Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПРАЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Пражский кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия
Пражский кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия
Пражская и Чешских земель епархия Чехословацкой Православной Церкови

Древний расцвет Православия в землях Чехии связан с деятельностью равноапостольных Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских, в IX веке. Однако, этот почин был вскоре пресечён - вместо связи с Константинопольским престолом и богослужения на родном славянском языке, в этих землях утвердилась юрисдикция папы Римского и латинское богослужение. В 973 году в Праге была основана епископия Римской Церкви. В 1000 году часть епархии была передана Вроцлавской кафедре. Будучи в составе Западной Церкви, Чехия оказалась оторвана от полноты Православия вместе с отпадением Запада в римо-католицизм.

С середины XIX века в годы наибольшего подъема чешского национального возрождения среди чехов появился интерес к Православию, как к религии большинства славян. В этой связи появились первые православные храмы нового времени в Чехии - в 1863 году Петропавловский в Карлсбаде, в 1874 году Никольский в Праге, оба в ведении Русской Православной Церкви. После начала Первой Мировой войны власти Австро-Венгрии начали притеснять православных во многих частях своей лоскутной империи, в связи с чем храм был отнят и православные жители Чешских земель могли окормляться только у румынских военных священников. Однако, в 1918 году Австро-Венгрия распалась, а по новообразованной независимой Чехословакии прокатилась волна отторжения римо-католицизма как религии прежних правителей, в связи с чем значительно усилилось тяготение к Православию. Одновременно в страну стали прибывать православные беженцы из распадающейся Российской империи. В этих условиях Православие оказалось представлено в Чехии сразу несколькими группами, создавшими три параллельных церковных центра в Праге.

Межвоенные годы под омофором Сербской, Русской и Константинопольской Церквей

На волне анти-католицизма в новообразованной Чехословакии Римскую церковь покинуло много верующих и клириков, 8 января 1920 года образовавших "Чехословацкую церковь". Внутри этого образования шло брожение протестантских и православных течений, почему новое общество объявило себя наследницей как гуситской так и кирилло-мефодиевской традиций. На волне православного подъёма II Собор "Чехословацкой церкви" своими решениями 29 августа 1921 года ввёл её в лоно Православия, что стало возможным благодаря установлению общения с Сербской Православной Церковью. 25 сентября 1921 года, с рукоположением святителя Горазда (Павлика) во епископа Моравского и Силезского, для окормления обращавшейся паствы было положено начало местной иерархии под надзором экзарха Сербской Церкви епископа Нишского Досифея (Васича).

Одновременно шло обращение чехов в Православие и иными путями, в связи с чем после провозглашения независимости Чехословакии была образована "Чехословацкая православная община", с 1922 года известная как "Чешская религиозная православная община" под духовным руководством архимандрита Савватия (Врабца). Хотя сначала община признала над собой каноническую власть сербского священноначалия, из-за неуступчивости сербов в вопросе рукоположения отца Савватия в епископа, на рубеже 1922-1923 годов община начала переговоры с Константинопольским патриархом Мелетием. Последний, не признав сербской юрисдикции, дал отцу Савватию Томос № 1132 о восстановлении древней Кирилло-Мефодиевской архиепископии и рукоположил его 4 марта 1923 архиепископом Пражским и всея Чехословакии [1].

Наконец, среди русских эмигрантов в апреле 1922 года Чехословакию прибыл насильственно высланный польскими властями епископ Бельский Сергий (Королёв). Войдя в подчинение митрополита Евлогия (Георгиевского), управляющего приходами Русской Церкви в Западной Европе, он был назначен епископом Пражским, митрополичьим викарием в Чехословакии, Австрии и Венгрии. Епископ Сергий стал окормлять русскую паству, причём, хотя и следовал в юрисдикционном отношении за митрополитом Евлогием, избежал распада русской общины на "евлогиевцев" и "карловчан" (сторонников Русской Зарубежной Церкви).

С появлением двух архиереев для православной паствы Чехословакии между ними началось противостояние. В юрисдикции владыки Савватия было между осенью 1923 и маем 1924 года действовало Карпаторосское викариатство, было присоединено к Православию множество униатов на востоке Чехословакии. Тем временем епископ Горазд вместе со своей православной паствой был вынужден покинуть выродившуюся в протестантизм "Чехословацкую церковь" (см. о ней Чехословацкая гуситская церковь), и основать отдельную Чешскую православную общину в ведении Сербской Церкви. К началу 1926 года победу в юрисдикционном споре за чешскую паству определённо одержал святитель Горазд, который 22 ноября 1925 года набрал большинство голосов и был избран новым духовным руководителем "Чешской религиозной православной общины". Чехословацкое государство, опасаясь испортить отношения с Югославией, также признало законной на территории республики сербскую церковную юрисдикцию. В феврале 1926 года у архиепископа Савватия было изъято всё делопроизводство и передано в руки епископа Горазда. У епископа Сергия отношения с епископом Гораздом также сложились куда лучше, чем ранее были с архиепископом Савватием. Последний остался с малочисленными последователями, в основном на востоке Чехословакии.

22 сентября 1929 года Чешская православная епархия в юрисдикции Сербской Церкви с административным центром в Праге была создана как в церковном так и в светском правовом плане. 2 авгста 1931 года из состава Чешской (Моравской и Силезской) была выделена Мукачевская епархия в пределах Подкарпатья и Словакии.

Репрессии военного времени

После захвата Чехословакии Германией, новые власти надавили на местную Православную Церковь в целях её вхождения под омофор Берлинского митрополита Русской Зарубежной Церкви. Епископ Сергий исполнил это 3 ноября 1939 года, а епископ Горазд - 21 ноября 1941 года. Однако в обоих случаях чешские епархиальные структуры остались неизменными. В связи с оккупацией Закарпатья Венгрией архиепископ Савватий был привлечён венгерскими властями к образованию "Венгерской Православной Церкви", однако уже в 1942 году был заточён в лагерь Дахау. После казни владыки Горазда в 1942 году, в отместку за убийство обер-группенфюрера Гейдриха немецкие власти запретили и разорили возглавляемую им Чехословацкую Церковь. Только владыка Сергий продолжал свою деятельность, управляя горсткой русских приходов.

Оформление послевоенной Пражской епархии

В мае 1945 года Чешская епархия из коренных верующих была образована вновь. 8 октября того же года епархиальный съезд в Оломоуце высказался за переход епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В том же году, в связи с пересмотром границ, к Чешской епархии была присоединена Словацкая часть разделенной Мукачевской епархии. В 1946 году Сербская Православная Церковь дала канонический отпуст Чехословацкой пастве, отдельная русская епархия в Чехословакии упразднилась, а вместо прежней Чешской епархии был учрежден Чехословацкий экзархат Русской Православной Церкви с единственной кафедрой в Праге. Архиепископ Савватий остался в ведении Константинопольской Церкви до своей кончины, но лишился почти всех последователей.

К 1947 году Словакия была выделена в самостоятельную Прешовскую епархию, а в 1949 году, по решению епархиального съезда в Праге, Чешская епархия была разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцкую. С тех пор Пражская епархия существует в пределах Западной Чехии.

В автокефальной Чехословацкой Церкви

После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 году и до 1992 года Пражские митрополиты являлись по положению одновременно и предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 года, в соответствии с новым Уставом, предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский.

Статистика

  • Не позднее 21 июня 2001 [2] - 39 храмов (1 храм в совместном использовании с Римо-католической церковью) и 10 часовен (1 в совместном использовании с Чехословацкой гуситской церковью), объединенных в 31 приход. Приходы разделены на 5 окружных благочиний. 1 мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте).

Архиереи

Пражская епархия Римской Церкви

  • Детмар (973 - 982)
  • Адальберт (Войтех) (982 - 988, 992 - 994)
  • Страхквас (996) [3]
  • Деодат (998 - 1017)
  • Эликард (Эккард) (1017 - 1023)
  • Гиза (1023 - 1030)
  • Севир (1030 - 1054 (1067))

Чешская (Моравско-Силезская) епархия Сербской Православной Церкви, с 21 ноября 1941 Средне-Европейского митрополичьего округа Русской Православной Церкви Заграницей

Пражское викариатство управляющего приходами в Западной Европе Русской Православной Церкви, с 17 февраля 1931 Западно-Европейского экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата, с 3 ноября 1939 Берлинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, с 8 октября 1945 Западноевропейского экзархата Московского Патриархата

Пражская епархия Константинопольской Православной Церкви

Пражская епархия Чехословацкого экзархата Московского Патриархата

Пражская епархия Чехословацкой Православной Церкви

Викарные епархии

География

Монастыри

Использованные материалы



[1]  Троицки, Сергије, Црквена јурисдикција над православном дијаспором, Сремски Карловци, 1932, 4.

[2]  По данным http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page3174.htm

[3]  умер во время посвящения в сан епископа

Редакция текста от: 04.07.2021 16:02:58

"ПРАЖСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google