Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ХУМАЙРСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Георгиевский монастырь Аль-Хумайра.  Фото OrthPhoto.
Георгиевский монастырь Аль-Хумайра. Фото OrthPhoto.
Мужской монастырь Хумайра [1] во имя великомученика Георгия Победоносца (Дейр Мар-Джирджис Хумайра, среди местных нехристиан известен как Аль-Ходр аль Аббас), ставропигия Антиохийской Православной Церкви

Находится примерно в 60 км от города Хомса, на южных склонах хребта Ансария (Джабаль-Алави), в Вади Ан-Надара ("Долине (алее) христиан") в районе Тал-калах, в долине окруженной вечнозелеными холмами, у древней дороги от Средиземноморского побережья в глубь Сирии на полпути между Хомсом и Триполи. Поблизости расположен парк и известный источник, несколько далее - известный замок крестоносцев Крак де Шевалье.

Судя по некоторым археологическим данным, монастырь существовал в V веке. Однако, традиционно его основание датируют VI веком, а его создателем называют правоверного царя Юстиниана Великого. С древности дошло название обители - Хумайра - которое объясняют по-разному [2].

В древности монастырь представлял из себя пещеру, окруженную кельями благочестивых монахов. Главный вход с юга был украшен византийским фасадом. Ворота были размером 93х64 см отделанные черным камнем. Рядом с воротами находилось каменное окошко, использовавшееся для раздачи хлеба и пищи нуждающимся. Один из образованных монахов поучал людей через это окошко основам православной веры и нравственности.

Второй этаж обители был построен в XII веке во времена Крестовых походов. Вход построен из черных каменных плит такого же размера, как и на первом этаже и направлен на запад. Ворота получили название лошадиных т.к., несмотря на свою узость, служили для входа лошадей.

Начиная с XVII века история монастыря отражена в ряде источников. В то время монастырь славился чудотворениями у иконы великомученика Георгия Победоносца, привлекавшей паломников и из-за пределов Сирии, не только христиан, но и мусульман, в частности - окрестных алавитов. Самое большое количество паломников прибывало на праздник Воздвижения Креста Господня - богомольцы расселялись в палаточных лагерях вокруг обители, к монастырю съезжались торговцы, и около двух недель шла ярмарка. Монастырь, владевший значительными имениями и стадами, а также получавший щедрую милостыню, был важным центром поддержки окрестного населения. Обитель кормила за свой счет паломников всех исповеданий, проходящие мимо торговые караваны, а также множество нищих и немощных. В период тесных связей Антиохийской Церкви с Россией при патриархе Макарии III в середине XVII века монастырь в числе других сирийских обителей периодически получал милостыню из России.

Подробное описание этой обители было оставлено Григоровичем-Барским в 1727 году и рядом поздних авторов. В начале XVIII века и в 1837-1838 годах монастырь перестраивался, причём во время второй реконструкции в обители была возведена вторая церковь. В XVIII веке среди братии было немало греков, но главным образом и тогда и позднее братию составляли арабы.

В 1857 году началось строительство новой значительной монастырской церкви на третьем уровне обители. В 1865-1899 годах для монастырского храма в Дамаске был изготовлен величественный деревянный иконостас, иконы для которого были написаны иерусалимским иконописцем в тот же период - на начало XXI века считался самым большим иконостасом в Сирии и Ливане.

На рубеже XX-XXI веков трудами настоятеля обители, владыки Иоанна (Язиджи), монастырь сделался центром духовной и общественной жизни "долины Христиан", здесь собралась монашеская община и была устроена церковная школа.

На начало XXI века монастырь был ставропигией и одной из крупнейших обителей Антиохийского Патриархата. Основной (верхний, новый) храм на третьем этаже монастыря был богато украшен, сохранялся массивный иконостас прошлого века. Над входом на второй этаж находилось скульптурное изображение креста. На первом этаже находилась церковь, называемая старой, с полукруглыми сводами и резным деревянным иконостасом с образами XVIII века византийского письма с местным колоритом. В ризнице монастыря можно было видеть потиры, подносы, кресты и другую уникальную утварь. Среди прочего множество рукописей, документов, завещаний, жалованных грамот времен арабского владычества, а также дары армянских, грузинских князей и русских царей. Монастырь был включён в список наиболее важных памятников Сирии и являлся популярной туристической достопримечательностью для людей разных рас и религий. Два раза в год (в день памяти великомученика Георгия 23 апреля и на праздник Воздвижения Креста Господня) в обитель сходилось много христианских паломников.

В ходе Сирийской гражданской войны, в конце августа 2013 года, вооруженные экстремисты напали на монастырь, но были отбиты добровольцами Сил народной обороны, что спасло обитель от разорения.

Статистика

  • в XVIII-XIX вв. - 30-40 человек братии [3]
  • 1870-1900 - 80 монахов и мирян [4]
  • нач. XXI в. - более 10 монахов [3]

Настоятели

Литература

  • Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, путешествие к св. местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г., им самим писанное, СПб., 1805, ч. 1.
  • Соловьев С., "Монастырь св. Георгия в Сирии", СИППО, 1905, с. 547-555.
  • Панченко К. А., "Монастыри в правосл. Антиохийском патриархате в XVI - нач. XIX вв.", ВМУ. Сер. 13: Востоковедение, 2004, № 4, с. 89-113.
  • Monasteries of Antiochian Orthodox Patriarchate, University of Balamand Publications, 2007.

Использованные материалы



[1]  Также часто приводится как Аль- или Эль-Хумайра.

[2]  Возможно, имя монастыря связано с историческим памятником находящимся поблизости или с древней деревней которая носила это имя в честь языческого бога дождя. Другие говорят что монастырь построен на руинах языческого храма посвященного языческому богу Хумайра, причём языческий храм стал первым этажом христианского. По ещё одной версии слово Хумайра является арабской транскрипцией греческого термина хомирос - т.е. "духовное братство общего жития". Наконец, Панченко указывает что Хумайра обозначает "красноватый", что указывает на цвет местной почвы. См. Панченко К. А., "ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОНАСТЫРЬ ЭЛЬ-ХУМАЙРА", Православная энциклопедия, т. 11, с. 115, http://www.pravenc.ru/text/164487.html

[3]  Панченко К. А., "ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОНАСТЫРЬ ЭЛЬ-ХУМАЙРА", Православная энциклопедия, т. 11, с. 115, http://www.pravenc.ru/text/164487.html

[4]  "St. Georges Al- Homeyra Patriarchal Monastery", официальный сайт Антиохийской Православной Церкви, http://www.antiochpatriarchate.org/en/page/145/

Редакция текста от: 16.06.2016 18:12:47

"ХУМАЙРСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google