АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святой Авраамий Болгарский, Владимирский.
Святой Авраамий Болгарский, Владимирский.
Авраа́мий (Аврамий) Бо́лгарский, Владимирский чудотворец (+ 1229), мученик

Память 1 апреля, 6 марта [1], в Неделю о расслабленном [2], в Соборе Владимирских святых

Летописец говорит о нем что он был «иного языка, не русского» - вероятно Авраамий происходил из камских болгар и воспитывался в исламе. Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял Христианство. Будучи богатым купцом, он прибыл по торговым делам в город Булгар, в низовьях Волги, где стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением. 1 апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честну́ю главу.

Почитание

Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.

Великий князь Владимирский, святой Георгий Всеволодович, повелел перенести тело святого мученика во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные во Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы [3], где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 года. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х годов [4]. В более поздних источниках указано 9 марта 1231 года [5]; или 1229 года [6]. Другие источники указывают на перенесение мощей 6 марта 1229, 1230 или 1231 года [7]. Есть сведения о церковном почитании памяти перенесения мощей в конце XIX века именно 9 марта [8]. На это разногласие указывал в 1908 году прот. Е.А.Малов:

"Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие - на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р[ождество] Х[ристово], а другие - 1230-м годом" [9].

В современном официальном церковном календаре Русской Православной Церкви память перенесения мощей мч. Авраамия во Владимир отсутствует. В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 марта [10].

Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир [11], тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» [12]. Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого - так, в рукописи XVII-XVIII века [13] имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого [14].

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря 1665 года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» [15]. Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так:

«Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» [16].

Мч. Авраамий Болгарский. Фреска XVII века
Мч. Авраамий Болгарский. Фреска XVII века
11 мая 1711 года, в Неделю о расслабленном, мощи мученика Авраамия были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.

С середины XIX века память святого Авраамия стала особо почитаться в Казани. В 1873 году, по просьбе архиепископа Казанского Антония, известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона мученика с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора. В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиепископа Антония было составлено и издано краткое житие святого на чувашском и татарском языках [17]. В 1899 году было опубликовано следующее распоряжение по епархии:

«Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев» [18].

Авраамий Болгарский особо почитался также в селе Болгары, расположенном на месте древнего Булгара. В 1878 году епископ Владимирский Феогност прислал туда икону святого с частицей его мощей. В 1892 году Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого почивали до 1806 года, и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 года, на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

В 1919 году мощи святого подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира и в 1992 году эта уцелевшая частица была передана епископу Владимирскому Евлогию. В 1993 году Княгинин монастырь был возобновлен и 10 апреля того года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возражденный монастырь; крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенес ковчежец с частицей мощей мученика Авраамия в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX века работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.

Литература

  • ПСРЛ., т. 1, 452-453; т. 21, 261.
  • Филимонов, Иконописный подлинник.
  • Кавелин, Л., "Святой Авраамий Болгарский, мученик", Маяк, 1844, т. 13, 103-106.
  • Яцимирский, А. И., Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина, Москва, 1896, вып. 1, 174.
  • Голубинский, Канонизация святых.
  • Малов, Е. А., прот., Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах, Казань, 1908.
  • Служба и акафист святому мученику Аврамию, с приложением краткого его жизнеописания, Санкт-Петербург, 1876.
  • Иоасаф (Гапонов), иером., Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей, Владимир, 1857.
  • Порфирий (Виноградов), архим., Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и Княгинине монастыре, Владимир, 1903.
  • 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200-1900 г.), Владимир, 1900, 2-3.
  • Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире, Москва, 1900.
  • Попов, А., Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения, Казань, 1903, 285-289.

Использованные материалы



[1]  Память перенесения мощей из Болгар в город Владимир в 1229-м, 1230-м или 1231-м году. По ряду источников эта память отмечается 9 марта, подробнее см. раздел "Почитание". В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует, дата 6 марта приводится по церковному календарю Берлинской епархии РПЦЗ - Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. - С. 18 (6 марта)

[2]  Память второго перенесения мощей в 1711 году.

[3]  Кавелин, 104.

[4]  РГБ. МДА. № 201. Л. 312об.-313

[5]  Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным

[6]  святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.

[7]  Летопись по Воскресенскому списку (1075-1353 гг.), ПСРЛ, том VII, стр. 136 - http://psrl.csu.ru/data/PSRL_T.07_Izd.01_1856.djvu; Львовская летопись (свод 1518); Мученик Авраамий Болгарский († 1229) / Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. - Кн. дополнительная 2 [Русские святые, январь-апрель]. - М.: Синодальная типография, 1916. // Репринт.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. - С. 506, http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Jitiya/4/R01Avraamiy.htm ; Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1. - С. 354-355. За 6 марта высказывался и Александр Пономарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала "Странник" (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 - 190, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003960155#?page=111) и архим. Сергий (Спасский), "Полный месяцеслов Востока", т. II, стр. 60, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...k/2

[8]  "26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля - «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта - «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г[ород] Владимир»". - Игорь Алексеев, "Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв." - http://ruskline.ru/analitika/2012/11/26/pochitanie_svyatogo_...vv/

[9]  Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - Т. XXIII. - Вып. 6. - Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. - С. 424. Цит. по Игорь Алексеев, "Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв." - http://ruskline.ru/analitika/2012/11/26/pochitanie_svyatogo_...vv/

[10]  Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. - С. 18 (6 марта)

[11]  Таково мнение Голубинского, Е. Е., 62). Однако сведения о почитании Авраамия Болгарского в рукописных святцах встречаются не ранее XVII века. Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском - Лаврентьевская летопись [[XIV в.; ПСРЛ, т. 1, стб. 452-453.

[12]  ГИМ. Вахр. № 450, XVII в.; ГИМ. Щук. № 116, 1762 г.

[13]  «Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» - РНБ. СПбДА. № 424. 1. Л. 41-45.

[14]  к началу XX века список был утрачен.

[15]  Малов, 4

[16]  Филимонов, 50

[17]  Добролюбов, А. И., ред. Н. И. Золотницкого, Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка, Казань, 1879, 5-7, 28-32.

[18]  Известия по Казанской епархии, 1899, № 9, 383-387.

Редакция текста от: 05.07.2015 18:40:56

"АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google