Мукачевский Почаевский собор |
- Епархиальное управление: Украина, 89600, Закарпатской обл., г. Мукачево, ул. Епархиальная, 12
- Тел.: (10-380-03131) 2-15-15, факс: 2-14-61
- Официальный сайт: http://mukacheve.church.ua/
- Каноническая территория: Мукачевский, Береговский, Великоберезнянский, Воловецкий, Иршавский, Мукачевский, Перечинский, Свалявский, Ужгородский р-ны Закарпатской обл.
- Кафедральные соборы: Почаевский в г. Мукачеве, Крестовоздвиженский в г. Ужгороде
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Христианство в Закарпатье появилось, вероятно, еще в первые столетия после Христа, когда здесь селились колонисты из Римской империи. Известно, что на Первом Вселенском Соборе в 325 году присутствовал епископ Дакийский, а историческая область Марамуреш частично принадлежала Дакии. Но особенно Православие распространилось в этих землях здесь после 863 года — благодаря проповеднической деятельности равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии. В 880–890-е годы столетия ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье, и считаются здесь основателями Христианства. Наконец, по почину патриарха Константинопольского Феофилакта, в 940 году к венграм был послан епископ Иерофей, миссия которого распространялась возможно и на Карпатский край.
Православные монастыри в Закарпатье возникли в XI столетии. Один из них — Угольский — стал впоследствии кафедрой Марамурешских православных епископов и имел собственную типографию. По мнению некоторых историков, Мукачевский монастырь основали монахи Киево-Печерской Лавры, прибывшие сюда с дочерью киевского князя Ярослава Мудрого Анастасией, которая вышла замуж за венгерского короля Андрея I (1047–1067). Тогда же были основаны Вышеградский и Тормовский монастыри.
В XII столетии венгерские магнаты начали постепенно захватывать закарпатские земли. В 1339 [1] году литовско-русский князь Подольский Феодор Корятович (или Кириятович, Кориатович) переселился с многочисленным народом за Карпаты и, получив в удел Мукачевское княжество, возобновил Мукачевский монастырь и оказывал ему содействие. С тех пор Мукачевские епископы поселились здесь и обитель сделалась средоточием духовной жизни края где готовили будущих епископов и священников [2].
После смерти короля Карла-Роберта в 1342 году Ужгородская доминия переходит во владение римо-католика Филиппа Другета. Для населения Закарпатья настали тяжелые времена, Православная Церковь теряла права. В эти годы, как полагают, епархия зависела от митрополитов Угровлахийских [3]. Попытки латинизации края не увенчались успехом, поскольку население твердо стояло в Православии. После ее подписания в 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния. Мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении Православия в краю, поставляя священников для окресных земель и участвуя в Соборах, созываемых митрополитами Киево-Литовскими [4]. В эти годы периодически в Закарпатье существовала Мараморошская епархия, выделяясь и вновь сливаясь с Мукачевской.
После нескольких неудачных попыток обратить православных в латинство Анна Якушиц в конце концов собрала группу священников, которые поддались на соблазн. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Ягерского католического епископа подписали Ужгородскую унию. Согласно ей Мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римо-католического. Несмотря на то, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии, Габсбурги вместе с римо-католической иерархией взялись массово насаждать унию среди населения. Однако большинство прихожан решительно ей противились. Борьба за сохранение Православия в этом крае продолжалась почти сто лет. К концу XVII века православные епископы уже не могли проживать в Мукачеве и кафедра была перенесена в Марамуреш. Мараморошские владыки, ведавшие всё более широким краем, продолжали назначаться до конца 1730-х годов, после чего восточные земли Австрийской империи остались без православных архипастырей. Монастыри разрушались, храмы либо передавались униатам, либо также уничтожались. Фактически Православная Церковь была загнана в подполье.
Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление прадедовской веры. Село за селом стали открыто исповедовать Православие. Австро-венгерские властители всячески препятствовали его распространению и все же были бессильны против воли народной. Начались жестокие преследования, заводились судебные дела. Так, в 1903–1904 годах прошёл Первый Мараморош-Сиготский процесс на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за противостояние унии. Второй Мараморош-Сиготский процесс завершенный 3 марта 1914 года уже открыто осудил перешедших в Православие карпатороссов исключительно за религиозные убеждения.
По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Ее конституция провозглашала свободу вероисповедания. Хотя новая власть, как и предыдущая, совсем не была заинтересована в распространении Православия, народ массово возвращался к вере отцов. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской Православной Церкви в Закарпатье после чего, по многочисленным просьбам перешедших в Православие местных жителей Архиерейский Собор Сербской Церкви приниял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. В августе 1920 года под его председательством состоялось собрание, на котором делегаты от 60 православных сел обсудили первоочередные организационные вопросы Карпато-русской Церкви. В резолюции собрания говорилось, что делегаты
После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями закрепленному на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель вошедших в СССР перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской была выделена Хустская епархия. После этого Мукачевская епархия имела попечение о Береговском, Великоберезнянском, Воловецком, Иршавском, Мукачевском, Перечинском, Свалявском и Ужгородском районах Закарпатской области.
Исторические названия
- Мукачевская и Мараморошская [5]
- Мукачевская и Пряшевская (2 августа 1931 - 1945)
- Мукачевская и Ужгородская (с 1945)
Статистика
- конец 1948 - 132 православных прихода, на которых служили 126 священника; 22 священника без приходов; 234 культовых сооружения [6]
- 1 января 1958 - 512 зарегистрированных храмов/молитвенных домов [7]
- 2000 - 160 приходов, 6 монастырей [8]
- ок. 2010 - 290 приходов, 265 священников, 14 монастырей, более 200 монашествующих [9]
Архипастыри
- Иоанн (упом. 1491, 1498)
- Василий (Владислав) (1551 - 1552)
- Иларий (Иларион) (1556 - 1559) [10]
- Евфимий (1561 - 1567)
- Амфилохий (1569, 1596)
- Василий (1597)
- Сергий (1601 - 1616)
- Софроний (1616)
- Иларион
- Евфимий (Евтихий) (1618)
- Петроний (униат?) (10 февраля 1623 - 1626)
- Иоанн (Грегорович) (12 января 1627 - 1633)
- Василий (Тарасович) (16 октября 1633 - 14 мая 1642) [11]
- Порфирий (Арден) (1640 - 1643) в/у, еп. Мункачский
- Софроний (Юско), Румын (1646) в/у, еп. Мункачский
- Василий (Тарасович) (до августа 1648)
- Петр/Парфений (Петрович-Ратошинский) (сентябрь 1648 - 1649) [12]
- Иоанникий (Зейкан) (1652 - 8 ноября 1686) [13]
- Феофан (Маврокордато) (1677) в/у?, архиеп. Угорской Руси
- Мефодий (Раковецкий) (1687 - не позднее 1689) [13]
- Сщисп. Досифей (Васич) (1920 - 1921) еп. Нишский
- Ириней (Чирич) (с 1924) еп. Новосадский
- Серафим (Иванович) (с 1930) еп. Призренский
- Иосиф (Цвиевич) (1930 - 1931) еп. Битольский, экзарх Карпатской Руси
- Дамаскин (Грданички) (1931 - июнь 1938)
- Владимир (Раич) (ноябрь 1938 - 1945)
- Феофан (Сабов) (упом. в нояб. 1944) админ., игум.
- Нестор (Сидорук) (22 октября [14] - 24 октября 1945) в/у, еп. Уманский
- Нестор (Сидорук) (24 октября 1945 - 3 июня 1948)
- Макарий (Оксиюк) (3 июня 1948 - 17 марта 1950)
- Иларион (Кочергин) (17 марта - 22 июля 1950) в/у, еп. Уманский
- Иларион (Кочергин) (22 июля 1950 - 5 сентября 1956)
- Варлаам (Борисевич) (5 сентября 1956 - 5 июля 1961)
- Николай (Кутепов) (10 сентября 1961 - 9 октября 1963)
- Иосиф (Савраш) (9 октября - 9 ноября 1963) в/у, еп. Ивано-Франковский
- Боголеп (Анцух) (9 ноября 1963 - 5 февраля 1965)
- Григорий (Закаляк) (5 февраля 1965 - 18 марта 1977)
- Савва (Бабинец) (18 марта 1977 - 26 июня 1985)
- Дамаскин (Бодрый) (26 июня 1985 - 1 июля 1989)
- Евфимий (Шутак) (28 июля 1989 - 19 января 2000)
- Агапит (Бевцик) (26 июля 2000 - 14 декабря 2007)
- Марк (Петровцы) (14 - 23 декабря 2007) в/у, еп. Хустский
- Феодор (Мамасуев) (с 23 декабря 2007)
Викарные епархии
Монастыри
- Домбокский Успенский (женский)
- Дубровский Иоанно-Предтеченский (женский)
- Заболотненский Георгиевский (мужской)
- Заречовский Мариинский (женский)
- Костринский Покровский скит (мужской)
- Кочерненский Успенский (мужской)
- Красногорский Всехсвятский (мужской)
- Кушницкий Введенский (женский)
- Мукачевский Никольский (женский)
- Осойский Пантелеимоновский (женский)
- Приборжавский Серафимовский (женский)
- Ракошинский Покровский (мужской)
- Свалявский Кирилло-Мефодиевский (женский)
- Селецкий Иоанно-Богословский (мужской)
- Суховский Владимирский (мужской)
- Тишевский Казанский (мужской)
- Ужгородский Воскресенский (мужской)
Учебные заведения
Литература
- ЖМП, 1945, № 11, 20.
Использованные материалы
- "На перекрестке столетий", Звезда Рождества, № 39:
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница портала Иерархия церквей:
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
- Статья Справочника РПЦ 2000-2004.
[1] Дата по Мукачевской летописи. Иные данные указывают 1330 год.
[2] Дурново, Иерархия..., 184-185; "На перекрестке столетий", Звезда Рождества, № 39, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/39.html
[3] Дурново также говорит об основании Мукачевской епархии в 1454 году. Дурново, Иерархия..., 184-185.
[4] Дурново, Иерархия..., 184-185.
[5] См. подробнее "Границы Мукачевской Епархии и их изменяемость," Василий (Пронин), архим., История Православной Церкви на Закарпетье, http://www.nik-mykachiv.narod.ru/history/001_1/5.htm
[6] Юрій Данилець, Василь Мiщанин "Православна церква на Закарпатті в умовах становлення радянської влади (1944-1950 рр.)" - http://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavna-tserkva-na-zaka...-rr
[7] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.
[8] Звезда Рождества, № 39, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/39.html
[9] Данилець Юрій, "Історія єпархії," официальный сайт Мукачевской епархии, http://www.m-eparchy.org.ua/istoriya-eparhiyi/istoriya-eparhiyi.html
[10] На официальной странице Угольского монастыря указан как Иларион, годы епископства - с 1558 по 1561. См. http://uglya-mon.church.ua/istoriya/
[11] Совратился в унию.
[12] Совратился в унию, оставался униатским еп. Мукачевским до 2 июля 1654
[13] Отпал в унию.
[14] По ММЛ "РПИ" (580) - с 14 октября.