Блгв. император Феодосий Великий. Фрагмент фрески XIV в. "Второй Вселенский собор". Монастырь Высокие Дечаны, Косово |
Память 17 января (Греч. [1], РПЦЗ [2], Груз. [3], ПЦА [4]) [5]
Родился в 346 году в Испании, был сыном Феодосия, храброго и искусного военачальника, поднявшегося во времена Валентиниана I в своей карьере до звания командующего конницей (magister equitum) [6], но, после смерти Валентиниана, впавшего в немилость и казненного в Карфагене по ложному обвинению врагами в сепаратистских замыслах [7] (вероятно в 375 или 376 году [8]).
Сам Феодосий так же был способным военачальником, отличался храбростью и прославился выдающимися талантами полководца, когда вместе со своим отцом участвовал в отражении атак пиктов и скотов, а затем когда был назначен дуксом Мезии и управлял военными силами на Дунае, где успешно воевал против савроматов и отстаивал границу от варварских вторжений. После казни отца удалился к себе на родину, где вел частный образ жизни. Родители Феодосия были христианами, хотя сам он в детстве не был крещен.
Еще до избрания его императором он женился на Элии Флацилле. Старший из его двух сыновей - Аркадий родился в Испании в 377 году, младший - Гонорий - в Константинополе в 384 году. Вторым браком Феодосий был женат на Галле, от которой имел дочь Галлу Плацидию, мать будущего императора Западной Римской империи Валентиниана III [9].
Спустя несколько лет после своего удаления вновь призван на службу властителем Запада Грацианом. После гибели императора Валента II его соправитель молодой Грациан, которому нелегко было сдерживать натиск варваров, получил в удел Восточную империю (378 год), он сперва взял Феодосия себе в помощники, через некоторое время назначил главнокомандующим армией, а после одержанных им блистательных побед приобщил к власти: 19 января 379 года короновал Феодосия в Сирмии императором Восточной Римской империи.
Богато одаренный природой, император Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве - вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне - против теснивших империю варваров, внутри - против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось.
Внешняя политика
Феодосий I. Прижизненное изображение на миссории (серебряном блюде), 338 г. (Мадрид, Королевская историческая академия) |
Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы, сарматы, аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания.
На дальнем Востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве.
Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в Галлию и Италию. В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе (383 г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего сына Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему пришлось бежать в 387 году в Фессалоники, под покровительство Феодосия.
Феодосий двинулся против Максима в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения - Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен в 388 году. В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 гг. большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане.
Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория.
Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (392), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма, под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя.
Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего - Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в 394 году (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий одержал победу в битве близ Аквилеи, но вскоре заболел и скончался в Милане.
Внутренняя и церковная политика
Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, император Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием Церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.
Во внутреннем управлении императора Феодосия важное и видное место занимала церковная политика, которая состояла из неуклонной борьбы с язычеством, вплоть до полного его запрета, поддержки православия и преследования еретиков, в первую очередь ариан. Он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином, выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Феодосий первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.
В отличие от своего предшественника на троне, Валента, бывшего непреклонным приверженцем арианства, Феодосий уже в первые месяцы своего правления показал себя ревностным сторонником христианства в его православной форме. Вскоре после своего воцарения, находясь в Фессалонике, он тяжело заболел и крестился у местного православного епископа Асхолия, от которого потребовал прежде совершения таинства исповедовать никейскую веру [10]. В эдикте от 28 февраля 380 года [11] была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, "которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости". Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо "католическим" (вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться "Церковью". Вступив в Константинополь, он потребовал от арианского епископа Димофила признать учение о единосущии, но тот предпочел отправиться в ссылку. 27 ноября 380 года император лично ввел свт. Григория Богослова в столичный кафедральный храм святых Апостолов [12], а 10 января 381 года предписал отбирать у еретиков церкви и запретил им собираться в пределах городских стен, отведя им место для богослужения за городскими воротами [13].
По его инициативе в 381 году в Константинополе был созван II Вселенский Собор, на котором было подтверждено никейское вероисповедание, добавлена к Символу веры часть о Святом Духе, утвержден догмат о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном и отвергнут ряд ересей. Кроме того, Собор принял ряд канонов, среди которых наиболее важны второй («областные епископы не должны простирать своей власти на другие церкви вне своих областей») и третий («Константинопольский епископ да имеет преимущества чести после епископа римского, так как Константинополь есть новый Рим»). Во многом благодаря активному участию императора закладываются основы автокефалии Восточной Церкви.
Упорствующим в ересях грозили строжайшие наказания. Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники. В 384-385 годах рядом указов были запрещены жертвоприношения и предписано уничтожение храмов (префект Востока Кинегий, при помощи вооруженной силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт 391 года, еще более строгий, нанес последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя "победы", признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция стapoримской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений императора Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.
Император Феодосий был благочестивым правителем, но имел властный характер и был склонен ко вспышкам гнева. Так, в 390 году, когда Феодосий получил власть над западной частью империи и разместил свой двор в Милане, в Фессалониках случился мятеж. Захотев устроить показательный процесс над восставшими, император приказал умертвить несколько тысяч невиновных людей на цирковой арене города, несмотря на попытки святителя Амвросия Медиоланского помешать этому. После массового убийства отважный епископ без колебаний запретил Феодосию входить в храм и подверг его суровой епитимии. Феодосий, проявив смирение, подчинился приговору, каялся, просил прощения со слезами и, когда закончился назначенный святым Амвросием срок отлучения, пришёл в храм не в императорских одеждах, а как грешный простолюдин. Впоследствии император издал закон, согласно которому приговорённые к смерти могли быть казнены не раньше чем по прошествии 30 дней с момента объявления приговора.
В другой раз жители Антиохии подняли мятеж и разбили множество статуй, поставленных в его честь и в честь его супруги Плакиллы. Феодосий решил было устроить жестокие кровавые репрессии в городе, но внял увещеваниям антиохийского архиепископа Флавиана и мудрым предостережениям преподобного Македония. Он проявил великодушие и отказался от своего намерения.
Покаяние и смирение Феодосия были столь велики, что позволяли ему даже совершать чудеса. Рассказывают, что во время паломничества в Иерусалим он, одетый в простую одежду, оказался перед храмом Воскресения Христова. По его молитве двери храма широко отворились и церковь оказалась вся залита светом, как в праздничный день.
Феодосий собственноручно переписал текст Евангелия и прилежно читал его каждый день. Часто благочестивый император повторял, что более рад быть членом Церкви, нежели правителем всего мира.
Был также император ктитором монастыря Ватопед и подарил ему сделанную из мастики икону Божией Матери "Алтарница".
Кончина и наследие
Император Феодосий скончался 17 января 395 года в Милане, в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада. Из Милана тело Феодосия было перенесено в Константинополь и погребено с большими почестями.
Феодосий I был последним императором, объединявшим власть над восточной и западной частями Римской империи. Умирая, он разделил империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся еще юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребенку - Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.
Церковь усвоила ему именование Великого.
Литература
- Воробьева Н. Н., "Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I - IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.", Омск, 2005:
Использованные материалы
- "Память благоверного царя Феодосия Великого" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 243-246
- Ив. Гр. "Феодосий I Великий" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Ванкова Анна, "Династия Валентиана-Феодосия (364-457)", 2008 // Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού, Κωνσταντινούπολη (Энциклопедия эллинского мира) (греч.):
- http://constantinople.ehw.gr/forms/fLemmaBodyExtended.aspx?l...921 (материал использован частично)
- Храпов А. В., Империя и Церковь. От Константина Великого до Юстиниана Великого (311–565) // Православная энциклопедия, т. VIII, с. 162-170, М., 2004:
- http://vizantia.info/docs/6.htm (материал использован частично)
[1] «Ὁ Ἅγιος Θεοδόσιος ὁ Μέγας ὁ βασιλεύς», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1775/sxsaintinfo.aspx
[2] «Св. царя Ѳеодосiя Великаго (395)», - Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, c. 15, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Jan-2019.pdf
[3] Святой царь Феодосий Великий (IV) წმიდა მეფე თეოდოსი დიდი (IV), страница сайта "orthodoxy.ge", https://orthodoxy.ge/tveni/ianvari/17-teodosi.htm
[4] "Emperor Theodosius the Great", официальный сайт Православной Церкви в Америке, https://www.oca.org/saints/lives/2021/01/17/109027-emperor-t...eat
[5] "Святого царя Феодосия Великого (IV)", - Настольная книга священно служителя. Том 2. - М.: Издание Московской Патриархии, 1978. - С. 505, https://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf, "Благовернаго царя Феодосия Великаго (+ 395)", - Минея-январь, изд. Московской патриархии, с. 645, http://korolev.msk.ru/minea/jan2/jan2645.html
[6] Аммиан Марцеллин. Римская история, Деяния XXVIII. 3. 9
[7] Эдвард Гиббон. История упадка и крушения Римской империи, XXVI, http://www.e-reading.club/chapter.php/1010330/98/Gibbon_-_Is...tml
[8] Ванкова Анна, "Династия Валентиана-Феодосия (364-457)", 2008 // Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού, Κωνσταντινούπολη (Энциклопедия эллинского мира) (греч.). Ив. Гр. в статье "Феодосий I Великий" указывает 374, но Эдвард Гиббон пишет что "Валентиниана уже не было в ту пору в живых". См. Энциклопедическ словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907 и Эдвард Гиббон. История упадка и крушения Римской империи, XXVI.
[9] Ванкова Анна, "Династия Валентиана-Феодосия (364-457)", 2008 // Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού, Κωνσταντινούπολη (Энциклопедия эллинского мира) (греч.)
[10] (Sozom. Hist. eccl. VII 4. 3; Socr. Hist. eccl. V 6)
[11] CTh XVI 1. 2
[12] Socr. Hist. eccl. V 6
[13] CTh XVI 5. 6