ИОАНН (БРАТОЛЮБОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Иоанн (Братолюбов)
Архиеп. Иоанн (Братолюбов)
Иоанн (Братолюбов) (1882 - 1968), архиепископ б. Ульяновский и Мелекесский

В миру Братолюбов Сергей Васильевич, родился 16 июня 1882 года в Казани в семье протоиерея Василия Степановича Братолюбова.

Учился в Казанском духовном училище, затем в семинарии, в 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

21 декабря 1906 года определен на должность помощника инспектора в Симбирскую духовную семинарию.

15 апреля 1907 года пострижен в монашество архиепископом Симбирским Иаковом в Жадовской Казанской пустыни Симбирской епархии с наречением имени в честь преподобного Иоанна Лествичника. 18 апреля этого же года был рукоположен во иеродиакона архиепископом Иаковом (Пятницким), на следующий день был рукоположен в сан иеромонаха.

24 августа 1907 года назначен на должность помощника смотрителя в Усть-Сысольское духовное училище Вологодской епархии.

В 1908 - 1912 годах занимал должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий.

8 сентября 1912 года назначен на должность заведующего Могилевскими пастырскими курсами и возведен в сан архимандрита.

С 12 августа 1914 года - смотритель Каргопольского духовного училища.

28 октября 1915 года уволен от духовно-учебной службы за перемещением его на службу по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства. Состоял в распоряжении духовного начальства Олонецкой епархии.

С 28 декабря 1916 года - помощник начальника Житомирского училища пастырства.

С 3 сентября 1917 года - исполнял должность настоятеля в Тюменском Троицком монастыре Тобольской епархии.

В 1919 году эвакуировался с отступающими колчаковскими войсками в Восточную Сибирь.

С 1920 года по май 1921 года служил в селах Пятницком [1] и Усть-Тунгузском Енисейской епархии.

С июня 1921 года - настоятель Тобольского Знаменского второклассного монастыря.

22 января 1922 года патриархом Тихоном определен на кафедру епископа Березовского, викария Тобольской епархии.

С 1 июня 1922 года по резолюции Тобольского архиепископа Николая исполнял обязанности настоятеля Обдорских церквей и управлял церквами Березовского викариатства в сане архимандрита с правом служения на орлецах и с дикирием и трикирием.

В 1922 году привлекался к суду по обвинению в "сокрытии ценностей", но был оправдан.

19 мая 1923 года Керженским епископом Павлом был определен исполнять пастырские обязанности в Керженском единоверческом женском монастыре.

1 августа 1923 года был хиротонисан во епископа Березовского, викария Тобольской епархии. Хиротонию в Москве совершили патриарх Москвский и всея Руси Тихон, архиепископ Уральский Тихон, епископ Каширский Николай и епископ Иннокентий (Летяев). Назначен временно управляющим Тобольской епархией [2].

В марте 1924 года выезжал в Ялуторовск для ликвидации обновленчества, которое он характеризовал не иначе, как "безблагодатное и неканоническое". Результатом его поездки стало возвращение прежде заблуждавшихся приходов в лоно Православной Церкви.

С 10 июля [3] по 4 августа 1924 года управлял также Иркутской епархией.

4 августа 1924 года назначен епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии. 12 апреле 1925 года был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митрополиту Петру (Полянскому).

С апреля 1926 года - епископ Суздальский, викарий Владимирской епархии.

С 13 июля 1927 года - епископ Шацкий, викарий Тамбовской епархии, но, согласно автобиографии, он только числился епископом Шацким, при этом проживал в Воткинске [4].

С 27 февраля 1929 года - епископ Уральский и Покровский.

В августе 1930 года назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии.

Дело о контрреволюционной повстанческой организации "Союз спасения России"

Еп. Иоанн (Братолюбов)
Еп. Иоанн (Братолюбов)
Арестован 23 октября 1931 года и заключен в Свердловском ГПУ. Проходил по групповому делу "Дело архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932 г.", обвинялся в членстве в "к/р церковно-монархической повстанческой организации «Союз Спасения России» [5]", создание которой приписывалось епископу Серафиму (Коровину). Из материалов дела:

"...познакомился с еп. Серафимом Коровиным в 1922 г. в ноябре месяце в Тюмени. ... еп. Иринарха знает с 1918 г. в Тобольске в бытность служения Братолюбова наместником Тюменского монастыря".

"... в 1922 г. - марте месяце еп. Иринарх приезжал в Тобольск для посвящения Братолюбова в епископы, но посвящения не состоялось, т.к. еще не были получены документы от Патриарха Тихона. Последний раз с ним встречался на суде в г.Тюмени в 1923 г. 5 апреля при разборе дела по сокрытию ценностей".

Духовные лица, знавшие владыку Иоанна еще тюменским архимандритом, подтверждали, что он никогда не вел политических разговоров с кем бы то ни было, и единственное, что его заботило, - это сохранение истинного духа православной веры в пастве, традиционных церковных и нравственных устоев. Владыка призывал верующих не забывать церковь, посещать храмы и заботиться о пастырях; священникам вменял в обязанность говорить проповеди нравоучительного и катехизаторского характера, разъяснять людям церковные догматы. На этом основании один из "сочувствующих" священников Уральской епархии называет его "монархистом, стоящим на позиции непримиримости по отношению к советской власти".

Тюменский НКВД нашел достаточно оснований, чтобы предъявить епископу Иоанну обвинение в том, что:

"1. В 1917 году был прислан митрополитом Евлогием Холмским в помощь Тобольскому епископу Гермогену и был сподвижником последнего по контрреволюционной деятельности, направленной против власти Советов.

2. Являлся руководителем организации ["Союз спасения России"] по Курганскому викариатству.

3. Получал регулярно от членов организации политическую информацию о состоянии деревни, инструктировал приезжающих к нему уполномоченных организации, давая им указания о направлении повстанческой работы в деревне.

4. Информировал членов организации о работе церковно-монархических организаций за границей, руководимых митрополитом Евлогием Холмским, подготовляющим интервенцию в СССР, и рекомендовал в своей работе делать ставку на интервенцию".

Ни по одному пункту обвиняемый не признал себя виновным, но на судебном заседании Коллегии ОГПУ от 14 мая 1932 года был осужден по статье 58.10-11 и приговорен к 5 годам заключения в концлагере. 24 мая этапирован из Свердловска в Ташкент для заключения в САЗЛАГе ОГПУ. С июля 1932 года отбывал наказание в лагере на положении "вольнохожденца".

С 4 апреля 1933 по 30 октября 1936 года отбывал наказание в городе Бек-Буди Узбекской ССР.

С 12 декабря 1936 года проживал в городе Казани у родственников.

Новый арест и заключение

16 октября 1937 года был вновь арестован. В основу обвинений против него легли показания казанских священников. Ему вменялась в вину "подрывная антисоветская деятельность", выражавшаяся в связях его с "монашествующими элементами", среди которых были поддерживающие владыку финансово митрополит Сергий (Страгородский) и проживавший в Казани епископ Павел (Флоринский). Главным пунктом обвинения стали его слова одному священнику о том, что Церковь в России никогда не будет побеждена, хотя теперь множество подвижников сидят в тюрьмах и концлагерях, терпят нищету и унижения.

Постановлением "тройки" НКВД ТАССР 29 ноября этого же года за "контрреволюционную агитацию" приговорен к 10 годам заключения в концлагерь. Отбывал наказание в 7-м отделении Северного Ураллага НКВД. Став в концлагерях инвалидом, страдая от болезней сердца, поясницы, сильной неврастении, от двусторонней паховой грыжи, он обращался с просьбами о пересмотре своего дела в прокуратуру. Однако ввиду его несговорчивости, следствием которой явились практически каждодневные зверские побои (владыку таким образом "увещевали" сотрудничать с органами госбезопасности), все его ходатайства были отклонены.

Особо доверенным людям, своим прихожанам, он признавался, вспоминая время, проведенное в сталинских лагерях, что никогда не шел на компромиссы с лагерным начальством: "я в ссылке не поддавался. С какими словами ушел, с такими и вернулся", а потому постоянно получал самый жесткий лагерный режим. Его келейница вспоминала, как привезла ему в лагерь хлеб. А он в это время сидел на пеньке, опустив голову и руки. Умирал от голода. "Если бы ты сегодня не приехала, меня бы уже не увидела".

9 февраля 1943 года освобожден досрочно в порядке директивы НКВД НКЮ и Прокурора СССР от 23 октября 1942 года за № 467 (18-71) 117с . Его досрочное освобождение из лагерей НКВД стало частью общего изменения ситуации, сложившейся в СССР вокруг Православной Церкви в годы Великой Отечественной Войны.

С 5 по 30 апреля находился на лечении в больнице в Казани. Затем жил в селе Верхний Услон Верхнеуслонского района Татарской АССР, обратился к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому с просьбой о назначении на службу.

Служение в Удмуртии

21 июня 1943 года определен правящим архиереем Сарапульской епархии. 8 июля назначен управляющим приходами Удмуртской АССР. 15 июля возведен в сан архиепископа. Обратился к Патриаршему Местоблюстителю с просьбой о перемещении архиерейской кафедры в Ижевск в связи с более удобным расположением города относительно православных приходов [6].

8 сентября 1943 года был участником Московского Собора.

19 ноября того же года был переведен на Ижевскую кафедру с изменением титула - архиепископ Ижевский и Удмуртский. Служил в Успенской церкви - единственном действующем храме в Ижевске, возвращенном в годы войны из обновленчества Православной Церкви. Его стараниями в епархии к 1945 году действовали 19 храмов.

Архиепископ Уфимский

С 14 февраля 1945 года - архиепископ Уфимский и Башкирский.

В это время владыке Иоанну было поручено разработать типовой устав мужских и женских монастырей и представить его в Священный Синод. 16 апреля проект устава был представлен, рассмотрен и принят к руководству [7].

В 1945 году привлек к церковному служению Николая Чигвинцева (впоследствии архимандрит прп. Моисей (Чигвинцев)).

Строгость в исполнении церковного устава, малообщительность и резкость владыки Иоанна стали причиной конфликта с верующими епархии. 18 ноября 1948 года уволен на покой с назначением местожительства в Жировицком монастыре Минской епархии.

На Ульяновской кафедре

27 января 1953 года назначен временно управляющим Ульяновской епархией, 4 июня этого же года утвержден архиепископом Ульяновским и Мелекесским.

В епархии владыка старался все упорядочить. Он лично переписал всех священно- и церковнослужителей епархии. Всех вместе оказалось 48 человек в 19 храмах (три из них - в самом Ульяновске). Всех епархиальных духовных лиц, приезжающих по каким-либо делам в Ульяновск, архиепископ Иоанн обязывал немедленно являться к нему. Это было сделано из-за невозможности самому объехать всю епархию, а он должен был быть в курсе дел каждого прихода. За два года владыка купил для храмов четыре автомобиля, двух лошадей, десятки домов, без разрешения отремонтировал почти все храмы, принял на службу десятки новых лиц из числа духовенства без согласования с уполномоченным, многих рукоположил, постоянно требовал открытия новых храмов. Помимо всего прочего, преосвященный Иоанн требовал от клириков точного соблюдения существующего законодательства о религиозных объединениях, своевременной и полной выплаты всех налогов государству. Такая дотошность позволила владыке сохранить епархию и не дать закрыть ни одного храма в годы хрущевских гонений, когда приходы закрывали за любой самый мелкий проступок, а священников этих приходов снимали с регистрации.

Такая неукоснительность сильно раздражала нового ульяновского уполномоченного М. Кошмана, который изо всех сил старался отличиться перед московским руководством. Кошман был человеком весьма амбициозным, и целью он ставил не закрытие определенного количества храмов, а полное упразднения Ульяновской и соседних епархий. Если закрыть первую ему удалось, то вот за вмешательство в дела других епархий и постоянные указания центру касательно работы против Церкви в Поволжье он поплатится своим местом. В работе против Церкви Кошман не брезговал никакими методами. Не имея абсолютно ничего, что могло бы скомпрометировать архиерея, уполномоченный взялся за подделку жалоб на владыку Иоанна на имя председателя Совета министров Булганина от имени ульяновского духовенства. Владыка обвинялся в том, что в частных разговорах он якобы клеветал на патриарха Алексия. Эти жалобы попали в руки митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, и он затребовал объяснений от Ульяновского архиепископа. Тот же в свою очередь затребовал письменных объяснений от священников, попавших в список. Митрополит Николай не поверил в достоверность доноса. Самым странным оказался состав "жалобщиков". Это были старейшие и самые верные владыке священники, многим из которых он благоволил. Все они написали рапорты в патриархию, в которых категорически опровергали как клевету на архиепископа Иоанна, так и свое участие в составлении коллективной жалобы.

Интрига уполномоченного была раскрыта, однако тот не собирался сдаваться. Он писал на владыку жалобы во все инстанции, владыку травили непомерными налогами на все, даже на личные подарки, заставляли платить за квартиру (епархиальная квартира, в которой он не жил) авансом на год вперед.

В конце концов Кошману удалось добиться снятия с регистрации архиепископа Иоанна, и 21 мая 1959 года он был уволен на покой. Владыке запретили служить - отныне он стал обычным прихожанином в своем кафедральном соборе, куда теперь он мог приходить лишь в светской одежде. 11 июня того же года в Ульяновске была закрыта церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой располагалось епархиальное управление. Это означало фактическую ликвидацию Ульяновской епархии, переданной под управление Куйбышевского архиерея.

Последние годы жизни, кончина

До самой своей кончины архиепископ, попавший в опалу к светским властям, жил одиноко. Очевидно из-за боязни к нему редко приходили священники, даже те которые начали свою службу в Церкви под его началом и были рукоположены им в священнический сан. Перед самой смертью владыке было очень тяжело ходить. Имея огромную потребность общения с народом, но не имея никакой возможности самостоятельно выйти на улицу, он приходил к своему соседу - члену партии и доносчику - и долго говорил ему о Боге. Когда архиепископ Иоанн лежал на смертном одре, для него хотели позвать священника, чтобы тот исповедовал и причастил владыку. Преосвященный все время отказывался со словами: "Сами придут". Действительно, в день смерти владыки Иоанна к нему пришел священник, которого никто заранее не звал. Он исповедовал и причастил архиерея.

Скончался 27 февраля 1968 года в Ульяновске в возрасте 85 лет. Отпевание 29 февраля совершил епископ Куйбышевский Иоанн (Снычев) в Ульяновском Неопалимовском храме. Погребен на кладбище Ульяновска, близ Воскресенской церкви.

12 января 1990 года был реабилитирован Прокуратурой Тюменской области по 1932 году репрессий.

Воспоминания, характеристики

Преосвященный Иоанн - человек необычайно молчаливый и с большими странностями. По-видимому, он временами юродствовал, но несмотря на все эти странности, в нем видны были солидные богословские знания и серьезный ум.

Один ульяновский священник вспоминает:

"Его знал весь город. Всегда ему уступали место. Но он этим никогда не пользовался. За хлебом, за молоком ходил, всегда выстаивал очередь. Блажил. Ходил в женской одежде. У него была шапка с длинными ушами. Ходил на каблуках, а нижнее белье, когда лежал в больнице, носил женское" [8].

Вел он себя с чрезвычайной скромностью, приходил не в епископской одежде, а как простой мирянин. Лишь те, кто знал его как владыку, узнавали его и старались чем-то помочь. Многие помнят, что и одевался архиепископ Иоанн очень необычно: носил женскую одежду. Но почти никто не знает, почему он это делал. На самом же деле владыка глубоко почитал как поистине человека святой жизни игумению Екатерину, сопровождавшую его в его странствиях, как говорят, со времен его заключения. Мария Семеновна Маслова, хорошо знавшая владыку, говорит, что игумения Екатерина редко выходила из своей кельи, была прозорлива и даже ей был дан дар чудотворения. Когда она умерла, владыка, в уподобление подвига святой блаженной Ксении Петербургской, стал носить одежду матушки Екатерины.

Вспоминает архим. Борис (Крыжин):

"Мне как келейщику и личному секретарю архиепископа Иоанна приходилось с ним много ездить по епархии. Служить нам не дозволялось по закону ни в одном приходе. Мы только навещали приходы. Приедем, навестим, справимся о состоянии дел в приходе и уедем. Владыка был очегь строг и требователен к выполнению церковного устава... Он был необычайно строгий постник - великий. Мясо никогда не вкушал. Был необычайно скромен, не любил никакой роскоши. Вел жизнь поистине праведническую. Очень почитал житие и труды св. Иоанна Лествичника, читал его творения с амвона (особенно в посты) в соборе. О своих "отсидках" в лагерях никогда не говорил, уклоняясь от назойливых вопросов. Служил он в основном в Соборе и в храме Неопалимой Купины, иногда в храме Воскресения Христова. Мне он подарил Библию, Евангелие, даже посуду - такой был добрый" [9].

Вспоминают, что владыка был чрезвычайно нищелюбив. Он старался всегда хоть что-нибудь, да подать нищим и всегда был окружен ими.

Выходя из храма, благословлял людей с паперти с закрытыми глазами, чтобы не видеть народного почитания.

Награды

церковные:

  • право ношения креста на клобуке (22 февраля 1945, во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности)

светские:

  • медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” (18 сентября 1946)

Сочинения

  • Характеристические черты русской ап(гиолог)ологетической литературы. // "Православный собеседник". 1907, янв., с. 18.
  • Акафист святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому и всея Сибири чудотворцу (конец 1920-х)

Документы, литература

  • ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 55.
  • ГА Ульяновской обл. Ф. Р-3705. Оп. 1. Ед. хр. 30. Л. 53; Ед. хр. 39. Л. 58-61.
  • Архив УФСБ по Тюменской обл. Д. 7116.
  • “Церк. Вед.” 1914, № 25, с. 314, № 35, с. 415, 1915, № 45, с. 514, 1917, № 2, с. 13.
  • “Прав. Собес.” 1910, декабрь, с. 707.
  • “Журнал Засед. Св. Син.” № 24 от 18.XI.1948 г., № 2 от 28.I.1953 г., № 7 от 4.VI.1953 г.
  • “Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 21.
  • ФПС I, № 171, с. 7, II, с. 4, IV, с. 4, V, № 88.
  • ФАМ I, № 120, с. 10.
  • Заметки и дополн. Е.М., № 84.
  • Regel’son 550: 1931 verhaftet.
  • Глинский С. Рясоносные враги // Красное знамя: Газ. Тюмень, 1937. № 195. 23 авг.
  • Назначения и перемещения по Московской Патриархии: [Переведен на кафедру архиепископа Уфимского и Башкирского] // ЖМП. 1945. № 3. С. 8.
  • Назначения и перемещения архиереев: [Уволен на покой] // Там же. 1949. № 3. С. 6.
  • Перемещения и назначения архиереев: [Поручено временно управлять Ульяновской епархией] // Там же. 1953. № 3. С. 13.
  • Назначения архиереев: [Назначен архиепископом Ульяновским] // Там же. № 6. С. 5.
  • Юбилеи: [35-летие архиерейской хиротонии] // Там же. 1958. № 12. С. 7-8.
  • Определения Свящ. Синода: [Освобожден от управления Ульяновской епархией] // Там же. 1959. № 6. С. 29.
  • Савин А. Архиеп. Иоанн: [Некролог] // Там же. 1968. № 5. С. 17.
  • Шумилов Е. От Палладия до Палладия // Сарапул. 1992. 2 июня.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.280-282.
  • Савин А. Архиепископ Иоанн// ЖМП. 1968. N 5. С.17.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.184, 294, 416, 974.
  • Шумилов Е. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии, ХХ в. Ижевск, 1996.
  • За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.41.
  • Православие в Молдавии: Власть, церковь, верующие: 1940-1991: Собр. док-тов / Отв. ред., сост. и авт. предисл.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 155.
  • Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.57а.

Использованные материалы



[1]  Село с таким названием отсутствует в Списках населенных пунктов Енисейской губернии и Урянсхайского края.-Красноярск, 1921.

[2]  Маякова И.А. Иоанн (Братолюбов) // Православная энциклопедия, Т. 23, С. 381-382. - http://www.pravenc.ru/text/469458.html

[3]  В ПЭ - 10 июня.

[4]  Маякова И.А. Иоанн (Братолюбов) // Православная энциклопедия, Т. 23, С. 381-382. Со ссылкой на: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 55. Л. 4.

[5]  Или "Союз богоспасающей России".

[6]  Маякова И.А. Иоанн (Братолюбов) // Православная энциклопедия, Т. 23, С. 381-382. Со ссылкой на: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 55. Л. 5.

[7]  Маякова И.А. Иоанн (Братолюбов) // Православная энциклопедия, Т. 23, С. 381-382. Со ссылкой на: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 34 а. Л. 6-6 об., 7; Православие в Молдавии. 2009. С. 155.

[8]  Цит. по: Владимир Мельник. Иоанн, архиепископ Ульяновский.

[9]  Цит. по: Владимир Мельник. Иоанн, архиепископ Ульяновский.

Редакция текста от: 20.03.2015 17:09:13

"ИОАНН (БРАТОЛЮБОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google