СВЕТИЦХОВЕЛИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Светицховели
Светицховели
Мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели (სვეტიცხოვლი, Животворящий Столп) во имя Двенадцати апостолов Мцхетской епархии, первый православный храм Грузии

Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города. Грандиозный храм высится над невысокой застройкой.

Основание

Предание Грузинской Церкви свидетельствует, что раввин Елеазар в I веке выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхету, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, услышав о распятии Спасителя, скончалась на месте со святыней в руках. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле святой Сидонии вырос большой кедр [1], который стал священным для жителей города, ему поклонялись как неведомому божеству.

Когда равноапостольная Нина в IV веке принесла Благую Весть во Мцхету, древний кедр стоял в саду царского дворца. В первые месяцы пребывания в Грузии, святая Нина прожила у садовника этого дворца, и в видении ей было явлено что этот сад превратится через неё в сад возвеличения Бога.

Когда равноапостольный царь Мириан принял решение креститься, он избрал свой сад местом первой церкви. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв святой Нины ствол кедра выросшего на святыне, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. У мироточивого столпа - названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели) происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране [2]. Опасаясь, что столп будет таким образом разделен на части, царь с согласия епископа Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест - Животворящее Древо [3].

В то же время столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили небольшую деревянную церковь Двенадцати апостолов. Источники называют её "Святая Святых" и указывают, что "никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы" [4]. Святой Мириан столь благоговел перед ней, что "не дерзал всегда прикасаться к дверям её," для чего вскоре воздвиг другие храмы во Мцхете.

Вид на храм Светицховели с горы Багинети.  Фото Алексея Мухранова
Вид на храм Светицховели с горы Багинети. Фото Алексея Мухранова

Дальнейшая история

На века Светицховели стал центром церковной жизни Грузинской Церкви, усыпальницей царей и патриархов. В V веке благоверный царь Вахтанг Горгасали построил вместо прежней церкви каменную трехнефную базилику с выступающей апсидой. Когда этот храм сильно пострадал и обветшал, в начале XI века католикос Грузии святитель Мелхиседек решил построить новый большой храм. Для этого он заручился помощью как Грузинского царя так и Восточно-Римских императоров. Более величественный патриарший собор на месте прежнего был построен в 1010-1029 годах зодчим Арсуки(с)дзе [5], который не дожил до завершения работ. При строительстве были использованы некоторые части каменной базилики - таковыми были ее вытянутые стены, а также каменные бычьи головы, которые можно было видеть в храме и на начало XXI века. Про этот, как и многие другие мировые шедевры, рассказывают, что учитель, воспылав завистью к таланту своего ученика, отрубил ему десницу.

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню - возможно в подражание кувуклии Иерусалимского храма Воскресения. Тамерлан разрушил собор в конце XIV века, но в первой половине XV века царь Александр Великий восстановил храм по старому плану - были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. Храм подвергся разграблению персами в начале XVII века, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. Затем в соборе проводилось поновление в 1656 году, когда была надстроена верхняя часть барабана. В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Около того же времени при соборе была основана певческая школа Католикосата.

В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения располагавшися вдоль северной и южной стен храма. Грузинский экзарх священномученик Владимир (Богоявленский) в конце века основал Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, а ремонтные работы на средства Святейшего Синода были начаты при экзархе Никоне (Софийском) в начале XX века.

12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. С восстановлением автокефалии настолование католикосов-патриархов стало вновь совершаться здесь. В 1975 году, во время церковного праздника, в соборе был совершен теракт. На начало XXI века собор являлся вторым кафедральным собором Грузинской Церкви. 14 октября 2002 года в соборе было подписано конституционное соглашения между Грузинскими государством и Церковью. В 2011 году здесь совершалось мироварение.

Светицховели.  План.
Светицховели. План.

Архитектура, роспись

Огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, восходит к XI веку. Храм являет черты свойственные другим кафедральным соборам той эпохи церковного и политического объединения Грузии: большие размеры, вытянутые западный рукав и купольный барабан, динамичный ритм арок на фасадах, высокая техника резьбы.

В плане - вытянутый четырёхугольник. Западная часть разделена на три нефа; в южном нефе встроена часовня. Над западной частью храма устроены хоры. Купол на барабане, с помощью парусов, несут 4 свободно стоящих столпа. Над частями боковых нефов, примыкающих к подкупольному пространству, возведены стены боковых рукавов планового креста, угловые межрукавные ячейки. Восточный рукав храма оканчивается апсидой. С запада к храму примыкают нартекс и притвор.

Гармонии архитектурных объёмов памятника подчинён торжественный ритм аркатур (на фасаде, барабане купола) с тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой и рельефами; боковые повышенные стены западного рукава оформлены аркадами из 3 арок. На щипце западного фасада собора - монументальные горельефы с изображением Христа на троне между 2 ангелами, держащими евхаристические символы (XI в.): сосуд и, очевидно, хлеб; на восточном фасаде - 2 ангелов, орла и льва. На восточном фасаде - Деисус (XVII в.).

Сохранившиеся фрески относятся к XV-XIX векам, в основном - к XVI-XVII векам. В большинстве своем находятся в центральном нефе. Яркая и значимая фреска изображает Собор двенадцати апостолов - небесных покровителей храма. Есть два извода изображения Пресвятой Троицы - Отечество и Авраамово гостеприимство.

Настоятели

Сень над местом сруба Животворящего Столпа в Светицховели.  XVII в.
Сень над местом сруба Животворящего Столпа в Светицховели. XVII в.

Святыни

  • Хитон Господень - покоится под храмом. В 2006 году со Святой Земли был привезен камень красноватого оттенка, который был возложен на фрагмент нешвенного Хитона Господня в соборе.
  • Часть Ризы Господней (срачи́ца) - унесена персами в начале XVII века, а в 1625 году передана в Москву.
  • Животворящий Столп - находится почти в центре храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, расписанная фресками XVII века. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного мира, истекавшего из Столпа (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).
  • список с древней Цилканской иконы Божьей Матери
  • Мощи святых, погребенные в храме (см. раздел Некрополь)

Некрополь

Храм стал усыпальницей многочисленных правителей и первосвятителей Грузии. Многие надгробные плиты вмурованы в пол, иные - покоятся под спудом.

Использованные материалы



[1]  Основная версия, по ст. "Грузинская Православная Церковь" Православной энциклопедии. По версии у Никифоровой Александры, "Приветствую тебя, Кавказ седой!," 6 августа 2001, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39601.htm - кипарис.

[2]  По сведениям Картлис Цховреба.

[3]  "Жизнь царя царей Давида," КЦ, т. 1, 131-132.

[4]  Мокцеваи Картлисай. 1963, 160.

[5]  Имя высечено на северном фасаде.

[6]  http://www.pravoslavie.ru/guest/31522.htm

Редакция текста от: 23.07.2013 21:56:12

"СВЕТИЦХОВЕЛИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google