Обсуждение статьи "ПАМФИЛ (ЛЯСКОВСКИЙ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1363
Дата регистрации: 03.04.2013
Викарий Гомельской епархии?
02.12.2016 02:58:08

1) Пишут, что только с середины 1923 года появилась Гомельская обновленческая кафедра, которую первым занял Тихон (Василевский).

2) Цитата из кандидатской : "5 января 1923 г. на собрании обновленцев по организации «законного» УЕУ уполномоченный ВЦУ по Уфимской епархии священник М. Севастьянов сообщил о назначении на обновленческую Уфимскую кафедру епископа Стародубского Памфила (Лясковского), викария Гомельской епархии, который по должности должен был возглавить УЕУ... 16 января 1923 г. БашНКВД зарегистрировал новое УЕУ, но имя епископа Памфила в его составе не упоминалось, отсутствовала и сама должность председателя. Очевидно, к этому моменту выяснилось, что епископ Памфил в Уфу не приедет. В этой ситуации уфимское обновленческое духовенство избрало кандидата во епископа из своей среды".

Источник: Киреева, Надежда Анатольевна. Русская Православная Церковь и советское государство с октября 1917 по 1928 год : на материалах Уфимской губернии - Башкирской АССР, Оренбург, 2009, с. 165, http://search.rsl.ru/ru/search#yt=2009&q="Стародубского Памф...ии"

Вопрос: Викарий Гомельской епархии - описка или нет? На 21 марта (3 апреля) 1922 года еще викарий Черниговской епархии, http://www.pravoslavie.ru/89894.html

В 1923 Дамаскин (Цедрик) "упоминается временно управляющим Стародубским викриатством, ввиду ссылки викария".

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3815
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Викарий Гомельской епархии?
02.12.2016 06:57:38 в ответ на "Викарий Гомельской епархии?" (Олексій Тре)

> Вопрос: Викарий Гомельской епархии - описка или нет?

Мне кажется, очевидная описка. А вот по связи еп. Памфила с обновленцами - не очень понятно. В нашем тексте пока нет ни слова о его отношении к обновленчеству в 1920-х.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1363
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Викарий Гомельской епархии?
02.12.2016 12:49:31 в ответ на "Re: Викарий Гомельской епархии?" (Александр Иванов)

> > Вопрос: Викарий Гомельской епархии - описка или нет?
> Мне кажется, очевидная описка.

А вот мне не кажется. Если честно, всегда зарекался строить хронологию по "женским спискам" (ПСТГУ). Нет, они конечно старательные, но.

1) Во первых, как то больше верится данным, собранным группой под началом Наталии Лясковской (член Союза Писателей России с 1997 г.):

Мы находим упоминание о владыке Памфиле в документе, выпущенном перед самой Пасхой 21 марта (3 апреля) 1922 года управляющим Черниговской епархией епископом Пахомием (Кедровым):

"В Киевской епархии теперь до семи викариев. В Черниговской их пока трое: епископ Иоанн Конотопский и Н.-Северский, живущий в г. Конотопе, Преосвященный Николай, епископ Сосницкий и Борзенский, живущий в г. Чернигове, и Преосвященный Памфил, епископ Стародубский и Мглинский, живущий в г. Стародубе. Всеми делами уездов Черниговского, Городнянского, Остерского, Козелецкого и Нежинского управляю я, заведую, в частности, в этих уездах и утверждением псаломщиков" [1]

Из канцелярии Пахомия (Кедрова) следует, что Иоанн (Доброславин) в 1922 году был епископом Конотопским и Н.-Северским, а не Новгород-Северским и проживал в Конотопе.

Другая искательница (кандидат философских наук, старший научный сотрудник ПСТГУ) всем раструбила, что:

а) "Владыка, канонизированный как епископ Стародубский, никогда так не именовался, а был епископом Глуховским, позднее Глуховским и Нежинским, временно управляющим Черниговской епархией" [2];

"Епископ Глуховский Дамаскин никогда не именовался Стародубским. Эта ошибка М.Е.Губонина, вероятно, стала причиной неправильного именования святителя при канонизации." [3]

б) "18 нояб. 1923 г. свт. Тихон возглавил в Донском мон-ре хиротонию Дамаскина во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии", http://www.pravenc.ru/text/168696.html

в) "В янв. 1924 г. еп. Дамаскин приехал в Глухов и разослал по епархии копии своей ставленнической грамоты", http://www.pravenc.ru/text/165171.html

2) Вот, сижу, смотрю на упоминание о "ставленнической грамоте" и думаю (вернее мысль пришла сразу, постараюсь изложить цепочку ):

Раньше писали, что епископ Дамаскин (Цедрик) "хиротонисан 14.09.1923 во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии".

Т.е (как версия),

  • Сначала архим. Дамаскина могли если не рукоположить [4], то избрать на вакантную (почему вакантную это др. вопрос) Стародубскую кафедру.
  • До этого, в феврале открыли т. нз. "Глуховское викариатство" - т.е. "временно", после высылки епископа Иоанна, и за 9 дней перед отстранением Пахомия (Кедрова), расширили Конотопскую епархию от Глухова до Нежина.
  • Глуховский викарий, в апреле 1923 перешел в Н.-Северский к обновленцам [5], а затем, осенью "одумался". На его место (в Глухов) "по просьбе трудящихся" (или, чтобы не ссориться с обновленцами, которые считали Стародуб своей территорией) назначают еп. Дамаскина, при этом за еп. Матфеем (Храмцовым) остается Н.-Северский.
  • Получается, что Стародуб на момент назначения еп. Дамаскина викарием Черниговской епархии оставался отрезанным от Глухова и Конотопа епархией Новгород-Северской, епископ которой сочувствовал обновленцам.

Но, куда могла отойти Стародубская епархия, если не в обновленческую Гомельскую епархию? Административно город Стародуб с нач. 1919 по декабрь 1926 входил в Гомельскую губерниию в составе РСФСР.

> А вот по связи еп. Памфила с обновленцами - не очень понятно. В нашем тексте пока нет ни слова о его отношении к обновленчеству в 1920-х.

3) У Наталии Лясковской есть аккуратная фраза:

"в 1923 году – владыка Памфил был отправлен в ссылку в г. Яранск Вятской губернии. Мотивировка нам неизвестна, скорее всего арест и ссылка стали результатом сопротивления обновленцам или изъятию церковных ценностей."

Т.е., Памфил (Лясковский) в обновленческих документах мог проходить как "Викарий Гомельской епархии". Др. дело, признавал ли обновленческие распоряжения и назначения сам Стародубский епископ? - Как пишут, в 6-м отделении СО ОГПУ Гомельская епархия считалась одной из наиболее проблемной с точки зрения развития обновленчества.



[1]  Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский и Нежинский: Материалы к биографии / Сост., вступ. ст. А.Ф. Тарасенко. Чернигов, 2006. С. 134–135, http://www.pravoslavie.ru/89894.html#_ftn5

[2]  Косик Ольга, Архиерейское служение Священномученика Дамаскина (Цедрика) в Черниговской Епархии (1923–1925) http://cyberleninka.ru/article/n/arhiereyskoe-sluzhenie-svya...925

[3]  Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике) / О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009, http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Damaskin/html/che...b16

[4]  Епископская хиротония, http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Damaskin/html/bis...b13

[5]  см. первый абзац, http://www.pravenc.ru/text/165171.html)

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1363
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Викарий Гомельской епархии?
04.12.2016 19:39:41 в ответ на "Re: Викарий Гомельской епархии?" (Олексій Тре)

> Но, куда могла отойти Стародубская епархия, если не в обновленческую Гомельскую епархию? Административно город Стародуб с нач. 1919 по декабрь 1926 входил в Гомельскую губерниию в составе РСФСР.

Собственно, так и оказалось, только после ареста епископа Памфила, обновленческие епископы носили титул "Стародубский и Гомельский" (выходит, что с 1923 по декабрь 1926 года существовала объединенная Стародубско-Гомельская обновленческая епархия которая в начале 1927 года разделилась на "Стародубскую и Клинцовскую" в составе РСФСР и "Гомельскую и Речицкую" в БССР):

с. 66) "Белыничскую обитель возглавлял епископ Николай (Судзиловский) [1]. Он настоятельствовал в Белынической обители 15 лет и говорил о себе так: «Я в бедности родился, потом трудился 43 года и теперь в болезненной старости в 64 года прошу уволить меня на покой» [98]. В 1923 г. обновленческий Синод постановил совершить его архиерейскую хиротонию во епископа Стародубского и Гомельского. В 1925 г. он был назначен помощником председателя Белорусского обновленческого Синода. Настоятелем Белынического монастыря к этому времени был архимандрит Марк (Сидляр).

После увольнения епископа Николая на покой, Белорусский Синод определил ему, против его воли, местом пребывания Могилево-Братский монастырь. В Белыничи же, по замыслу Синода, должен был приехать архиепископ. Но условия Могилево-Братского монастыря оказались тяжелы для епископа Николая, и в конце 1925 г. он вернулся в свою обитель".

с. 79) "«… архиепископ Гавриил [2] общиной найден не отвечающим апостольскому посту, так как он: не православного посвящения, так как принял хиротонию от запрещенного епископа Антонина (Грановского); в приходскую жизнь вносит разлад; не пребывает в тесном, неразрывном единении с общиной, между тем, властно нарек себя ее настоятелем; не выявил усердия о благосостоянии храма и иных пожеланий верующих; заслонив собой бедствующий местный семейный причт, не отдавая в своих манерах отчета, ставит лишь самость в центре материальных попечений прихожан. Это, если учитывать происходящий в епархии отток от обновленчества, делается неудоботерпимым ярмом для немногочисленной общины» [129].

Закончился конфликт тем, что архиепископ Гавриил против воли ЕУ прекратил боголужение в Никольском соборе и переехал жить за 10 километров от Мстиславля в село Контово. Там он стал совершать богослужения на положении приходского священника.

Это делало невозможным посещение церквей Мстиславской епархии, которые приглашали епископа служить в свои храмы. Но в своем решении архиерей остался неумолим. О конфликте в Мстиславской епархии стало известно в Могилеве. Чтобы выяснить обстановку, митрополит Иосиф лично поехал в Мстиславль. Он прибыл в город накануне праздника Святого Архистратига Божия Михаила. Об этом приезде никто ничего не знал. В неведении были даже архиепископ Гавриил и местное епархиальное управление.

Прямо с дороги Кречетович направился к собору, но тихоновцы Михаил Сушков и монахиня Георгия закрыли двери и не впустили его в храм. Только на следующий день обновленческий митрополит смог отслужить утреню и литургию в городской Троицкой церкви, где настоятельствовал протоиерей Андрий Якишенко. В январе 1927 г. архиепископ Гавриил был переведен настоятелем Николаевского собора в г. Стародубске с титулом архиепископа Гомельского и Стародубского" [130].

[129] НИАБ, ф. 2786, оп. 1, д. 213, л. 1. [130] Там же. Д. 131, л. 6.

с. 94) "В декабре 1926 г. были пересмотрены государственные границы Белоруссии. Административная реформа коснулась и Гомельской епархии. Она разделилась пополам, потеряв три уезда Черниговской губернии и сохранив Гомельский и Речицкий уезды. С этого времени Гомельская епархия вошла в ведение Белорусского обновленческого Синода. Такое положение вещей не способствовало укреплению обновленчества на гомельщине"

c. 96) "[Досифей (Степанов)] В феврале 1924 г. по доносу обновленцев он был арестован по делу о православных братствах и приговорен к двум годам заключения в лагере, но по состоянию здоровья был освобожден. 30 марта 1927 г. уклонился в обновленческий раскол. 10 апреля 1927 г. в Москве в храме Христа Спасителя состоялось его посвящение в епископа Козловского. Хиротонию совершили обновленческие митрополиты Московский Вениамин (Муратовский), Ленинградский Серафим (Руженцов) и архиепископ Тамбовский Геронтий (Шевлягин). К приезду епископа Досифея (Степанова) в Гомель обновленческая община успела заключить с властями договор на проведение богослужений в кафедральном соборе. После праздничных богослужений в Белорусский Синод поступило прошение оставить этого архиерея на Гомельской кафедре. Епископу Досифею был присвоен титул «Гомельский и Речицкий»"

  • Шиленок Дмитрий, священник. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922-1939). (Обновленческий раскол в Белоруссии) / Серия «Материалы по истории Церкви». Кн. 38. - Москва: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2006, с. 66, 79



[1]  О нем, см. ст. на сайте Русское Православие " Николай (Судзиловский)", http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_823

[2]  О нем, см. ст. на сайте Русское Православие "Гавриил (Свидерский)", http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_824 Там он назван архиепископом Клинцовским и Стародубским. В 1937 проживал: в г. Витебске. Арестован 12 октября 1937 г. Приговорен: "тройкой" 15 ноября 1937 г., обв.: 72, 76 УК БССР - Деятельность в составе к/р орг-ции, а/с агитация. Приговор: 10 лет ИТЛ,

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1363
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: викарий Гомельской епархии
08.12.2016 16:56:50 в ответ на "Викарий Гомельской епархии?" (Олексій Тре)

> Источник: Киреева, Надежда Анатольевна. Русская Православная Церковь и советское государство с октября 1917 по 1928 год : на материалах Уфимской губернии - Башкирской АССР, Оренбург, 2009, с. 165

Автор и текст тот же, см. Обновленческий раскол в Уфимской епархии (1922-1929 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 60 / 2008, с. 134 - 135, http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/26(60)/k...pdf

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 252
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Викарий Гомельской епархии?
14.12.2016 10:45:43 в ответ на "Викарий Гомельской епархии?" (Олексій Тре)

>> Вопрос: Викарий Гомельской епархии - описка или нет? На 21 марта (3 апреля) 1922 года еще викарий Черниговской епархии, http://www.pravoslavie.ru/89894.html
>> 3) Территория Гомельской Губернии (26 апреля 1919 - декабрь 1926), http://www.archives.gov.by/index.php?id=989746#gom1
> 26 апреля 1919 г. была образована Гомельская губерния, которую составили 9 уездов (Быховский, Гомельский, Горецкий, Климовичский, Могилевский, Оршанский, Рогачевский, Чаусский, Чериковский) упраздненной Могилевской губернии, Речицкий уезд Минской губернии, Мглинский, Новозыбковский, Стародубский, Суражский уезды Черниговской губернии.

Тем более, как-то странно выглядит: Епископ Памфил хиротонисан 8 января 1922 года и Стародубский, викарий Черниговской епархии, хотя административно подходит Гомельской епархии

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1363
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Викарий Гомельской епархии?
14.12.2016 12:52:56 в ответ на "Re: Викарий Гомельской епархии?" (Губин Андрей Владимирович)

> Тем более, как-то странно выглядит: Епископ Памфил хиротонисан 8 января 1922 года и Стародубский, викарий Черниговской епархии, хотя административно подходит Гомельской епархии

Думаю, рукоположение Памфила (Лясковского) как черниговского викария произошло еще по инерции. Видимо, на тот момент (с сер. 1919 - нач. 1922), власть могилевского архиепископа на Стародуб еще не распространялась, а гомельское викариатство, в связи с реорганизацией было уже ликвидировано. А вот, с весны 1922 года пошли обновленческие процессы. Потуги на создание самостоятельной Гомельской епархии оформились к осени 1922 года.

1) "административно-территориальные изменения возвысили церковный статус г. Гомеля и повлекли за собой корректировку титулатуры управляющего Могилевской епархией, который стал именоваться архиепископом Могилевским и Гомельским".

"Одновременно с возникновением Гомельской губернии епископ Варлаам (Ряшенцев) получил официальное отстранение от управления Гомельским викариатством с назначением на должность управляющего новообразованным Мстиславским викариатством Могилевской епархии».

2) архиепископ Могилевский и Гомельский Константин (Булычев), как минимум, дважды был под арестом: с июля 1919 по май 1920, затем с мая по ноябрь 1922.

3) "Произошедшее в конце 1922 г. формирование Гомельского епархиального Совета СОДАЦ стало решительным шагом к образованию независимой Гомельской епархии. Дистанцируясь от обновленческой группы «Живая Церковь», поддерживавшейся правящим и викарным архиереями Могилевской епархии, гомельские клирики сочли целесообразным сформировать в г. Гомеле самостоятельное епархиальное управление. Возникновение Гомельской епархии произошло в сложное время, когда патриарх Тихон находился под домашним арестом, а органы высшей церковной власти Патриаршей Церкви оказались практически парализованы. Именно поэтому в кон. 1922 г. гомельское городское духовенство еще не видело иного способа порвать с «Живой Церковью», нежели присоединиться к обновленческой группе «Союз общин Древлеапостольской Церкви»".

4) "Процесс выхода православных приходов из обновленчества начал стремительно развиваться после произведенного в июне 1923 г. освобождения патриарха Тихона из-под ареста и возвращения к церковному управлению. Желая укрепить свои позиции на территории Гомельской губернии, обновленческий Священный Синод в конце июля 1923 г. пошел навстречу пожеланиям духовенства и учредил самостоятельную Гомельскую епархию, назначив ее управляющим бывшего архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Василевского; 1867–1926)"

  • Слесарев А. В., "Гомельская православная епархия в первой половине ХХ века: образование, развитие, ликвидация", http://www.academia.edu/29636388/

Т.е., в декабре 1922 года уже существовало Гомельское епархиальное управление. И, нет ничего странного в том, что

"5 января 1923 г. на собрании обновленцев по организации «законного» УЕУ уполномоченный ВЦУ по Уфимской епархии священник М. Севастьянов сообщил о назначении на обновленческую Уфимскую кафедру епископа Стародубского Памфила (Лясковского), викария Гомельской епархии, который по должности должен был возглавить УЕУ".

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 252
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Викарий Гомельской епархии?
14.12.2016 13:45:01 в ответ на "Re: Викарий Гомельской епархии?" (Олексій Тре)

"Процесс выхода православных приходов из обновленчества начал стремительно развиваться после произведенного в июне 1923 г. освобождения патриарха Тихона из-под ареста и возвращения к церковному управлению. Желая укрепить свои позиции на территории Гомельской губернии, обновленческий Священный Синод в конце июля 1923 г. пошел навстречу пожеланиям духовенства и учредил самостоятельную Гомельскую епархию, назначив ее управляющим бывшего архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Василевского; 1867–1926)"

> * Слесарев А. В., "Гомельская православная епархия в первой половине ХХ века: образование, развитие, ликвидация", http://www.academia.edu/29636388/
> Т.е., в декабре 1922 года уже существовало Гомельское епархиальное управление. И, нет ничего странного в том, что
> :"5 января 1923 г. на собрании обновленцев по организации «законного» УЕУ уполномоченный ВЦУ по Уфимской епархии священник М. Севастьянов сообщил о назначении на обновленческую Уфимскую кафедру епископа Стародубского Памфила (Лясковского), викария Гомельской епархии, который по должности должен был возглавить УЕУ".

Спасибо за разъяснения, Олексий. Вы большой молодец. Мне кажется еп. Памфил к явлению обновленчества не имел отношения. В Краснодаре на его могиле сейчас служатся литургии по благословению митр . Исидора (Кириченко), в часовне на кладбище идет запись о помощи Владыки Памфила, готовится материал о невинно оболганном советской властью в самоубийстве (осталось без расследования), хотя был задушен насильно, а затем повешен.

Тем более, что разнятся отрывки сообщений о нём в ссылке 1920-х годов", то БД ПСТГУ пишет ссылка - г. Яранск Вятской губернии с 1923 по 1926 г.г., http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9E...pnl, (хотя непонятно где тогда он с 1926г. до 19 марта 1928 был, перед назначением в Богучар Воронежский?), то Яренск Вологодской губернии (ныне село Архангельской области) с 1925 г. http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/suffragan/1920-...htm., хотя лично я больше доверяю данным воронежского историка Николая Сапелкина (хотя бы потому, что архим. Задонского м-ря Никандр (Стуров)) проживал в Яренске Вологодской губернии после ссылки в т.н. Северном краю, а не Яранске Вятской (считаю опечаткой-ошибкой) - и время ссылки в этих источниках очень разнятся в годах. А может быть все вместе так было?. Нет достоверной информации...

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1363
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Викарий Гомельской епархии?
14.12.2016 15:56:34 в ответ на "Re: Викарий Гомельской епархии?" (Губин Андрей Владимирович)

> Мне кажется еп. Памфил к явлению обновленчества не имел отношения.

Думаю, разминуться с этим явлением ему бы никак не удалось. Как этого не удалось Варлааму (Ряшенцеву), который был вынужден в июне 1922 возглавить в Могилеве формирование филиала обновленческой группы «Живая Церковь». Да, и Константин (Булычев) в ноябре 1922 был выпущен из тюрьмы, скорее всего только после того, как согласился сотрудничать с обновленцами.

На тот момент еще не было четких представлений о состояниях в епархияй, было до конца непонятно обновленческая та или иная епархия или нет - шел рейдерский захват. Епархиальное управление могло быть смешанным и состоять как из обновленцев так и староцерковников и т.д. и т.п

И, как пишет Слесарев, "в кон. 1922 г. гомельское городское духовенство еще не видело иного способа порвать с «Живой Церковью», нежели присоединиться к обновленческой группе «Союз общин Древлеапостольской Церкви»" [1].

> В Краснодаре на его могиле сейчас служатся литургии по благословению митр . Исидора (Кириченко), в часовне на кладбище идет запись о помощи Владыки Памфила, готовится материал о невинно оболганном советской властью в самоубийстве (осталось без расследования), хотя был задушен насильно, а затем повешен.

Читали, http://kanonkuban.ru/novye-dannye-o-gibeli-episkopa-pamfila-...go/

> Нет достоверной информации...

Единственное, что известно, так это то, что обновленцы в начале января 1923 года ожидали, что Памфил Лясковский, епископ Стародубский, викарий Гомельской епархии (епархиальное управление уже было создано) приедет в Уфу и возглавит тамошнюю только учрежденную обновленческую епархию. Но, не сложилось, епископ в Уфу не приехал.



[1]  Деятельность СОДАЦ прекратилась по решению обновленческого Священного Синода от 8 августа 1923 г., т.е. сразу после учреждения Гомельской обновленческой епархии

Ответить