Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАМФИЛ (ЛЯСКОВСКИЙ)"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 577
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Викарий Гомельской епархии. Новомученик или самоубийца??
12.09.2025 13:07:49 в ответ на "Re: Викарий Гомельской епархии?" (Олексій Тре)

> > Мне кажется еп. Памфил к явлению обновленчества не имел отношения.
> Думаю, разминуться с этим явлением ему бы никак не удалось. Как этого не удалось Варлааму (Ряшенцеву), который был вынужден в июне 1922 возглавить в Могилеве формирование филиала обновленческой группы «Живая Церковь». Да, и Константин (Булычев) в ноябре 1922 был выпущен из тюрьмы, скорее всего только после того, как согласился сотрудничать с обновленцами.
> На тот момент еще не было четких представлений о состояниях в епархияй, было до конца непонятно обновленческая та или иная епархия или нет - шел рейдерский захват. Епархиальное управление могло быть смешанным и состоять как из обновленцев так и староцерковников и т.д. и т.п
> И, как пишет Слесарев, "в кон. 1922 г. гомельское городское духовенство еще не видело иного способа порвать с «Живой Церковью», нежели присоединиться к обновленческой группе «Союз общин Древлеапостольской Церкви»" [1].
> > Нет достоверной информации...
> Единственное, что известно, так это то, что обновленцы в начале января 1923 года ожидали, что Памфил Лясковский, епископ Стародубский, викарий Гомельской епархии (епархиальное управление уже было создано) приедет в Уфу и возглавит тамошнюю только учрежденную обновленческую епархию. Но, не сложилось, епископ в Уфу не приехал.

Да. здесь подробный разбор: Указом ВЦУ от 17 января 1923 г. владыке Памфилу предписывалось немедленно отбыть в г. Уфу на новую кафедру

В анонимной записке, со ссылкой на сообщение «Барсуковской церкви протоиерея Симеона Канарского» от 22 февраля 1923 г., сообщается: «О Стародубе известно, что население его не желает иметь иного епископа, а епископ Памфил никоим образом не желает покидать Стародуба. При таких условиях Канарский не решается ехать в Москву для хиротонии, а просит предоставить ему Могилевское викариатство, или дать ему другое назначение, или отсрочить его хиротонию». Отказ епископа Памфила от назначения можно было трактовать как отказ от признания юрисдикции ВЦУ над своей кафедрой. На заседании Президиума ВЦУ от 24 февраля 1923 г. снова был заслушан доклад протоиерея Канарского. При этом помимо всего прочего, постановили: «Признать пребывание епископа Памфила Стародубского вредным в пределах Гомельской епархии. Запретить епископу Памфилу священнослужение, а также запретить священнослужение его секретарю священнику Красногорскому, назначив им местожительство в Пермской епархии. Точное указание местожительства их определить Пермскому епархиальному управлению».

Не подчинился владыка Памфил и этому постановлению обновленцев, за что вскоре поплатился свободой.

16 февраля 1923 г. Президиум ВЦУ постановил назначить епископом Уфимским уже не Памфила, а челябинского протоиерея Александра Земляницына.

В марте того же года коммунистами Стародуба было «уделено максимум внимания антирелигиозной пропаганде, в связи с наступающим праздником Пасхи». Как видно, одними словами деятельность властей при этом не ограничилась. 18 апреля Канарский известил ВЦУ. «Ввиду продолжающейся церковно-административной связи Стародубского викариатства с Черниговским церковным управлением, с ведома и при активномучастии сего последнего, благодаря чему не только нарушаются функции Гомельского ЕУ, но и вносятся непорядок и смута в церковную жизнь самого викариатства (недавний арест епископа Памфила), Гомельское епархиальное управление настоящим просит ВЦУ. подтвердить Черниговскому церковному управлению определение свое от 15 ноября 1922 г. о том, что Новозыбковский, Почепский, Стародубский и Суражский уезды Черниговской епархии причислены к Гомельской губернии и епархии» К письму приложено отношение бывшего секретаря епископа Памфила заместителю уполномоченного Гомельского ЕУ священнику П. Рылло. «Долгом считаю сообщить, что отношение на имя преосвященного Памфила, епископа Стародубского, подписанное Вами, по поводу его объяснения и присоединения Стародубского викариатства к ГЕУ, было получено тогда, когда Преосвященный был арестован и находился в Ар[естном] доме. Одновременно с Вашей бумагой была получена бумага за подписью Александра, епископа Черниговского и Нежинского, из ГЕУ, с перечнем всех пяти викариатств Черниговской епархии, в том числе и третьего викариатства – Стародубского, с указанием четырех уездов, к нему принадлежащих, и с перечнем дел, подведомых викарию и подробной вообще инструкцией для него. По болезни я не выхожу из квартиры. Проживающий при Арх. доме и. д. иподиакона В. М. Буховец получал корреспонденцию и удовлетворял ответами просителей. Он же передал обе эти бумаги в Ар[естный] дом для вручения Преосвященному. Но получены ли им они, неизвестно. Арест преосвященного произошел в ночь на 5 апреля с. г., а 7 числа того же месяца он с поездом вечерним отправлен в Гомель. Канцелярия опечатана, причем несколько папок с деловыми бумагами, находившимися в кабинете Преосвященного, взяты в милицию, о чем составлена расписка. 9 апр. 23 г. Состоявший секретарем преосвященного Памфила прот. Димитрий Красногорский»

> и не "Яранск Вологодской губернии" а

С 1 июля 1923 г. епископ Памфил находился в заключении в Москве; 24 августа 1923 г., постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам, он был приговорён к двум годам ссылки в г. Яренск Северо-Двинской губернии (ныне – на территории Архангельской области).

Многие источники указывают местом ссылки г. Яранск Вятской губернии. Алфавит-справочник «Общества помощи политическим заключенным» Е. П. Пешковой отвечает на вопрос вполне определенно (хотя тоже не без ошибки): «Лясковский Петр – Яренск Архангельской губ., 2 г[ода]». В другом документе из того же фонда (содержащем запись: «Лясковский 16/I, 2 года») губерния указана правильно – Северо-Двинская.

В сентябре 1923 г. владыка Памфил написал «заявление в комитет помощи политическим заключенным, с просьбой передать квитанцию от 1 июня 1923 г. и доверенность Е. М. Зверевой, для получения отобранных у него в ГПУ книг. Документ подписан: “Епископ Стародубский Памфил Александрович Лясковский”»

См. Печерин А. В., Ключагин А. И., Сухарев Ю. М. Епископ Стародубский Памфил (Лясковский) и духовенство Гомельской губернии в период изъятия церковных ценностей и начала обновленческого движения, https://sukharev-y.ru/печерин-а-в-ключагин-а-и-сухарев-ю-м-еп/

Новомученик или самоубийца?

Исследованию жизни и трагической кончины епископа Кубанского (Екатеринодарского) Памфила (Лясковского) (1883-1936) посвятил свой труд научный сотрудник Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Владимирович Печерин, https://epds.ru/novosti/novomuchenik-ili-samoubijtsa/



[1]  Деятельность СОДАЦ прекратилась по решению обновленческого Священного Синода от 8 августа 1923 г., т.е. сразу после учреждения Гомельской обновленческой епархии

Ответить