Еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский). Фото кон. 1880-х гг. (РГИА) |
В миру Чепиговский Иван Иванович [1], родился 14 ноября 1821 года в селе Ивановке Днепровского уезда Таврической губернии в семье священника Иоанна Косьмина и Пелагеи Николаевны Чепиговских [2].
Обучался в Херсонской духовной семинарии. В 1843 году поступил, а в 1847 году - окончил Киевской духовную академию.
В 1847 году впервые прибыл на Кавказ, будучи командирован в Тифлис (ныне Тбилиси) на должность инспектора и учителя в местное духовное училище. Его сослуживец А. Хелидзе вспоминал: "Он успел вкусить горечь жизни еще до служебной практики, когда был прислан высшим начальством в ноябре 1847 г. на живое место инспектора Телавского духовного училища по ошибке". По этой причине в течение пяти месяцев скитался по незнакомому Тифлису без работы. За это время, вместо скончавшегося законоучителя Закавказского института В. Д. Троицкого, был определён на его место.
Вступил в брак Варварой Борисовной, родственницей кафедрального протоиерея Басхарова. С этого события перед ним открылась дверь служебной лестницы: 22 февраля 1848 года экзархом Грузии Исидором (Никольским) был рукоположен в сан диакона, а 27 числа того же месяца - во священника. В 1849 году Святейшим Синодом был утверждён в степени кандидата богословских и словесных наук.
С 1 января 1850 года - законоучитель коммерческой гимназии. При помощи жены - грузинки стал понемногу понимать грузинскую речь, что впоследствии развило в нем дар и охоту к изучению местных языков.
В 1853 году жена скончалась от родов. Священник начал думать о монашестве. 27 мая 1854 года принял монашеский постриг в семинарской церкви от руки ректора семинарии, архимандрита Израиля (Лукина) и был наречен Иосифом. "Он тих, кроток и незлобив, как ветхозаветный Иосиф, - пусть и носит его имя", - говорил Израиль.
В течение двух последующих лет успел побывать в Тегеране для исправления духовных треб в генеральном консульстве России в Тавризе. Был представлен и персидскому шаху.
По возвращении в Тифлис стал инспектором городской семинарии.
В следующем 1856 году был определен обозревателем Владикавказского духовного училища, для нужд которой составил свой учебник по церковной истории.
Просветитель Осетии
В 1856 году экзарх Грузии Исидор открыл новую должность - ближайшего духовного начальника и попечителя Осетии в сане архимандрита и со званием управляющего осетинскими приходами и притчами. Указом Святейшего Синода от 19 сентября 1857 года был назначен на эту должность с местопребыванием в слобода Алагире. Отправляя архимандрита в Осетию, митрополит Исидор дал ему наставление "...не слишком строго относиться к нарушениям осетинами некоторых правил и обрядов церковных, но по возможности делай снисхождение".
Прибыл в Осетию в декабре 1857 года и начал свою миссию с того, что для более тесного сотрудничества со своей паствою не только стал делать частные разъезды, но и проживать по аулам. Из осетинских священнослужителей застал здесь только Аксо (Алексия) Колиева, остальные были грузинами. Служба во многих церквях проходила на грузинском языке, которого народ не понимал. Вскоре к Колиеву присоединились священники из осетин Сухиев, Аладжиков, Жускаев, а к концу 1860-х гг. Токаев, Туаев, Гатуев, Хетагуров, Цаголов, Сикоев, Джиоев и другие. Грузины-священники, из желания подольше остаться в Осетии, не вполне дружелюбно относились к осетинам - священникам; вторые же, ратуя за улучшение положения христианства в Осетии, не были солидарны с первыми. Отец Иосиф поддерживал осетинских священнослужителей, радевших о школьном деле - одном из важнейших направлений его деятельности.
При его вступлении архимандрита Иосифа на должность управляющего осетинскими приходами была всего одна осетинская школа в Алагире и частная (Аксо Колиева) - во Владикавказе. В 1861 году отец Иосиф также переместил центр своей деятельности во Владикавказ. Прилагал все усилия к открытию новых церковных школ в Осетии: сам составлял планы и контракты по постройке школ. В 1863 году при 48-тысячном населении было 13 школ и 250 учеников; в 1865 - 20 школ с 294 учащимися, а ещё через два года - 30 школ с 542 учащимися. При этом в 1863 году, по независящим от духовного начальства обстоятельствам, было закрыто Владикавказское духовное училище. Отец Иосиф оценивал это как горестную ошибку, самое печальное событие за все время его пребывания в Осетии, т.к. источник качественных церковно-образованных учителей иссяк, а новые учительские кадры получали светское образование не по духу Христову.
Одной из самых важных мер для просвещения осетин в вере Христовой архимандрит Иосиф признавал наставление осетин устным и печатным словом на народном языке. На практике ознакомился с этой проблемой и потому убедительно настаивал, чтобы скорее перевести богослужебные книги на осетинский язык. Сам он за кратчайшее время усвоил осетинский язык настолько, что проповеди в церквах читал на нем свободно. Однажды, после освящения одной из церквей, когда служба проходила на родном языке, народ выразил ему особую признательность. В 1861 году архимандрит Иосиф писал, что сами осетины "так внимательны и понятливы, что по прочтении им по-осетински один раз молитвы, они общим голосом повторяют ее тотчас, почти слово в слово, и даже сами объясняют себе смысл некоторых выражений".
В 1868 году по собственному прошению был уволен от должности управляющего осетинскими приходами. С 1869 года - член Грузино-Имеретинской синодальной конторы.
Еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский). Картина |
В первые годы существования в викариатства в него входило 20 приходов. В 1876 году было начато строительство кафедрального Владикавказского Михаило-Архангельского собора. В 1885 году Владикавказская епархия стала самостоятельной кафедрой в составе Грузинского Экзархата. В 1887 году было вновь открыто Владикавказское духовное училище, а в Ардоне учреждено особое осетинское духовное училище.
В поздний период своей деятельности в Осетии владыка Иосиф посвящал особо много сил и времени издательским трудам. В 1879 году он хлопотал о перевозе во Владикавказ осетинского шрифта, находившегося в Тифлисе без употребления. На следующий год старый шрифт в ящике, весом в 6 пудов, был получен. А в 1889 году он же заказал новый шрифт в 12 пудов, но данное мероприятие почему-то не получило продолжения. Обращался он и в Общество восстановления православного христианства на Кавказе об ассигновании 1000 рублей ежегодно на издание переводов богослужебных книг на осетинский язык, но и в этом получил отказ, мотивированный отсутствием средств. Несмотря на эти трудности, ему удалось за счет своих личных сбережений издать ряд книг и брошюр, а также газету "Катихизические рассказы" ("Катихизаг таурагьта") в 1878 году.
Самым видным трудом на издательско-просветительском поприще было составление осетино-русского и русско-осетинского словаря, на которое ушло 23 года. В 1879 году он просил Совет Общества восстановления христианства на Кавказе ходатайствовать о разрешении "посвятить более чем двадцатилетний труд русско-осетинский словарь - Его Императорскому Высочеству, Председателю Общества, Великому князю Михаилу Николаевичу". 29 сентября 1880 года Совет уведомил о резолюции Великого князя Михаила Николаевича: "Согласен и искренне благодарю. М." Словарь получил высокую оценку в учёном сообществе.
Издал также осетинские служебник и букварь. По поводу второго издания "Священной истории" по-осетински в 1886 году он писал:
Преосвященный Иосиф приобрел славу ученого и общественного деятеля, был удостоен многих наград. Его знали не только на Кавказе, но и далеко за его пределами. В 1888 году от имени владикавказцев приветствовал во Владикавказе императора Александра III Александровича с императрицей Марией Федоровной и августейшими детьми - великими князьями Николаем и Георгием Александровичами.
На покое в Москве
22 июля 1889 года указом Святейшего Синода, согласно его прошению, по причине расстроенного здоровья, был освобожден от управления Владикавказской епархией и почислен на покой с назначением ему пенсии по 1200 руб. в год и с представлением в его заведывание Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве.
26 сентября того же года прибыл в Москву и водворился в Новоспасский монастырь, где занимал скромные келлии и жил еще скромнее, чем сама обстановка.
Упокоился под алтарем Преображенного собора Новоспасского монастыря. Надпись на его могильной плите гласит: "Апостол Осетии".
Награды
- набедренник (1849)
- скуфья (1850)
Литература
- Попов И. Г., свящ., Преосвящ. Иосиф, еп. Владикавказский (1821-1890), Киев, 1902.
- Булгаков, с. 1395.
- Списки архиереев, № 440.
- Чтения из истории Христианской церкви, Тифлис, 1857, с. 44.
- Изв. Казан. еп., 1885, № 15, с. 487.
- Церковные ведомости, 1887, с. 244; 1889, № 32, с. 300; 1891, с. 53.
- Рус. палом., 1889, № 33, с. 398.
- Приб. к Ц. В., 1890, с. 1423-1424; 1891, № 27, с. 879-885.
- Духовный вестник Грузинского экзархата, 1891, № 13, с. 42.
- Владикавказские епархиальные ведомости, 1901, № 2, с. 34.
- БЭЛ, т. III, с. 544; т. IX, с. 54.
- БЭС, т. I, с. 519.
- РБС, т. VIII, с. 344-345.
- Н. Д., с. 86.
Использованные материалы
- Таказова З. С., "Апостол Осетии - Иосиф Владикавказский," осетинский этнографический проект ossethnos.ru:
- Кондратьев Димитрий, диак., "ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО", Православная энциклопедия, т. 8, с. 627:
- Страница портала Русское Православие:
[1] Основная версия - по ст. Таказовой З. С., "Апостол Осетии - Иосиф Владикавказский," осетинский этнографический проект ossethnos.ru, http://www.ossethnos.ru/others/134-apostol-osetii-iosif-vlad...tml. Страница портала Русское Православие - http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5735 - указывает мирское имя Иона и приводит две версии фамилии - Чепиговский или Чениговский.
[2] "Епископ Иосиф (Чепиговский)", сайт История Владикавказской епархии, http://www.ive1875.narod.ru/texts/skriptcand/Bishops/Iosif.htm; Бекоева Е. Д., Просветительская деятельность епископа Иосифа Чепиговского, http://cat.convdocs.org/docs/index-82621.html