Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗИНОВИЙ (ДРОЗДОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Зиновий (Дроздов)
Архиеп. Зиновий (Дроздов)
Зиновий (Дроздов) (1875 - 1942), архиепископ б. Тамбовский.

В миру Дроздов Николай Петрович, родился 14 июля 1875 г. в с. Холмы Галичского уезда Костромской губернии в семье священника.

Семья была патриархальная, верующая и скромная. В ранние годы Николай помогал отцу в сельской работе и привык к трудовой жизни [1]

В 1897 году окончил Костромскую духовную семинарию и рукоположен в сан иерея к одному из храмов Костромы.

Овдовел, потерял вскоре и сына.

В 1904 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1903 году, будучи на четвертом курсе, пострижен в монашество с именем Зиновий и 14 августа 1904 г. рукоположен во иеромонаха.

14 августа 1904 г. командирован Св. Синодом иереем на госпитальное судно "Орел", входившее в состав эскадры вице-адмирала З.П.Рождественского. На этом судне он совершил поход из Балтийского моря в Тихий океан. Вел дневник, который впоследствии издал отдельной книгой. После того, как во время Цусимского боя судно было пленено японцами и отведено в Шанхай, некоторое время жил в одном из пансионатов в Шанхае, а затем вернулся в Россию.

23 сентября 1905 г. назначен преподавателем в Вятскую духовную семинарию.

28 сентября 1906 г. - смотритель Кутаисского духовного училища.

С 14 июля 1907 г. - правитель канцелярии Экзарха Грузии при архиепископе Никоне (Софийском).

12 сентября 1907 г. возведен в сан архимандрита.

С 13 июля 1908 г. - смотритель Екатеринбургского духовного училища.

С 22 января 1909 г. - ректор Кишиневской духовной семинарии.

11 декабря 1911 г. хиротонисан во епископа Измайловского, викария Кишиневской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

С 17 января 1913 г. - епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии.

С 5 июня 1913 г. временно управлял Орловской епархией, оставаясь епископом Козловским.

С 17 августа 1917 принимал участие во Всероссийском Поместном Соборе.

С 22 мая 1918 г. - епископ Тамбовский и Шацкий. Был первым соборно избранным тамбовским архиереем. Боролся против обновленческого движения, называл деятельность его представителей "богоотступничеством". Запретил в священнослужении обновленческих лидеров в Тамбовской епархии.

К июлю-августу 1922 г. отстранен от управления Тамбовской епархией обновленцами.

13 октября 1922 г. произнес в Покровском соборе "громовую" проповедь, в которой подверг резкой критике обновленцев. После этой проповеди городское духовенство Тамбова объявило о разрыве с обновленцами.

В октябре 1922 г. был арестован по обвинению в "сокрытии церковных ценностей", приговорен в 6 годам лишения свободы, находился в заключении в Тамбовской тюрьме.

В 1924 году был освобожден, ненадолго вернулся к управлению епархией, но уже в ноябре того же года выслан в Москву без права выезда.

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Петру (Полянскому).

В апреле 1926 г. выслан в г. Арзамас Нижегородской губернии. Проживал в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре.

С 31 июля по 1 августа 1926 г. совершал богослужения в Саровской Успенской пустыни вместе с епископом Серафимом (Звездинским).

21 сентября 1927 г. был арестован. Находился в заключении в тюрьмах г. Арзамаса и г. Нижнего Новгорода. 8 октября 1927 г. освобожден. 17 октября выехал в Москву.

В 1927 г. возведен в сан архиепископа.

После обнародования Декларации перешел в оппозицию митрополиту Сергию. Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии:

"Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша радость - ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек только и живет религией".

В октябре 1927 г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией.

Осенью 1927 г. поселился в г. Муроме Владимирской области "как административно высланный". Вел уединенный образ жизни, встречался только с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря. В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра (Траковская), а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева. Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов). В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря, всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили, богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину, продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.

Из показаний епископа на допросе в 1932 г.:

"...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс, сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой. Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме... За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра, схимонахиня Серафима, послушницы - Анна Баринова, которая помогала мне в богослужении,... Пятакова. Означенные лица были моими духовными детьми - игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. - а схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".

27 апреля 1932 года был арестован в Муроме по обвинению: "к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря". Вместе с архиепископом арестованы были все монахини, монах Иона, всего 16 человек, они проходили по групповому делу "Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г."

Из постановления уполномоченного 3 отделения ОГПУ от 4 октября 1932г.:

"...Вещественные доказательства, состоящие из "мощей", ваты... - уничтожить путем сожжения, а вещественные доказательства, как-то серебряные шкатулки, кресты и др. серебряные вещи передать коменданту ПП ОГПУ для дальнейшего направления".

Из обвинительного заключения:

"Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер. адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий - Дроздов Николай Петрович. Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения бывшего Дивеевского монастыря - Траковская Александра с целым штатом монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия...

Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах по Красноармейскому пер. - 12 и 14 - организовали женский нелегальный монастырь. они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой для совершения служб по монастырским уставам, - так: В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения, стенные иконы и проч...

В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская. Там же было организовано монашеское общежитие...

Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из церковников, разделявших политические установки к/р монархической организации "ИПЦ".

Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь использовали как базу для создания разветввлений к/р организации, целиком разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ". Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва...

Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза, преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей". Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др. Вели с ними переписку через специальных связистов. Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с Советской властью...

Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме - монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. - имели общую "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского Союза, которые снабжали руководителлей "монастыря" большой денежной и натуральной помощью...

Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса, имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".

На допросе заявил:

"Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии. Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища, издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются, св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"

16 декабря 1932 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к 3 годам концлагерей, считая срок с 27.04.1932 г.

Наказание отбывал в Свирлаге пос. Медвежья Гора Владимирской области.

23 апреля 1934 г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство о помиловании архиепископа Зиновия. 7 мая 1934 г. из концлагеря он был досрочно освобожден.

После освобождения поселился в Коврове Владимирской области.

21 июня 1940 года был вновь арестован и обвинен в "организации нелегального монастыря и сколачивании группы а/с настроенного монашеского элемента". Отказался признать себя виновным.

21 сентября 1940 года приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

Сначала был помещен в Ивдельлаг Свердловской области, затем - в Богословлаг г. Краснотурьинска Свердловской области.

9 сентября 1942 года умер в Богословлаге.

21 марта 1989 года был реабилитирован заместителем прокурора Владимирской области (по 1932 году репрессий).

Труды

  • Речь архимандрита Зиновия при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 51-52, с. 2240.
  • Зиновий (Дроздов), иеромонах. С эскадрой до Цусимы (Письма участника 2-й тихоокеанской эскадры). Вятка, 1906.

Литература

  • "Церк. Вед." 1906, № 41, с. 443, 1911, № 49, с. 391, 1913, № 4, с. 15, 1917, № 36-37, с. 324, 1918, № 21-22, с. 163.
  • "Приб. к "ЦВ" 1911, № 50, с. 2212, № 51-52, с. 2240, 1913, № 23, с. 1100.
  • Булгаков, с. 1402.
  • ФПС I, № 41, с. 2, III, с. 3.
  • ФАМ I, № 103, с. 8.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 128-129.
  • Заметки и дополнения Е.М., № 79.
  • Regel'son 531: 1923 verhaftet, 565f.

Использованные материалы



[1]  Из протокола допроса архиепископа Зиновия в 1932 г.

Редакция текста от: 16.02.2011 19:47:13

"ЗИНОВИЙ (ДРОЗДОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google