Прот. Михаил Александрович Лисицын. Фото В. Хорецкой, из интернет-версии Таллинской ежемесячной газеты "Мир Православия" №1 (166), за январь 2012. |
Родился 13 декабря 1872 года [1] в городе Духовщине Смоленской губернии в семье соборного диакона.
Первоначальное образование получил в городском училище, а затем в Смоленском духовном училище.
В 1893 году окончил Смоленскую духовную семинарию, в 1897 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний, через представление удовлетворительной печатной диссертации и её публичную защиту [2]. Одногрупник по академии сщмч. Митрофана, архиеп. Астраханского. Здоровьем он не отличался еще в академии, где долго болел плевритом.
По окончании академического курса, был определен учителем в Гаванскую церковноприходскую школу (в Санкт-Петербурге), учителем пения в школу Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви у Варшавского вокзала и корректором в редакцию «Церковных ведомостей» при Святейшем Синоде.
Окончил Петербургский археологический институт.
Рукоположен во священника.
C 1898 года служил законоучителем в приюте принца Ольденбургского и священником в церкви приюта, с 13 сентября 1902 года - законоучитель Павловского военного училища и настоятель церкви училища.
С 8 октября 1904 года - настоятель Иоанно-Предтеченской церкви при Пажеском корпусе. Одновременно был законоучителем в Пажеском корпусе. В разные годы был законоучителем гимназий Штемберга, Прокофьевой, преподавателем Придворной певческой капеллы, народной консерватории, а в последние годы жизни профессором богословия в Военной-Медицинской академии.
Церковный композитор и сотрудник журнала "Музыка и пение". Написал более 70-ти духовных музыкальных произведений. Предложил авторскую программу реформы церковного пения: синтез знаменного, греческого, сербского и болгарского распевов с современными выразительными средствами, соединить древние музыкальные приемы с современной гармонизацией.
6 мая 1908 года возведён в сан протоиерея.
11 июня 1911 года удостоен степени магистра богословия за сочинение "Первоначальный славяно-русский типикон. Историко-археологическое исследование".
Входил в состав союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7 марта 1917 года в Петрограде [3].
С 30 января 1918 года преподавал предмет литургики на одногодичных пастырско-богословские курсах, учрежденных братством диаконов и псаломщиков.
Скончался 16 июня 1918 года на 45 году жизни [4] в городе Духовщине на Смоленщине в доме матери, куда поехал отдохнуть, подлечиться и поправить здоровье.
Сочинения
- «Устав в Русской Церкви с начала принятия христианства по XIV в. включительно» (кандидатское сочинение, в рукописи)
- "Первоначальный славяно-русский типикон" (историко-археологическое исследование СПб., 1911; магистерская диссертация, удостоено Императорской Академии Наук премии митрополита Макария)
- Христианское воспитание в семье и школе. 1901 г.
- Лжехристианство Л. Толстого пред судом светской критики («Министерское обозрение») отдельный оттиск. 1902 г.
- Религиозно-нравственное учение Л. Толстого в молодости и в старости («Миссионерское обозрение») отдельный оттиск. 1902 г.
- Слово в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова («Смоленские епархиальные ведомости» 1893 г.).
- «Григорий Фёдорович Львовский как духовный композитор». Русская музыкальная газета. 1895 г.
- «П.И. Чайковский как духовный композитор». Русская музыкальная газета. 1897 г.
- «А.С. Аренский как духовный композитор». Русская музыкальная газета. 1898 г.
- «Сучение свечи». («Русский паломник» 1897 г.)
- «От чего нас спас Господь Иисус Христос» («Миссионерское обозрение» 1905 г.)
- «В защиту литургики» (по поводу нового Устава, исключившего литургику, как общеобязательный предмет). «Колокол» 1909 г. (приблизительно октябрь)
- Очерки по истории русской церковной музыке (журнал «Музыка и пение») 1901–1905 гг.
- "Обзор духовно-музыкальной литературы" (ib., 1901)
- Церковь и музыка. 1902 г.
- "Церковь и музыка" (ib., 2-е издание, 1904)
- "О новом направлении в русской церковной музыке" (М., 1909)
- "О древних и новых песнотворцах" (ib., 1910)
- "Религиозное состояние современного общества и необходимость религиозного образования" (СПб., 1914).
Статьи Лисицына по музыке печатались в "Русской Музыкальной Газете". Им издано до 56 духовно-музыкальных произведений ("Литургия святого Иоанна Златоустого для смешанного хора", та же литургия для однородного хора, "Да молчит всякая плоть", "Покаяния отверзи ми двери", "Великое славословие" и др.). Песнопения Лисицына отличаются церковным характером и сравнительно простой фактурой, не всегда, однако, совершенной.
Документы, литература
- ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.563. Л.446.
- Артемова Е.Г., Петербургская ветвь в Новом направлении: Н. И. Компанейский, М.А. Лисицын, С.В. Панченко. : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения : Гос. ин-т искусствознания, М., 2003;
- Артемова Е.Г., Прот. М. Л. Лисицын - идеолог Нового направления духовкой музыки" // Вестник ПСТГУ. - 2014. - Вып. № :1 (13). - С. 136-148:
- Руденко Л.Г., Регенты хора КДА последней четверти ХІХ — начала ХХ столетия и их вклад в сохранение национального духовно-музыкального наследия // Труды КДА. 2012. № 16. с. 226–228:
Использованные материалы
- Владимир Сорокин, прот. "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). - СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 183, 607
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 217.
- Лебедев Вит., прот., "+ Протоиерей М. А. Лисицын" // Петроградский церковный вестник, 1918, № 18 (от 6 июля), с. 3:
- http://vivaldi.nlr.ru/pn000126428/view#page=3 (материал использован частично)
- Лисицын Михаил Александрович, Сайт «Русский Биографический Словарь» со ссылкой на 86 т. словарь Брокгауза и Ефрона
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
[1] По данным прот. В. Лебедева, Михаил Александрович умер 3 июня 1918 года по ст.ст. на 45-м году. Поэтому, прот. Владимир Сорокин указывает годы жизни Лисицына как (1873 - 16 июня 1918).
[2] "Выпускники Киевской духовной академии 1897 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html
[3] Страница сайта "Русское Православие", http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_6480
[4] Основная версия, см. Лебедев Вит., прот., "+ Протоиерей М. А. Лисицын" // Петроградский церковный вестник, 1918, № 18 от 6 июля, с. 3. По данным Буреги В.В., скончался 6 июля 1917 года, на 45 году жизни. БД ПСТГУ приводит сведения о мученической смерти священника 7 марта 1918 г. в ст. Усть-Лабинской на Кубани дословно повторяют рассказ о гибели сщмч. Михаила Михайловича Лисицына и, по-видимому, являются следствием путаницы.