АВГУСТИН (САХАРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Августин (Сахаров), еп. Оренбургский. Гравюра А. Ухтомского. 1818 г.
Августин (Сахаров), еп. Оренбургский. Гравюра А. Ухтомского. 1818 г.
Августин (Сахаров) (1768 - 1842), епископ б. Оренбургский и Уфимский.

В миру Сахаров Михаил Степанович, родился 18 октября 1768 года в с. Зверинцы Ростовского уезда Ярославской губернии в семье священника.

В 1779 году поступил в Ярославской духовной семинарии, из которой 14 декабря 1788 году был отправлен в Санкт-Петербург в Александро-Невской главной семинарии (впосл. Академия) «для слушания высших наук и приготовления к наставнической должности для Ярославской семинарии».

В 1792 году закончил семинарский курс обучения и был назначен в Ярославскую духовную семинарию преподавателем Свящ. Писания, пиитики, греч. языка и целого ряда других дисциплин.

С сентября 1797 года - преподаватель церковного красноречия и греческого языка Александро-Невской семинарии.

19 октября 1797 года пострижен в монашество.

25 мая 1798 года был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Толгского монастыря и определен ректором Ярославской духовной семинарии. Профессор богословия.

С 1800 г. исправлял должность члена Ярославской духовной консистории и благочинного над монастырями Ярославской епархии.

С июля 1800 года - ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Троицкого монастыря Рязанской епархии. В декабре того же года вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди.

В 1802 году определен законоучителем 2-го кадетского корпуса.

В 1803 году назначен настоятелем Антониево-Сийского монастыря.

В 1804 году перемещен настоятелем в Троице-Сергиеву пустынь.

25 мая 1806 года был наречен, в 10 июня того же года - хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского.

За время управления епархией поставил 216 священнослужителей, при нем было построено 46 церквей, здание семинарии, консистории (вместо ранее сгоревших), восстановлены и приведены в порядок консисторские дела, значительно увеличен фонд семинарской библиотеки.

В 1810 г. Святейший Синод, разбирая его доносы на ректора духовной семинарии Филарета (Амфитеатрова), нашел управление его тягостным для епархии и предложил ему впредь окормлять паству без отягощения ее судебными преследованиями по маловажным предметам.

В 1819 г. еп. Августин испросил увольнение на покой, получив т. о. возможность для исполнения возложенного на него в 1818 г. Святейшим Синодом поручения составить «систематический сборник русских церковных законов и постановлений». Проживал в Троицком Сергиево-Варницком заштатном монастыре под Ростовом, получал скудную пенсию.

В 1837 г. представил на благоусмотрение государя «Полное собрание духовных законов» («Полный систематический свод духовных законов Православной Церкви») в 15 томах. Свт. Филарет (Дроздов), на отзыв которому было направлено сочинение, признал труд «весьма значительным для одного человека», однако не нашел его годным к напечатанию. Прот. Г. Флоровский объясняет дело следующим образом:

«Протасов нашел несвоевременным издавать «полное собрание» церковных законов... ввиду, как он то мотивировал, «неблаговидности» слишком многих постановлений Петровского времени и всего предыдущего века, огласка которых теперь вряд ли вполне удобна и скорее может соблазнить. Уже приготовленное проф. А. Куницыным «Полное собрание духовных узаконений...» было поэтому оставлено в рукописи без движения, как не оказался пригодным и обширный канонический свод Августина Сахарова, епископа Оренбургского» [1]. Тома были сданы в синодальный архив на случай справок.

Скончался 1 января 1842 года. Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия.

После кончины преосв. Августина, по его завещанию, большая библиотека его была передана в Ярославскую и Уфимскую семинарии и С.-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение - бедным родственникам. Любопытен один из пунктов его завещания, в котором он сделал распоряжение о том, по какому обряду совершить погребение. "Поелику душа моя, - говорится в завещании, - при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, зарывши гроб, предать мое тело погребению".

Как личность преосв. Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе. Одевался он в простую шерстяную и даже крашенинную рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни к обедне в простой извощичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келии кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

В характере преосв. Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нем сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем не умолимом. Однако оно (духовенство) не питало к преосв. Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нем человека необыкновенной жизни - в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением.

По природе преосв. Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосв. Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати.

Он обладал даром прозорливости, предрек открытие самостоятельной епископской кафедры в г. Оренбурге. 12 октября 1812 года, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосв. Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного по меньшей мере странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту.

Не чужд был преосв. Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться.

В общем, это была натура стремительная, вечно чего-то ищущая, мало удовлетворенная и плохо уравновешенная. Поэтому жизнь его была исполнена душевного трагизма.

Преобладающей склонностью у преосв. Августина была любовь к науке. По приезде в Оренбург он занимался составлением "Хрестоматии из латинских языков".

Труды

Помимо вышеупомянутого сборника «Полное собрание духовных законов» еп. Августин является также автором ряда неизданных сочинений, в число которых входят: «Начертание церковной истории от сотворения (создания) мира до настоящих времен» в 9 томах, «Библейский словарь», «73 беседы на Деяния Апостольские» и мн. др. Почти все эти произведения являются собранием большого количества источников и высказываний различных авторов по определенному предмету, включающим примечания или толкования самого Августина.

Список трудов и публикаций:

  • История новозаветной Христовой Церкви, в 6-ти частях.
  • Начертание православной греко-российской Христовой Церкви.
  • "73 беседы на Деяния Апостольские", изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же Деяния.
  • Боголюбивые беседы на Моисееве пятокнижие, перев. с греч. в 5-ти частях.
  • Примеры церковного красноречия для руководства в проповеди слова Божия, извлеченных из разных Отцев Церкви.
  • "Примеры латинской изящной словесности, разного содержания", сост. из 38 отд. и 2 больших томов.
  • Начертания церковной истории от создания мира до настоящего времени, 4 т.
  • Записки по церковной истории, извлеченные из разных христианских писателей - в 12 частях.
  • Примеры епархиального делопроизводства, 2 части.
  • Похвальное слово Петру Великому.
  • Всемирная топография, в 5 частях.
  • Алфавитный свод или помянник для духовных занятий, в 6 частях.
  • Свод духовных законов с 1714 по 1820 годы (план).
  • Полный систем. свод духовных законов православной церкви, 15 томов.
  • Хронологический реестр из 59 томов полного собрания законов Российской империи.
  • Библейский словарь, заключающий в себе алфавитный подбор текстов и разных других историко-богословских указаний.
  • Перевод из Евг. Вульгара. "Несколько Боголюбивых бесед".
  • Рассуждение о причинах Всемирного потопа (пер. из Калмета.).
  • Изображение нравственного состояния человеков, обитающих на земном шаре. / Пер. с нем.
  • Рассуждение об истине всех книг св. Писания Ветхого и Нового Завета.
  • Записки к изображению совершенного согласия восстан. греко-росс. церкви с восточной греческой.
  • Записки по церковному красноречию.
  • "Евергет" - лирическое творение 1795 г.
  • Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утвержденного в благочестии. / Пер. с греч. 1797 г.
  • 30 проповедей.
  • Письма к разным лицам.
  • Библейский словарь (рукопись).
  • Проповеди:
    • Слово в день входа в храм Пресвятой Богородицы. СПб., 1804.
    • Слово на погребение ген-аншефа В.А. Зубова. СПб., 1804.
    • Слово на освящение новоустроенной летней церкви при 2-м кадетском корпусе. СПб., 1804.
    • Слово на освящение новоустроенной зимней церкви при 2-м кадетском корпусе. СПб., 1804.
    • Поучительные слова в С.-Петербурге при 2-м кадетском корпусе и в др. местах с 1797 по 1803 годы сказанные, 2 ч. М., 1807.
    • Торжественная песнь на 21 день июня 1808 г., в которой высоч. утвер. его мил. вел. доклад комитета об усовершенствовании духовн. училищ.
    • Шесть частей и примеров для руководства к изящной словесности.

Литература

  • Калинников Н. Преосвященный Августин, бывший епископ Уфимский // Странник. 1866. № 5. С. 46-92; № 6. С. 93-140 (отд. отт.: 1866);
  • Чернявский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем // Тр. Оренб. ученой архивн. комиссии. 1903. Вып. 10. с. 125-209.
  • Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. СПб., 1887. Доп. т. с. 605.
  • Зиновьев А. Известия из жизни преосв. Августина еп. Оренбургского и Уфимского.// Москвитянин. 1844. кн. 8. с. 343-349.
  • Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. с. 94.
  • Оренбургские губернские ведомости. 1847. № 42.
  • Дело архива Св. Синода. 1834. № 1286.
  • Обзор русской духовной литературы. с. 456.
  • Исторический вестник. 1844. июнь. с. 608.
  • -"- -"- 1892. сент. с. 652-654, п/с. 1.
  • Р. Пр. Некр. т. 1. с. 4.
  • Летопись Е.А. с. 801.
  • Юбилейный сборник. с. 236.
  • Странник. 1806. апр.-май.
  • Труды КДА. 1877. февр. с. 18-31.
  • Толстой Ю. № 198.
  • Строев. стб. 345, 424.
  • Булгаков. с. 1407.
  • Денисов. с. 927-928.
  • БЭС. т. I. с. 24-25; т. II. с. 1704.
  • БЭЛ. т. I. с. 115-117; т. VII. с. 716.
  • БЭЮ. т. I. с. 43.
  • ЭС. т. I. с. 150-151; т. I [доп. ?]. с. 11.
  • РБС. т. I. с. 28-29.
  • ЖПБ. т. ХII. с. 592-593, 597, 643-644, 716, 772; т. X. с. 717.
  • Венгеров. т. I. с. 44-45.
  • Русский архив. 1871. № 7, 8. с. 1248.
  • -"- -"- 1893. кн. 1. № ?. с. 217 п/с.; кн. 2. № ?. с. 148.
  • -"- -"- 1898. кн. 3. № ?. с. 60, п/с. 5; с. 66, 69.
  • -"- -"- 1904. кн. 1. № 4. с. 644-651; кн. 2. № 5. с. 39, 50.
  • Н.Д. с. 71.

Использованные материалы



[1]  Пути русского богословия. С. 208

Редакция текста от: 07.05.2012 05:17:07

"АВГУСТИН (САХАРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google