САМТАВРО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Самтаврский Преображенский храм.  Вид с горы Багинети.  Фото Алексея Мухранова.
Самтаврский Преображенский храм. Вид с горы Багинети. Фото Алексея Мухранова.
Мцхетский женский монастырь Самтавро во имя равноапостольной Нины (სამთავრო) [1] Мцхетской епархии

Расположен при слиянии рек Мтквари и Арагви, в северной части города.

Начало православной обители положила просветительница Грузии, равноапостольная Нина, в начале IV века. Вскоре по прибытии в Грузию она перешла из дома царского садовника в уединенное место у северной границы Мцхеты, где поселилась в шалаше в кустах ежевики, и отсюда продолжала свою проповедь. Нинын "ежевичник" (Маквловани) сделался святыней и святой царь Мириан:

"построил церковь на этом "ежевичнике", и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её" [2].

Первый малый храм при "ежевичнике" был, вероятно, построен еще в годы земной жизни святой Нины. Вторым Самтарвским храмом - "верхней церковью" Мцхеты - стала более обширная церковь в честь Преображения Господня. Работа над ней началась после преставления святой Нины. По слову летописи: "пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году" [3]. В возведении этой масштабной церкви участвовали присланные из Константинополя строители: близ Самтавро впоследствии был найден надгробный камень главного зодчего и живописца (греч. αρχιτέκτον, αρχιζόϒραθος) Аврелия Аколлы с греческой надписью [4]. Эта церковь - "с каменным куполом, великолепная" [5] - вскоре стала царской усыпальницей. По своем преставлении "похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь" [6].

Вероятно именно потому что храм стал усыпальницей царей и предстоятелей Церкви он вскоре получил название Самтавро - от мтавари (по-грузински "главный," "старший"). Храм также скоро стал кафедральным - упоминания о Самтаврской епархии вероятно относятся уже к V веку. Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии. На протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига.

Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Он был обновляем при царях Арчиле и благоверном Вахтанге Горгасали в V веке. В первой половине XI века, в царствование Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека I главный храм расширили, пристроили к нему южные врата, покрыли снаружи оригинальным орнаментом, а также украсили внутри. Особенно большие работы пришлось проводить после нашествия Тамерлана, и после землетрясения 1283 года, когда рухнул купол. Эти работы были проведены в XIII-XIV веках; тогда же была сооружена алтарная преграда.

Одно время Самтаврский Преображенский храм был резиденцией Картлийских (Мцхетских) первосвятителей. До 1811 года Самтаврский Преображенский храм оставался кафедрой Самтаврских епископов.

Женский монастырь во имя равноапостольной Нины был основан в Самтавро в 1820 году. В годы экзаршества владыки Исидора (Никольского) в середине XIX века для образования дочерей духовенства при обители было учреждено женское духовное училище - 4-х классная прогимназия - которую потом перевели в Тифлис. Во второй половине того же столетия Преображенский храм обновила игуменья монастыря Нина (Амилахвари).

Самтаврский монастырь был закрыт в 1930-х годах, но храм продолжал действовать и позднее в советскую эпоху. Обитель была возобновлена в 1980-х - 90-х годах. В 1994 года храмы Самтавро, вместе с другими памятниками Мцхеты, были внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На начало XXI века Преображенская церковь и женский монастырь находились в ведении католикоса-патриарха всея Грузии.

Самтаврский Преображенский храм.  Фото Мартина Муннеке, 10 November 2008 г.
Самтаврский Преображенский храм. Фото Мартина Муннеке, 10 November 2008 г.

Храмы, архитектура

Ныне стоящий храм Преображения Господня - крестово-купольная церковь первой половины XI века. Плановая композиция храма здесь сужена и укорочена так, что из подкупольных столпов только 2 западных стоят свободно, тогда как восточная пара сливается с выступом алтарной стены: подобное решение впоследствии стало правилом для грузинского зодчества. Барабан купола, разрушенный землетрясением в XIII веке, был восстановлен в XIII-XIV веках. Особый творческий подход ощущается в декоративном решении фасадов: южный и северный орнаментированы по-разному с учетом естественного освещения храма. На равномерно освещенной северной стороне орнамент оконных наличников размещен на плоской поверхности; наличники имеют угловатую форму, благодаря этому орнаментальный рисунок становится более четким и графическим. На сильно освещенном южном фасаде резьба находится на криволинейной выпуклой поверхности, что придает ей живописность и пластичность. Аналогов этого орнамента нет в грузинском зодчестве. Внутри храма сохраняются иконостас XV века и фрески XVII века.

Цилиндрическая башня монастыря построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.

Ежевичный куст и цекровь святой Нины в монастыре Самтавро.  Фото ок. нач. 2000-х гг.
Ежевичный куст и цекровь святой Нины в монастыре Самтавро. Фото ок. нач. 2000-х гг.
Малая церковь при "ежевичнике" ныне посвящена равноапостольной Нине.

Настоятели

Cвятыни

В Преображенском храме:

Некрополь

Кроме погребений в Преображенском храме, на территории монастыря погребён святой старец Гавриил (Ургебадзе), один из наиболее почитаемых грузинских подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

На склоне горы, между монастырем и Военно-Грузинской дорогой, в 1871 году был открыт обширный древний могильник. Нижний ярус гробниц заключает предметы начала железного века, верхний принадлежат к христианской эре: там находили монеты императора Августа. Черепа из самтаврских гробниц резко отличаются по форме от черепов нынешних обитателей Грузии и Кавказа и принадлежат к долихоцефалам.

Литература

  • Кипиани Г., "Начало археол. изучения купольного храма Преображения жен. мон-ря Самтавро," 6-я науч. сессия: Отчеты. Мцхета, 30 апр. 2003 г., Тбилиси, 2003 (на груз. яз.).
  • Каухчишвили Т., Греческие надписи в Грузии Тбилиси, 2004 (на груз. яз.), "Надпись № 236," 256.

Использованные материалы



[1]  Прилагательная форма в русском языке чаще всего - Самтаврский, реже: Самтавройс(с)кий, Самтаврийский, Самтавросский.

[2]  Цит. из Картлис цховреба.

[3]  Цит. по http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40936.htm

[4]  Каухчишвили Т., Греческие надписи в Грузии Тбилиси, 2004 (на груз. яз.), "Надпись № 236," 256. Цит. по Патаридзе Л., "Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли," ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Православная энциклопедия, т. 13, 191-229, http://www.pravenc.ru/text/638558.html

[5]  По словам Вахушти Багратиони. Цит. по http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40936.htm

[6]  Цит. по http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40936.htm

Редакция текста от: 22.12.2013 05:05:28

"САМТАВРО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google