Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЙ (БЛУМ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Антоний (Блум), 1966 г.
Митр. Антоний (Блум), 1966 г.
Антоний (Блум) (1914 - 2003), митрополит Сурожский, духовный писатель

В миру Блум Андрей Борисович, родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова [о. Сергия Булгакова], который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:

Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве /…/, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость — все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил /…/ ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело. /…/ Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, — правда.

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание:

Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все. Если не было бы недопустимым применять к себе слова Священного Писания, я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: “Горе мне, если не благовествую” (1 Кор. 9, 16). Горе, потому что не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом, это чудо совершившим, и перед людьми, которые по всей земле сейчас жаждут живого слова о Боге, о человеке, о жизни…

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Во время немецкой оккупации - врач в антифашистском подполье.

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов), тогда Экзарх Московского Патриарха, призвал его к священству, рукоположил 27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем православно-англиканского Содружества мученика Албания и преподобного Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон.

С 1 сентября 1950 года настоятель храмов святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне; храм святого апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 года был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года — архимандрита. 30 ноября 1957 года был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний экзарх, архиепископ Клишийский Николай и епископ Апамейский Иаков, викарий экзарха Вселенского патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 года назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.

Митр. Антоний (Блум), 1997 г.
Митр. Антоний (Блум), 1997 г.
С января 1963 года, по уходе на покой митрополита Николая, назначен исполняющим обязанности экзарха патриарха Московского в Западной Европе. 27 января 1966 года возведен в сан митрополита и утвержден в должности экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию , канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.

Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского:

“Народ нашей страны — христиане, скептики и неверующие — в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. /…он/ говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего /…/ Он неустанно трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний — христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно, поэтому, степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”.

Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, — не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

Митр. Антоний (Блум), из последних фотографий
Митр. Антоний (Блум), из последних фотографий
В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь — проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний — глубоко личностные (хотя не замкнутые на личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним “лицом к лицу” человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, стоит свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он “не богослов”, не получил систематического “школьного” богословского образования, но его слово заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов — тот, кто чисто молится; богослов — тот, кто знает Бога Самого…

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973 г.), Митрополит Антоний — почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 — за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний — участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви 1971, 1988 и 1990 годов.

Скончался 4 августа 2003 года в Лондоне.

Видео

Поучение митр. Антония о покаянии и об исповеди, август 1995

Награды

Церковные:

  • ношение креста на клобуке (май 1963).
  • ордена Русской Православной Церкви св. равноап. кн. Владимира 1-й степени (1961 и 1989); прп. Сергия 1-й (1997) и 2-й степени (1979); блгв. князя Даниила Московского 1-й степени (1994); свт. Иннокентия Московского 2-й степени (1999).
  • орден Константинопольской Православной Церкви св. ап. Андрея (1963).

Светские:

  • Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция).

Инославные:

  • награда Англиканской церкви Ламбетский крест (1975).
  • Browning award ("за распространение христианского благовестия", США, 1974).

Сочинения

  • Вера. Киев: Пролог, 2004. 271 с.
  • Наблюдайте, как вы слушаете… / Сост. Е. Майданович. М.: Альфа и Омега, 2004. 544 с.
  • Пастырство. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2005. 460 с.
  • Слово Божие. Киев: Пролог, 2005. 340 с.
  • Об исповеди. М.: Дом надежды; Новые мехи, 2007. 272 с.
  • (на иностр. языках):
  • О созерцании и подвиге (фр. яз.).
  • "Контакты", 28/1949, 49-67.
  • Стигматы (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата" 1963, 44, 192-202.
  • Молитва и жизнь (на англ. яз.). Лондон, 1966. 125 с.
  • Рецензию на книгу см. ЖМП. 1967, № 3, с. 75-76.
  • Истинная цена человека (англ. яз.).
  • Соборность, сер. 5, № 6, (Лондон, 1967, 383-393).
  • Проблемы православной диаспоры (фр. яз.).
  • "Контакты", 1968, 62-63.
  • Молитва (фр. яз.)
  • "Вестник Экзархата", 65, 1969, 16-24.
  • Дети Божии и их свобода в Церкви (англ. яз.).
  • "Экуменические диалоги". 21/1970, с. 417-424.
  • Кто есть Бог ? Что есть Бог? (Доклад, прочитанный 11 ноября 1969 г. перед православным братством в Париже) (фр. яз.).
  • "Контакты", 1970, 70, 95-118.
  • Личные воспоминания о Патриархе Алексии (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1970, 69, 89-92.
  • Притча о блудном сыне (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1970, 69.
  • Бог и человек (англ. яз.). Лондон, 1971, 125 с.
  • Медитация на тему. Духовное путешествие (англ. яз.). Лондон , 1971.
  • Путь к медитации (нем яз.). Берген/Энкхейм, 1972, 92 с.
  • Школа молитвы (фр. яз.). Париж, 1972, 156 с.
  • Божията Майка (болг. яз. Божия Матерь).
  • "Духовная культура". 1973.
  • Духовное путешествие (фр. яз.). Париж, 1974. 176 с.
  • Пастырство, смерть. (фр. яз.). 26, 1974, 40-45.
  • Слово на молебне при открытии заседания ЦК ВСЦ в Берлине, август, 1974 (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата ", 1974, 85/88, 14-17.
  • Слово на Пасху в 1974 году в Лондоне (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата ", 1974, 85/88, 9-12.
  • Как живой, восставший из мертвых (фр. яз.)
  • "Контакты", 89/1975, 67-99.
  • Навстречу Христу. Остановки (нем. яз.). Фрейбург/Бремен, 1975. 142 с.
  • Живая молитва (нем. яз.). Фрейбург/Бремен, 1976, 144 с.
  • К вопросу о Боге (фр. яз.)
  • "Вестник Экзархата", 1976, 93-96.
  • Страдания и смерть детей (англ. яз.).
  • "Восточное церковное обозрение". 1976, 8, 107-112.

Литература

  • ЖМП. 1958, № 2, с. 10-15; № 8, с. 19-20.
  • -"-, 1959, № 6, с. 33; № 7, с. 4, 17; № 9, с. 27, 30.
  • -"-, 1960, № 1, с. 18; № 3, с. 5, 24; № 4, с. 68-69; № 8, с. 12, 69, 76-77; № 10, с. 20, 22; № 11, с. 6, 8, 21; № 12, с. 7-8, 22.
  • -"-, 1961, № 1, с. 12, 15, 17-18; № 2, с. 15, 19; № 4, с. 32; № 9, с. 68, 75.
  • -"-, 1962, № 11, с. 9, 12.
  • -"-, 1966, № 1, с. 3; № 3, с. 4, 15-18, 36.
  • -"-, 1967, № 3, с. 75-76; № 9, с. 73-79.
  • -"-, 1968, № 1, с. 73-74; № 3, с. 58-73; № 4, с. 65-73, № 5, с. 56-64; № 6, с. 71-73, № 7, с. 31-33, 58-71; № 8, с. 1, 33-35; № 9, с. 34-35, 67-72; № 12, с. 9, 42-44.
  • -"-, 1969, № 4, с. 6.
  • -"-, 1971, № 6, с. 2; № 8, с. 46.
  • -"-, 1972, № 1, с. 22; № 6, с. 43; № 8, с. 33; № 10, с. 11, 14, 16, 54.
  • -"-, 1973, № 8, с. 16.
  • -"-, 1974, № 2, с. 5; № 6, с. 4; № 11, с. 43.
  • -"-, 1975, № 6, с. 4.
  • -"-, 1976, № 1, с. 6.
  • -"-, 1979, № 10, с. 2.
  • -"-, 1981, № 7, с. 6; № 9, с. 9.
  • -"-, 1982, № 2, с. 49; № 3, с. 18-25; № 5, с. 9.
  • -"-, 1983, № 1, с. 26; № 6, с. 18; № 7, с. 55.
  • -"-, 1984, № 8, с. 6; № 12, с. 33.
  • -"-, 1985, № 2, с. 3.

Использованные материалы

Редакция текста от: 23.02.2015 16:10:56

"АНТОНИЙ (БЛУМ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google