῆς Θεσσαλονίκης”, στὸ Χαριστήριον τῷ Παναγιωτάτῳ Μητροπολίτῃ Θεσσαλονίκης κ.κ. Παντελεήμονι τῷ δευτέρῳ ἐπὶ τῇ συμπληρώσει εἰκοσαετοῦς ἐν Θεσσαλονίκῃ ποιμαντορίας (1974-1994), Θεσσαλονίκη 1994, σ. 942.
- BHG 798. Grumel, V., "La mosaïque du ῾Dieu Sauveur᾿ au monastère ῾du Latome᾿ à Salonique", EO 29 (1930) 157-175.
- Morey, C., "A note on the date of the mosaic of Hosios David, Salonica", Byzantion 7 (1932) 341.
- Papadopoulos-Kerameus, A., Varia graeca sacra, [Subsidia Byzantina vol. VI], Leipzig 1975 (φωτ. ἀνατ. τῆς ἐκδόσεως τοῦ 1909), σσ. 102-113.
- Tafrali, O., Topographie de Thessalonique, Paris 1913, σσ. 196-198.
- Сказание о Нерукотворном Образе Христа в монастыре Латому (перевод с греческого, предисловие и комментарий А. М. Крюкова) // Из сборника Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А.М. Лидов. - М.: 2006, с. 313-338:
Использованные материалы
- Σ.Π., "ΣΕΝΟΥΦΙΟΣ", официальный сайт Фессалоникийской митрополии:
- "The wondrous icon of Christ of Latomos", страница частного блога full-of-grace-and-truth, 5 сентября 2010:
[1] Иногда также называется Знаменосцем из-за отождествления с Шенуте Атрипским (Сеннуфием Знаменосцем).
[2] Цит. по "Монастырь Латома", страница компании GRTravel - Греческий туроператор, http://grt.travel/monasty-r-latoma/