Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАМФИЛ (ЛЯСКОВСКИЙ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2230
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Викарий Гомельской епархии?
04.12.2016 19:39:41 в ответ на "Re: Викарий Гомельской епархии?" (Олексій Тре)

> Но, куда могла отойти Стародубская епархия, если не в обновленческую Гомельскую епархию? Административно город Стародуб с нач. 1919 по декабрь 1926 входил в Гомельскую губерниию в составе РСФСР.

Собственно, так и оказалось, только после ареста епископа Памфила, обновленческие епископы носили титул "Стародубский и Гомельский" (выходит, что с 1923 по декабрь 1926 года существовала объединенная Стародубско-Гомельская обновленческая епархия которая в начале 1927 года разделилась на "Стародубскую и Клинцовскую" в составе РСФСР и "Гомельскую и Речицкую" в БССР):

с. 66) "Белыничскую обитель возглавлял епископ Николай (Судзиловский) [1]. Он настоятельствовал в Белынической обители 15 лет и говорил о себе так: «Я в бедности родился, потом трудился 43 года и теперь в болезненной старости в 64 года прошу уволить меня на покой» [98]. В 1923 г. обновленческий Синод постановил совершить его архиерейскую хиротонию во епископа Стародубского и Гомельского. В 1925 г. он был назначен помощником председателя Белорусского обновленческого Синода. Настоятелем Белынического монастыря к этому времени был архимандрит Марк (Сидляр).

После увольнения епископа Николая на покой, Белорусский Синод определил ему, против его воли, местом пребывания Могилево-Братский монастырь. В Белыничи же, по замыслу Синода, должен был приехать архиепископ. Но условия Могилево-Братского монастыря оказались тяжелы для епископа Николая, и в конце 1925 г. он вернулся в свою обитель".

с. 79) "«… архиепископ Гавриил [2] общиной найден не отвечающим апостольскому посту, так как он: не православного посвящения, так как принял хиротонию от запрещенного епископа Антонина (Грановского); в приходскую жизнь вносит разлад; не пребывает в тесном, неразрывном единении с общиной, между тем, властно нарек себя ее настоятелем; не выявил усердия о благосостоянии храма и иных пожеланий верующих; заслонив собой бедствующий местный семейный причт, не отдавая в своих манерах отчета, ставит лишь самость в центре материальных попечений прихожан. Это, если учитывать происходящий в епархии отток от обновленчества, делается неудоботерпимым ярмом для немногочисленной общины» [129].

Закончился конфликт тем, что архиепископ Гавриил против воли ЕУ прекратил боголужение в Никольском соборе и переехал жить за 10 километров от Мстиславля в село Контово. Там он стал совершать богослужения на положении приходского священника.

Это делало невозможным посещение церквей Мстиславской епархии, которые приглашали епископа служить в свои храмы. Но в своем решении архиерей остался неумолим. О конфликте в Мстиславской епархии стало известно в Могилеве. Чтобы выяснить обстановку, митрополит Иосиф лично поехал в Мстиславль. Он прибыл в город накануне праздника Святого Архистратига Божия Михаила. Об этом приезде никто ничего не знал. В неведении были даже архиепископ Гавриил и местное епархиальное управление.

Прямо с дороги Кречетович направился к собору, но тихоновцы Михаил Сушков и монахиня Георгия закрыли двери и не впустили его в храм. Только на следующий день обновленческий митрополит смог отслужить утреню и литургию в городской Троицкой церкви, где настоятельствовал протоиерей Андрий Якишенко. В январе 1927 г. архиепископ Гавриил был переведен настоятелем Николаевского собора в г. Стародубске с титулом архиепископа Гомельского и Стародубского" [130].

[129] НИАБ, ф. 2786, оп. 1, д. 213, л. 1. [130] Там же. Д. 131, л. 6.

с. 94) "В декабре 1926 г. были пересмотрены государственные границы Белоруссии. Административная реформа коснулась и Гомельской епархии. Она разделилась пополам, потеряв три уезда Черниговской губернии и сохранив Гомельский и Речицкий уезды. С этого времени Гомельская епархия вошла в ведение Белорусского обновленческого Синода. Такое положение вещей не способствовало укреплению обновленчества на гомельщине"

c. 96) "[Досифей (Степанов)] В феврале 1924 г. по доносу обновленцев он был арестован по делу о православных братствах и приговорен к двум годам заключения в лагере, но по состоянию здоровья был освобожден. 30 марта 1927 г. уклонился в обновленческий раскол. 10 апреля 1927 г. в Москве в храме Христа Спасителя состоялось его посвящение в епископа Козловского. Хиротонию совершили обновленческие митрополиты Московский Вениамин (Муратовский), Ленинградский Серафим (Руженцов) и архиепископ Тамбовский Геронтий (Шевлягин). К приезду епископа Досифея (Степанова) в Гомель обновленческая община успела заключить с властями договор на проведение богослужений в кафедральном соборе. После праздничных богослужений в Белорусский Синод поступило прошение оставить этого архиерея на Гомельской кафедре. Епископу Досифею был присвоен титул «Гомельский и Речицкий»"

  • Шиленок Дмитрий, священник. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922-1939). (Обновленческий раскол в Белоруссии) / Серия «Материалы по истории Церкви». Кн. 38. - Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2006, с. 66, 79



[1]  О нем, см. ст. на сайте Русское Православие " Николай (Судзиловский)", http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_823

[2]  О нем, см. ст. на сайте Русское Православие "Гавриил (Свидерский)", http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_824 Там он назван архиепископом Клинцовским и Стародубским. В 1937 проживал: в г. Витебске. Арестован 12 октября 1937 г. Приговорен: "тройкой" 15 ноября 1937 г., обв.: 72, 76 УК БССР - Деятельность в составе к/р орг-ции, а/с агитация. Приговор: 10 лет ИТЛ,

Ответить