Когда я воцерковлялся в начале 1980-х, то был молод, горяч, меня все интересовало, что связано с историей Церкви, особенно русской. Однажды мне попал в руки выпуск "Богословских трудов", в котором была статья о патриархе Никоне. Там говорилось о том, что это был святой жизни человек, болевший душой о пользе Церкви, любивший людей и заботившийся о своей пастве. Именно желая всем пользы, он затеял свои реформы. Но случилось так, что реформы эти люди почему-то не принимали. И тогда этот святой человек решил... продавить свои реформы несмотря на непонимание большинства народу. Результатом стала страшная трагедия - раскол. Вывод в статье делался неожиданный: непонятый, лишенный кафедры и сана, патриарх, оказывается, был... мучеником. И уже хот бы поэтому его следует почитать.
Помню, я поделился своим двойственным впечатлением от статьи с одним из старших (по опыту церковной жизни) друзей. У меня уже тогда было понимание, что несмотря ни на какие второстепенные вещи, каковыми являются обряды, нужно держаться Церкви, в которой - спасение, а вне которой - погибель. Но по молодости я выстроил весьма прямолинейную модель: раз старообрядцы, ушедшие из Церкви, лишившиеся таинств и священства, неправы, то Никон - прав. Святой человек! Мой друг (позже ставший известным священником) рассказал мне, что сейчас (т. е. в начале 1980-х) в Москве существует группа людей, поставившая своей целью прославление патриарха Никона в лике святых. И объяснил то, что я, хоть и с трудом, но все же понял: прославление Никона во святых - это оправдание того ужаса, который он учинил в Церкви, в результате которого погибли тысячи, возможно, не самых церковно грамотных, но ни в чем не повинных людей: часть из них убивали власти, часть сами сжигали себя целыми группами. Даже если считать, что Никон в конце жизни все понял, осознал и раскаялся, даже если он прощен Господом (дай Бог, чтобы так и было), канонизовать его как минимум непедагогично.
К счастью, неразумная инициатива тогда окончилась ничем. Тогда еще живы были архиереи, которые воспротивились этим планам и не допустили их реализации.
Однако в последнее время, когда идея "железной рукой загнать человечество к счастью" овладела не только власть., но и Церковью, снова поднята волна лоббирования "странных" канонизаций. Маргинальное почитание как святых сперва Ивана Грозного, а потом и Сталина уже, кажется, перестает быть маргинальным, поскольку соответствует новой политической реальности. Вот и Никона снова пытаются обелить, выставить белым и пушистым, хотя на его совести - реки крови. Вот он уже - "местночтимый святой"... Это тех ли монастырей, которые с подачи священноначалия проповедают джихад? Люди, да вы в уме ли?!
Я не понимаю, с какой стати опубликованные во многих печатных изданиях свидетельства грубости и жестокости Никона, того, что он мог матерно ругать святых, которые "мешали" его вранью о древности троеперстия, случаи, когда он избивал архиерейским посохом иначе, нежели он, мыслящих и действующих людей, объявляются "не имеющими документального подтверждения"?! Что это за антиисторические утверждения?!
Не хочу писать подробнее, думаю, и так понятно, чего это я "взвился". Александр Юрьевич, призываю Вас быть крайне внимательным к правкам, вносимым сейчас в статью о Никоне. Если её потихоньку превратят в панегирик разрушителю Церкви, это будет ужасно.
Повторюсь: мне неведома степень покаяния патриарха Никона. Бог, желающий спасения всем, ему Судья. Но канонизовать его деяния - избави Боже!
|