Епити́мия (греч. наказание) — духовно-исправительные меры, которые священнослужитель, как духовный врач, налагает на кающегося для уврачевания его нравственных болезней. Например, особенный пост сверх положенного для всех, покаянные молитвы с определенным числом поклонов и др. Основной вид епитимии, бывший в практике древней Церкви, - отлучение от причастия Святых Таин на большее или меньшее время.
В древней Церкви существовал чин общественного покаяния для "падших" - не устоявших в вере во время гонений. По этому чину кающиеся разделялись на четыре класса:
- "плачущие" - не имели права присутствовать при общественном богослужении и, распростершись на церковной паперти, с плачем просили входивших в храм молиться о них.
- "слушающие" - могли находиться в притворе храма вплоть до окончания литургии оглашенных.
- "коленопреклоненные" - входили в храм, но также не участвовавших в литургии верных - после литургии они на коленях получали благословение пастыря.
- "вместе стоящие" - стояли вместе с верными в продолжении литургии, но не могли причащаться Святых Таин.
Епитимии назначаются не всем, а только тем кающимся христианам, кто по тяжести или качеству их грехов, или по характеру покаяния, нуждаются в этих духовных врачеваниях. Такого рода запрещения наложил апостол Павел на появившегося среди Коринфских христиан кровосмесника, когда ради его уврачевания повелел отлучить его от Церкви и общения с верующими и предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1 Кор. 5, 1-50). Затем, по его искреннем сокрушении апостол заповедал вновь принять его в церковное общение (2 Кор. 2, 6-8).
Епитимии имеют характер запрещения или наказания (2 Кор. 2, 6), но смысл их исправительный, врачевательный, педагогический. Их цель - углубить печаль о сделанных грехах и поддержать решение воли к исправлению. О пользе печали ради Бога говорит апостол Павел, указывая что она "производит неизменное покаяние ко спасению", тогда как "печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7, 10). Правила Святых Соборов и святых Отцов подтверждают, что и в те времена епитимии были средством духовного врачества ведущим к спасительному покаянию. Древние пастыри, налагая епитимии на грешников, заботились не о справедливости наказания по мере преступлений для удовлетворения правде Божией, но о благотворном влиянии наказаний на грешника. Поэтому, по мере надобности, они сокращали время запрещения или даже совсем снимали его. Так, правило VI Вселенского Собора говорит:
Юридический взгляд - ошибочное римо-католическое понятие
У некоторых учителей Западной древней Церкви епитимии назывались "удовлетворениями", но в нравственном и воспитательном смысле, а не в качестве юридического оправдания. Однако впоследствии, среди римо-католиков, развилось ошибочное юридическое понятие о епитимии, которое трактует характер наказания как "удовлетворения Божией правды за грехи".
Согласно этому понятию всякий грех или их сумма, должен иметь церковное наказание, даже помимо того, что бывают естественные возмездия за грех, как болезни, когда человек сам видит Божие наказание за грехи. Это наказание может быть снято "индульгенцией," выдаваемой даже вперед, например по случаю юбилейных торжеств. При этом папа Римский, давая индульгенции, вменяет "заслуги святых" лицам, подлежащим епитимии, изымая их из так называемой "сокровищницы добрых дел".
Использованные материалы
- Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, отдел «Жизнь Церкви в Духе Святом», глава "Таинство покаяния":