ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феодоровская - Костромская икона Божией Матери
Феодоровская - Костромская икона Божией Матери
Феодоровская - Костромская икона Божией Матери

Память 14 марта, 16 августа

Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери.

Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь). Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием.

В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме". Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти - своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ святой великомученицы Параскевы, изображённой в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского, в крещении Параскевой.

Согласно традиции, в честь Феодоровской иконы Божией Матери немецким принцессам при крещении в Православии давали отчество Феодоровна (императрица Мария Феодоровна; императрица, страстотерпица Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна).

К 300-летию правления царствующей династии, широко отмечавшемся в России в 1913 году, была создана "Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых", в верхней части которой изображён Феодоровский образ Божией Матери [1].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь све́тло красу́ется преимени́тый гра́д Кострома́/ и вся́ Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся́ боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ дне́сь бо яви́ся на́м пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прииди́те, вси́ Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источае́т бо на́м неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от все́х наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́ Де́во Богоро́дице Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся́ лю́ди Твоего́ достоя́ния/ от все́х бе́д по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.

Ин тропарь, глас тот же

Прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотрокови́це,/ обра́дованный дне́сь Богохрани́мый гра́д Кострома́, / я́коже дре́вний Изра́иль к киво́ту Заве́та,/ притека́ет ко изображе́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бо́га на́шего,/ да Твои́м Ма́терним к Нему́ предста́тельством/ при́сно хода́тайствуеши все́м,/ под се́нь кро́ва Твоего́ прибега́ющим,// ми́р и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Притеце́м, лю́дие, вси́ к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в до́м Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к на́м прише́ствие,/ посети́ на́с, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу, ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи,/ и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́,/ от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все́ Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ин кондак, глас тот же

Благода́рственная принося́ще Ти́, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о все́х,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся́ де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся́ блага́я и спаси́тельная все́м,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти́:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Использованные материалы



[1]  Ермишина Ксения. История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II // Страница портала Православие.Ru, 14 июля 2016 года, http://www.pravoslavie.ru/95318.html.

Редакция текста от: 14.07.2016 21:44:29

"ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google