РЯЗАНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Рязанский Свято-Троицкий монастырь, февраль 2010
Рязанский Свято-Троицкий монастырь, февраль 2010
Рязанский мужской монастырь во имя Пресвятой Троицы Рязанской епархии

Находится в западной части города Рязани при впадении реки Павловки в Трубеж (приток Оки). В старину монастырь именовался также Троицким Усть-Павловским. В древности эта местность была покрыта лесом, через который пролегала дорога, ведшая из Переяславля Рязанского в Коломну.

Время основания монастыря

Время основания монастыря в точности неизвестно.

Одни историки относят его к началу XIII века (1208 год), когда епископ Муромский и Рязанский Арсений, при князе Романе Глебовиче, "заложил новые укрепления вокруг Переяславля Рязанского…".

Другие относят время его основания к началу правления Рязанским княжеством Олега Ивановича (1351 год), который, оберегая стольный град от многочисленных набегов, создал вокруг Переяславля Рязанского сеть монастырей-крепостей.

Существует предание, что прп. Сергий, посещавший Рязань в 1385 году для примирения князей Олега Ивановича и Димитрия Донского, по прибытии в столицу княжества Рязанского предварительно останавливался в Троицком монастыре [1].

Рязанские историки – священник Иоанн Добролюбов и Л.И. Денисов – считают, что Рязанский Троицкий монастырь был заложен великим князем Олегом Ивановичем Рязанским в память примирения князей.

По мнению же некоторых, обитель была открыта во времена внука Олега Ивановича – Ивана Федоровича, в честь св. прп. Сергия, причисленного в 1452 году к лику святых.

История монастыря до XX века

Первое летописное упоминание о монастыре относится к XVI веку (Платежные книги Ивана Рагозина 1595, 1596, 1597 годов).

В Писцовых книгах Воронцова-Вельяминова 1628 и 1629 годов замечено, что Троицкий монастырь "от войны был впусте многие лета", но и по возобновлении своем, как видно из тех же книг, находился далеко не в цветущем состоянии:

"... в монастыре одна церковь Живоначальной Троицы, да в пределе Сергий Чудотворец - древяна клетцки; а церковь и все церквоное строение - монастырское, да на монастыре две кельи, а в нем строитель старец Семион, а братьи нет".

В 1685 году стараниями стольника Ивана Ивановича Вердеревского был сооружен каменный Троицкий храм, монастырь обнесен был кирпичной оградой.

В 1697 году была построена каменная колокольня, расположенная против Троицкой церкви, в северной части монастырской ограды, обращенной к реке Павловке (не сохранилась).

В ограде монастыря находилось кладбище.

С 1724 по 1727 год к монастырю был приписан Рязанский Духов монастырь.

С октября 1749 по 1753 год, по благословению архиепископа Алексия (Титова), в монастыре находилась Славяно-Латинская школа [2].

В 1795 году в монастыре была открыта больница, переведенная 9 августа 1807 года владыкой Амвросием (Яковлевым-Орлиным) в Раненбургскую Петропавловскую пустынь.

В 1810 году, из-за неудобства въезжих ворот, находящихся под колокольней, к которым в половодье вода подходила настолько близко, что затрудняла подъезд, устроены были новые ворота на северной стороне монастырской ограды. На фронтоне этих ворот находилось изображение прп. Сергия, благословлявшего иноков обители (не сохранилось).

В 1855 году вместо деревянного корпуса настоятельских келий, находившегося рядом с колокольней, устроен новый каменный двухэтажный корпус с четырехскатной, покрытой железом крышей.

В 1870-х годах к дворовому фасаду настоятельского корпуса пристроен двухэтажный казначейский корпус.

В 1884 году при святых вратах, на южной стороне монастыря, открыта одноклассная церковно-приходская школа для мальчиков-сирот, готовившихся к поступлению в духовные училища, в которой обучалось до 50 детей. Известен только один законоучитель и учитель школы: с 1914 года – псаломщик Введенской церкви города Рязани Василий Прокимнов.

В 1890-х годах, при строительстве шпалопропиточного завода (вблизи с. Борок Рязанского района), со стороны товарной станции «Рязань-2» была проведена железнодорожная ветка, пролегшая в 10 м от западной ограды монастыря.

В 1902 году вблизи святых ворот с надвратной часовней была построена деревянная, обшитая тесом и крытая железом, гостиница для богомольцев.

В 1903 году был выстроен новый каменный двухэтажный братский корпус. В этом корпусе помещались 10 братских келий, братская трапеза и кухня с подвалом.

В ноябре 1914 года в настоятельском корпусе был открыт епархиальный лазарет, предназначавшийся для раненых воинов, прибывавших со фронтов Первой мировой войны. Он занимал 5 комнат и был рассчитан на 30 коек.

Известно также, что на территории монастыря стояла каменная часовня, крытая тесом и была выстроена деревянная богадельня на 2 человека. В помещении монастырской ризницы находилась и библиотека, в которой насчитывалось 150 томов книг и журналов. После закрытия монастыря фонд библиотеки был утрачен.

В советский период

В 1919 году монастырь был лишен своего статуса, 23 апреля того же года был создано братство Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), наместник монастыря.

Оба храма обители продолжали действовать в качестве приходских церквей, так как, согласно историческим документам использовались "группой верующих Уральской железной дороги. Община – 650 человек, из них 80 % работающих, 20 % – нетрудовые элементы".

В 1922 году имущество Троицкого и Сергиевского храмов было "добровольно" пожертвовано в пользу голодающих: всего на сумму 80 000 000 рублей.

В 1931 году церкви монастыря использовались в качестве столовой артели им. Сталина. Часовня Троицкого монастыря Горсоветом передана на кирпич для постройки домов рабочим-стахановцам паровозного депо станции "Рязань-1".

В 1940 году "было закрыто молитвенное здание на Огородной улице" (имеется ввиду один из храмов Троицкого монастыря). В том же году Огородная улица была переименована в улицу 1 Мая.

В начале 1970-х годов территорию юго-восточной части монастыря занял завод автомобильной аппаратуры. В это время были снесены южная и восточная башни, а также восточная часть монастырской ограды. Решением Рязанского городского Совета депутатов трудящихся № 306 от 24 августа 1977 года Гипрокоммунстрою было поручено разработать проект превращения поймы р. Павловки в зону отдыха рязанцев. В проекте детальной планировки парка входящим в эту зону зданиям Троицкого монастыря не было уделено никакого внимания. Однако Господь не допустил уничтожения.

Новейшая история обители

До 1994 года помещение Сергиевского храма занимала автошкола, настоятельский и братский корпуса были использованы под жилье рабочих «Рязаньгражданжилстроя» вплоть до 2001 года.

С начала 1994 года стали проводится работы по подготовке настоятельского корпуса под учебные помещения и общежитие для учеников Рязанского Православного духовного училища (РПДУ). С 1 сентября 1994 по 6 декабря 1996 года на территории монастыря размещалось РПДУ. Храмы были переданы на правах аренды.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 26 декабря 1995 года Троицкому монастырю был возвращен его исторический статус.

В декабре 1996 года в монастыре открыта благотворительная столовая.

Распоряжением Министерства Культуры РФ и Министерства Государственного Имущества РФ № 108/513-р от 26 июня 1997 года оба храма, надвратная часовня, настоятельский и братский корпуса были переданы во владение монастыря. Остальные постройки монастыря не сохранились.

С июня 1998 года в монастыре издается газета "Святые врата".

В сентябре 1999 года при монастыре была организована воскресная школа (в 20042005 учебном году преобразована в курсы "Основы Православия").

В феврале 2000 года была открыта монастырская библиотека.

Статитистика

  • 1763 - 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха и 7 служителей (кроме них 2 капрала, 1 сержант и 6 солдат)
  • нач. XX века - 20 человек братии, исключая настоятеля (епархиального епископа): казначей (иеромонах), 7 служащих иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 7 послушников.

Храмы

Троицкий соборный храм

Издревле в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь (исследователи предполагают, что она, возможно, пострадала во время пожара 3 сентября 1647 года, когда выгорела большая часть Переяславля Рязанского), каменный храм с приделом свт. Алексия Московского был сооружен в 1685 году [3].

После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.

С 1929 года здание храма использовалось "под ссыпку и хранение хлебных продуктов".

В 1950-х годах в зданиях церкви, колокольне и северной башни устроены мастерские местного завода автомобильной аппаратуры.

Был освящен 16 июня 2000 года.

Храм кирпичный, оштукатуренный и покрыт железом. Сооружен в формах русского барокко и принадлежит к типу "восьмерик на четверике". Переход от основания к восьмерику был осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Композиция здания предельно проста – основной продольный объем, состоящий из трехсветного храма и двухсветных трапезной и алтаря. Световой восьмерик увенчан восьмидольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. В советское время к зданию с западной и северной стороны пристроены заводские корпуса, сильно исказившие внешний и внутренний облик храма.

Сергиевский храм

Был построен в 1697 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревским, первоначально назывался Иоанно-Предтеченским с приделом в честь прп. Сергия Радонежского (устроен в 1752 году по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского).

В середине XIX века Предтеченский придел был разобран, а в Сергиевском - был устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской.

Взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 18151819 годах).

В 1852 году к храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери "Феодоровской".

В 1888 году параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи.

Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран, и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен в 19021904 годах новый (освящен 28 октября 1904 года [4]). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, был расположен склеп для погребения членов семейства Юкиных.

В 1912 году производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения русского зодчего М.Ф. Казакова (+ 1812). Захоронение обнаружено не было.

После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви.

В 1940 году здание церкви было закреплено за областной автошколой «Трансэнергокадры».

В 1941 году здание было переоборудовано под Учебный комбинат и в нем построена уборная, подвал использовался как слесарная, а склеп как монтажная мастерская, причем склеп был освобожден от замурованных гробов с останками.

В 1994 году располагавшаяся здесь автошкола была переведена из храма и в нем начаты восстановительные работы.

17 декабря 1995 года архиепископом Рязанским Симоном (Новиковым) был освящен Предтеченский придел храма, а 8 апреля 1996 года - главный придел.

27 марта 1997 года был освящен придел Феодоровской иконы Божией Матери.

Летом 1998 года в храме во время реставрационных работ под слоем побелки были открыты росписи XIX века. В 1999 году монахиней Василией (Шевченко) росписи в Феодоровском приделе были восстановлены.

Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII века. Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика – четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей, увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков по сторонам фасадов.

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери "Знамение-Корчемная" и свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских

Надвратный храм Рязанского Свято-Троицкого монастыря, нач. XXI века
Надвратный храм Рязанского Свято-Троицкого монастыря, нач. XXI века
В 1858 году возле южных святых ворот, при дороге, была устроена двухэтажная каменная часовня с подъездом внизу.

В конце XX - нач. XXI веков была освящена в честь иконы Божией Матери "Знамение-Корчемная" и свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских.

Святыни

Настоятели

Игумены

    • Симеон (упом. 1628 - упом. 1629) строитель
  • Иосиф (март 1659 - октябрь 1659)
  • Корнилий (упом. 1682)
  • Матфий (упом. 1694)
  • Сильвестр (июнь 1694 - январь 1695)
  • Иоаким (29 февраля 1696 - ?)
  • Иосиф (17 апреля 1698 - ?)
  • Сергий (26 августа 1699 - ?)
  • Варсонофий (20 мая 1717 - 1727)
  • Гедеон (26 ноября 1727 - ?)
  • Антоний (1729 - 1730)
  • Алипий (1731 - 14 августа 1736) [5]
  • Ефрем (1736 - 28 февраля 1738)
  • Феофан (11 марта 1738 - 17 марта 1740)
  • Геннадий (3 апреля 1740 – 10 февраля 1745) [6]
  • Феодосий (1745 – июль 1747)
  • Симеон (1747 – 1752)
  • Парфений (Нарольский) (1769 – 1772)
  • Досифей (1772 – 1781)
  • Филарет (4 декабря 1787 – 7 августа 1789) [7]
  • Василий (август 1789 – 5 апреля 1794)
  • Сергий (1794 – 31 июля 1797)
  • Иоаким (3 августа 1797 – сентябрь 1798) [8]

Архимандриты

Наместники

Вотчины монастыря

До секуляризации 1764 года монастырь владел следующими вотчинами:

  • село Бахмачево, по ревизии 1744 года в нем 206 дворов [17], 305 четвертей земли. Деньгами и хлебом с этих крестьян монастырь не пользовался, а призывал их на работы по 3 человека в неделю. В бахмачевской вотчине был монастырский двор, но скотины в нем не было. Мельниц, соляных варниц, конных и других заводов также не было. В пользу монастыря в самом селе крестьянами обрабатывалось 16 дес. земли в поле.

  • село Козарь, в мещерской стороне Рязанского уезда в 20 верстах от города. Крестьян, принадлежащих монастырю в этом селе было 76 душ, земли – 151 четверть 4 четверика. С крестьян этого села денег и хлеба монастырь не брал, но призывал их на работы по 2 человека в неделю. Сенных покосов было на 500 копен. Лес простирался на протяжение 5 верст, но был в общем пользовании. Было озеро, изобиловавшее рыбою, но также в общем пользовании.

  • село Девичий рукав (Шацкий уезд, Замокшенский стан, при р. Мокше, в 360 верстах от Рязани), по ревизии 1744 года в нем 352 двора, 450 четв. земли [18]. Крестьяне хлеба и денег в монастырь не поставляли, но ежегодно вносили в синодальную канцелярию экономического правления 642 рубля. Не получал также монастырь доходов и от собственной мельницы на р. Варме.

  • деревни Казмолка и Гранки, Нижнеломовского уезда, в 600 верстах от Рязани. Имеющиеся на те деревни крепости 1742 года, «за ослушанием крестьян», назад в монастырь не были возвращены, крестьяне отвечали, будто они сгорели во время пожара. Деревни платили в синодальную канцелярию экономического правления по 1 рублю в год, а монастырь никаких доходов с них не получал.

Подворья

Использованные материалы



[1]  Официальный сайт монастыря относит это к летописным сообщениям. И. Добролюбов пишет, что "такое предание не подтверждается ни одною из летописей" (см. Добролюбов. Указ. сочин., с. 50). Л.И. Денисов в указанном сочинении сообщает источник "предания" - Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской губернии, М., 1822, с. 314

[2]  На официальном сайте монастыря именуется Арифметической

[3]  По другим данным - в 1695 году.

[4]  Рязанские епархиальные ведомости, 1904, № 22. Отдел неофиц. с. 713

[5]  Переведен в Рязанский Духов монастырь

[6]  Переведен в Рязанский Духов монастырь

[7]  В 1787 году переведен из Чернеева (?), а в 1789 году - в Рязанский Богословский монастырь

[8]  Переведен в Николо-Радовицкий монастырь.

[9]  Переведен в Рязанский Богословский монастырь

[10]  Из настоятелей Московской Университетской церкви; переведен в Арзамасский Спасский монастырь

[11]  Переведен из Рязанского Богословского монастыря, скончался в 1812 году

[12]  Переведён в Солотчинский монастырь

[13]  Переведен в Почаевскую Лавру.

[14]  Переведен в 1835 году из Ольгова монастыря, в 1838 - в Николо-Радовицкий монастырь.

[15]  Впоследствии - игумен Ряжского Димитриева моанстыря

[16]  По другим данным с 14 сентября 1901 года по апрель 1902 архимандритом монастыря был Иоанн (Смирнов)

[17]  см. Добролюбов, Указ. соч., с. 51, На оф. сайте монастыря - 206 душ

[18]  см. Добролюбов, Там же. На оф. сайте - 342 души, 642 четверти 4 четверика земли

Редакция текста от: 23.11.2015 10:57:54

"РЯЗАНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google