Епископ Чешский Горазд (Павлик) |
Память 22 августа - преставление, 12 сентября (Чехосл.) - епископская хиротония в 1921 году [1]
В миру Павлик Матей, родился в семье образованного крестьянина Яна Павлика и его супруги Анны, урожденной Белчиковой, в селе Груба Врбка (Южная Моравия, Австро-Венгерская империя) 26 мая 1879 года. Родители его были римо-католиками. Матей с радостью участвовал в богослужениях в соседнем Кужелове. Он был любим и учителями, и соучениками. Учился отлично, а в свободное время много читал, особенно литературу, говорившую о жизни первых христиан.
После окончания начальной школы он учился в римо-католической гимназии в Кромержиже. В седьмом классе начал самостоятельно изучать старославянский язык. Учёбу окончил с отличием.
В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце. В 1900 году, при переходе со второго на третий курс факультета, совершил поездку в Киево-Печерскую Лавру.
Римо-католический священник
В 1902 году окончил богословский факультет по первому разряду и 5 июля в Оломоуцком римо-католическом соборе святого Вацлава был рукоположен в сан священника и назначен на приход в Карловичах, а потом в Брумовице. С 15 сентября 1906 года до 1 мая 1920 года служил священником в психиатрической лечебнице в Кромержиже. Снискал большое уважение не только среди вверенных ему больных, но и среди врачей и персонала лечебницы.
Поиск пути в Православие
Сщмч. Горазд (Павлик) |
Осенью 1918 года, после окончания войны, когда в национальной и религиозной жизни получившей независимость Чехословакии совершались большие перемены, он тяжело заболел и почти лишился зрения. Ему пришлось долгое время пролежать в больнице, что и послужило причиной его ухода на пенсию, несмотря на молодой возраст.
В эту пору, после распада Австро-Венгрии и образования Чехословацкой республики, около полумиллиона её жителей вышли из римо-католической церкви, так как классический римо-католицизм воспринимался многими чехами и словаками как религия австрийских завоевателей. 8 января 1920 года было объявлено об образовании "Чехословацкой церкви," считающей себя наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций. Главой церкви стал бывший католический священник доктор богословия Карл Фарский. С этим движением отец Матей не мог согласиться полностью, поскольку оно было лишено иерархии и связи со Вселенской Церковью, но в нем созрело решение выступить для просвещения народа в духе Православия.
11 октября 1920 года он официально вышел из римо-католической церкви и присоединился к Чехословацкой национальной церкви с намерением защищать в ней православное направление. Однако, трудиться в этом направлении было нелегко, ибо либеральное крыло движения было очень сильно.
С 1 июля 1921 года отец Матей был определён в церковные администраторы области Моравия и Силезия. В том же месяце начал издавать религиозный журнал "За правдоу," в котором защищал православные принципы от нападений радикалов, которые захватили ведущие посты в руководстве Чехословацкой церкви.
Благодаря его усилиям, I собор Чехословацкой церкви принял православные нравственность и вероучение. На II соборе 29 августа 1921 года было окончательно принято решение, что вероучение Церкви должно быть православным, были признаны постановления семи Вселенских Соборов. На этом соборе уже присутствовал и экзарх Сербской Православной Церкви епископ Нишский Досифей, чем и было положено начало каноническому общению. Второй собор вынес также решение, что название Церкви будет "Чехословацкая Церковь Православная."
21 сентября 1921 года отец Матей на Фрушкой Горе в Лавре Крушедол постригся в монашество с наречением в честь равноапотольного Горазда. На следующий день в монастыре Гргетек иеромонах Горазд был возведен в сан игумена, а вечером того же дня епископом Досифеем в монастыре Хопово - в сан архимандрита. 25 сентября 1921 года в соборе святого Михаила архимандрит Горазд был рукоположен во епископа Моравского и Силезского. Хиротонию совершили патриарх Сербский Димитрий, митрополит Киевский Антоний, митрополит Варнава [2], епископ Досифей и епископ Иосиф в присутствии всех архиереев Сербской Церкви.
Попытка удержать Чехословацкую церковь в Православии
Сщмч. Горазд Чешский. Фреска (Сербия) |
Владыка Горазд использовал каждую предоставившуюся возможность утвердить истинный церковный строй. Так, он говорил:
В журнале "За правдоу" в 1922 году епископ писал: "Было бы знаком по-настоящему гибкой совести заявить о приятии Никео-царьградского символа веры и деяний семи вселенских соборов, затем принять имя для Чехословацкой церкви - православная, и при этом смеяться над всем православным: и над вероучебными догматами, и над обрядом."
В июле 1922 года владыка Горазд был послан в миссионерскую поездку в Америку, в чешские колонии. Во время его деятельности в Америке радикалы во главе с Карлом Фарским начали борьбу против догматов и устройства Православной Церкви. Они выпустили в свет "Чехословацкий катехизис" еретического содержания. Так, в "катехизисе" говорилось, что нет Единого Бога в Трех Лицах и Бог - это "живой закон мира". Иисус Христос - "не является Сыном Божиим, Спасителем, но только пророком". Фарский и Калоус ставили в "катехизисе" Иисуса Христа в один ряд с Моисеем, Сократом, Магометом, Зороастрой, Буддой, Конфуцием. По их учению, Дух Святый - это только Божие воодушевление в человеке. Отвергнуто было православное учение о Богородице.
Святой Горазд Новый, священномученик, восстановитель Православия. Французская икона XX ст. |
Владыка Горазд почти два года вел борьбу с радикалистами, стараясь защитить от ереси верующих Чехословацкой Церкви Православной, но силы были явно неравны. Одновременно с внутренней борьбой, возник разлад с независимо устроившейся "Чешской религиозной православной общиной," которая, после неудачных переговоров с Сербской Церковью, в 1923 году вошла в ведение Константинопольского Патриархата. Юрисдикционный спор был подогрет государством, т.к. президент Т. Г. Масарик и другие ведущие политики ЧСР были против восстановления и утверждения Православия в Чехословакии.
Владыка Горазд, не имея возможности пастырски вести на территории Чехии православно ориентированных членов Чехословацкой церкви, рекомендовал им, дабы они присоединились к "Чешской религиозной православной общине". Так и стало с большей их частью, особенно в Праге.
5 марта 1923 года на заседании епархиального совета Моравско-Силезской епархии епископ Горазд отказался от места епархиального архиерея и от дальнейшей деятельности в Чехословацкой церкви. Епархиальный совет отставки не принял и представители православной ориентации просили епископа Горазда, чтобы он остался и дальше во главе епархии. Владыка Горазд их просьбу удовлетворил, чтобы православные не остались без пастыря.
Он ещё год вёл борьбу с радикалистами и прилагал усилия к укреплению в истинах Православия наибольшего числа сторонников Чехословацкой церкви. 10 июня 1924 года журнал "За Правдоу" в последний раз вышел как епархиальный орган Чехословацкой церкви в Моравии.
21 июля 1924 года епископ Горазд вышел из "Чехословацкой Церкви Православной" и увёл с собой православную её часть. Вместе с этим Чехословацкая церковь перестала существовать как Православная Церковь и окончательно впала в протестантизм, лишившись Благодати Божией, ибо решением своего "собора" 31 августа 1924 года она восприняла за официальное учение ересь "Чехословацкого катехизиса".
Архипастырь Чешской епархии Сербской Церкви
Сщмч. Горазд (Павлик) |
Владыка Горазд интенсивно занялся строительством новой Церкви. Он поставил перед собой цель, чтобы в каждом приходе были собственный храм и церковный дом. В течение каждого года строилось по одному храму. Большим его помощником в этом деле был протоиерей Всеволод Коломацкий. Владыка не только руководил постройкой храмов для своих приходов, но и сам работал вместе с прихожанами. Большую помощь он оказывал тайно. Под руководством святителя Горазда с 1928 по 1942 год включительно было построено и освящено 14 храмов. При этом владыка встречался с препятствиями на своем пути. В отчете, посланном Сербскому патриарху Варнаве, владыка пишет о яростной пропаганде против Православия со стороны тогдашнего президента Т. Г. Масарика, политических партий, Чехословацкой церкви, римо-католиков и т. д.
Владыка Горазд был епископом-миссионером: приезжая в какой-либо приход, жил там по нескольку месяцев, посещал каждую православную семью. Наряду с религиозно-просветительской деятельностью, владыка занимался много и литературным трудом. Он составил, в частности, "Сборник молитв и литургических песнопений Православной Церкви". При составлении сборника владыка использовал русский распев первого, третьего, четвертого, шестого гласов, а также и семи гласов прокимнов. Святитель, в целях быстрого усвоения пения по сборнику, сам ездил по приходам и учил народ церковному пению.
В 1927 году был издан Служебник для священников под названием "Божественная литургия св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого," а также "Библейская история для учеников 1-4 классов общинных школ". Выдающимся трудом святителя стала "Жизнь свв. Кирилла и Мефодия и их связь с Римом и Цареградом" изданная под псевдонимом П. Малы.
Священномученик Горазд Богемский. Автор: Виталий Преображенский. Закарпатье, 2012 |
Владыка Горазд без устали прилагал усилия к основанию монастыря, который наконец был основан, но монахи по разным причинам разошлись. Вопреки многим препятствиям за четыре года владыкой было достигнуто решение юридических вопросов, найдено согласие и укреплена организационная структура Православия в ЧСР уже на уровне двух епархий - Чешской (Моравско-Силезской) и Подкарпатской (Мукачевско-Пряшевской).
28 сентября 1935 года участвовал в освящении Пражского Кирилло-Мефодиевского кафедрального собора.
В 1938 году Чехословакия пала жертвой Мюнхенского сговора западных держав. Часть ее была оккупирована Германией. В своих проповедях, письмах и статьях епископ Горазд призывал всех верующих к исполнению своих христианских и патриотических обязанностей.
15 марта 1939 года Чехословакия окончательно потеряла свою независимость. Немцы создали из Словакии "самостоятельную" республику, а в Чехии и Моравии образовали так называемый протекторат. Для Чешской Православной Церкви и для всего народа началось время тяжких испытаний. Епископ Горазд и в дни оккупации не оставлял своей миссионерской, научно-литературной и патриотической деятельности. 15 марта 1939 года в статье "Братья и сёстры" он пророчески говорил, что несправедливость будет уничтожена, если народ не оставит Бога. Между прочим писал: "Будьте уверены, что наша православная церковь есть наипрочнейшая основа как религиозного и морального бытования, так и народной жизни нашей."
Тогда же владыка начал писать "Жития святых." Уже во время оккупации, по благословению святителя Горазда, началось строительство храма Святой Троицы в селе Челеховице-на-Гане.
Отношение святого владыки к немецкой оккупации видно из его слов к министру протекторатного правительства Э. Моравцу: "Мы будем послушны каждому законному правительству."
Протекторатная власть организовала давление на владыку Горазда, чтобы он перешёл из юрисдикции Сербской в юрисдикцию Берлинского архиепископа Русской Православной Церкви Заграницей. 21 ноября 1941 года он был временно принят с 20 приходами в Русскую Зарубежную Церковь ввиду невозможности из-за войны сноситься со своим руководством в Сербии.
Мучения и кончина
Сщмч. Горазд Чешский после двухмесячного тюремного заключения |
Сщмч. Горазд Чешский и иже с ним пострадавшие пресвитеры Вацлав Чикл и Владимир Петржек и мирянин Ян Зоневенд. Икона, написанная в Православной Церкви Чешских земель и Словакии (нач. XXI в.) |
В четверг 25 июня 1942 года, в 5 часов утра, гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он находился с 25 июня по 4 сентября 1942 года. В течение этого времени он был подвергнут тяжелым мучительным допросам, немцы рвали у владыки густую бороду, били его и подвергали разным другим мучениям. Его увозили в 22 часа, а возвращался он в пять часов утра. Днем владыке не давали отдыха. Когда заключенные получали пищу, тюремщик часто отталкивал епископа ногой и оставлял без еды.
Свидетели заключения владыки, а часто и его мучений, приводили свидетельства, что владыка Горазд, отец Вацлав и отец Владимир были и посреди всех мучений очень спокойны. Глубокий покой был на их лицах и на суде, и при вынесении приговора, и на месте казни.
Военный трибунал приговорил епископа Горазда, а с ним протоиерея Вячеслава Чикла, иерея, доктора богословия Владимира Петржка и мирянина Яна Соневенда к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге. Тела святого владыки Горазда, отца Владимира Петржека и Яна Зонневенда были сожжены, тело отца Вацлава Чикла отдано для вскрытия и научного изучения. Вскоре после этого деятельность Чешской Православной Церкви была полностью запрещена властями Третьего рейха.
Почитание
Первая икона сщмч. Горазда, написанная протоиереем Всеволодом Коломацким в 1944 году |
17 мая 1961 года Сербская Православная Церковь причислила епископа Горазда к лику новомучеников [3], а в воскресенье 5 сентября 1987 года в кафедральном храме святого Горазда в городе Оломоуце при большом стечении народа, в присутствии всех членов Священного Синода Православной Церкви Чехословакии во главе с митрополитом Дорофеем и архиереев Константинопольской, Русской и Сербской Православных Церквей, состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского.
Облачение священномученика Горазда хранится в Пражском кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия. В 1992 году была совершена первая служба в православном храме освященном в честь святителя в его родной Грубе Врбке.
Труды
Основные труды святителя Горазда:
- Жизнь свв. Кирилла и Мефодия и их связь с Римом и Цареградом
- Православный катехизис (по-русски издан как 1168 вопросов и ответов о православной вере)
Важное место в его работах уделено разъяснению заблуждений римо-католицизма - в первую очередь лжеучений о первенстве папы Римского и о Filioque. См. подробнее:
- Георгий Максимов, диакон, "Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского," 24 декабря 2010:
Молитвословия
Тропарь, глaс 4
Правосла́вных наста́вниче/ и Мора́вския Це́ркве возобнови́телю,/ богомýдрый пастырена́чальниче,/ о́тче Гора́зде:/ о и́стине пострада́вый ра́дуяся,/ моли́ ми́лоcтиваго Бо́га,// да спасе́т дýши на́ша.
Кондак, глас 2
Среди́ злове́рных пребыва́я во и́стине,/ я́коже тве́рдый адама́нт,/ лю́дем ро́да твоего́/ указа́л еси́ пyть спасе́ния, Правосла́вие:/ Богоуго́дно пожи́в, учи́телю Ева́нгелия,/ священнонача́льниче и [архи]па́стырю,/ терпя́ и хра́брствуя восприя́л еси́/ вене́ц му́ченический от Спа́са Христа́./ Священному́чениче, о́тче Гора́зде,// моли́ о нас в Ца́рствии Бо́жием.
Видео
- Подборка фото и видеоматериалов о священномученике Горазде:
Использованные материалы
- Кирилл (Поспишил), схиархим., "Священномученик Горазд, епископ Чешский и моравско-силезский", сербоведческий сайт Српска.ру, 4 сентября 2004:
- Кирилл (Поспишил), схиархим., "Житие священномученика Горазда":
- Жизнеописание на основе кандидатской диссертации иеромонаха Кирилла (Поспишила):
- Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:
- Статья сайта Русское Православие:
- Бурега, Владимир, "Кафедральный Собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге," 21 июня 2001:
- Страница франкоязычного православного форума forum - orthodoxe .com:
- Svatý novomučedník Gorazd II., biskup český a moravsko-slezský
- "Август 22. Свешт. муч. Горазд II (Пвлик), еп. Чешко-Моравски (тропар и кондак)" // Список служб на сайте НОВИ СРБЉАК - НÓВЫЙ СÉРБЛЯКЪ:
[1] "Chirotonie svt.mč. Gorazda (r. 1921 v Bělehradě)", страница чешского сайта Pravoslavný kalendář, http://www.kalendar.or.cz/day.pl?date=2019-09-25.
[2] Вероятно будущий патриарх Сербский Варнава (Росич).
[3] "Gorazd (Pavlík)", страница портала Alchetron, https://alchetron.com/Gorazd-(Pavlík) (даты в тексте даны по старому стилю).