Владыка Памфил (Лясковский) |
В миру Лясковский Пётр Александрович, родился 5 октября 1883 года в селе Арестове Ровенского уезда Волынской губернии в семье священника Александра Лясковского. Родной брат прот. Павла и свящ. Никона Лясковских [1].
В 1897 году окончил Клеванское духовное училище по I разряду [2], в 1903 году - Волынскую духовную семинарию по I разряду [3].
В 1907 году закончил образование в Московской духовной академии со степенью кандидата богословия [4].
С 1 ноября 1907 года служил преподавателем истории и географии в Волынском женском училище, а с 16 сентября 1910 года - преподавателем греческого языка в Житомирском духовном училище.
24 мая 1911 года пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Памфила Оливрийского. Постриг в Успенском соборе Почаевской Лавры совершил архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий).
24 мая 1911 года рукоположен в сан иеродиакона, а 29 мая того же года был рукоположен в иеромонаха тем же архиереем.
Лясковский Пётр Александрович, выпускник Волынской духовной семинарии, 1903 год |
В 1912 году возведён в сан архимандрита.
С 10 декабря 1912 года по 1918 год служил ректором Полтавской духовной семинарии.
8 января 1922 года был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии.
С 1923 года по 1926 год - в ссылке в городе Яранске Вятской губернии [5].
С 19 марта 1928 года - епископ Богучарский, викарий Воронежской епархии. В октябре 1928 года по указу митр. Сергия (Страгородского) принял временное управление Воронежской епархией от архиеп. Макария (Звездова) [6]. С 1928 года - епископ Россошанский, викарий той же епархии.
С 26 августа 1930 года - епископ Уральский.
С 17 августа 1931 года - епископ Чебоксарский.
Со 2 октября 1932 года - епископ Богородский, викарий Нижегородской епархии [7].
С 20 октября того же года - епископ Подольский, викарий Московской епархии.
С 23 ноября 1932 года временно управлял Курской епархией.
С 11 августа 1933 года - епископ Краснодарский и Кубанский. Митрополит Сергий (Страгородский), направляя владыку в Краснодар, сказал ему: "Ну, Владыка, посылаю Вас на заклание". Епископ Памфил появился в Краснодаре тем же летом. По приезде сначала служил в малом приделе Георгиевского храма, т.к. остальную часть церкви занимали обновленцы. Местные власти долго отказывали в установленной регистрации в городском совете, без которой священнослужителям не разрешалось служить в храмах. Поэтому он обычно находился не облаченным в алтаре и, выходя за всенощной, прикладывался к Евангелию, безмолвно благословлял народ и опять удалялся в алтарь. Наконец, спустя несколько месяцев, ему было разрешено служить. Верующие собирались в большом количестве услышать первое слово от своего владыки, в котором он советовал почаще посещать кладбище или же чаще думать о неизбежности смерти, так как эти мысли могут человека заставить воздержаться от многих грехов.
В окружении владыки были соглядатаи, сотрудничавшие с органами НКВД. Таковым был настоятель Георгиевской церкви, особенно невзлюбивший епископа. Положение владыки быстро ухудшалось, его стали переселять из одной квартиры в другую. Наконец, он поселился на квартире у протодиакона, который тоже был подозреваем в связях с НКВД.
Владыка предчувствовал, какой смертью умрет, и часто говорил об удушении. Он упоминал удушение митрополита Филиппа Малютой Скуратовым. При переезде на другую квартиру владыке Памфилу предложили домик, стоящий внутри огорода, а он сказал: "Нет, не подходит, здесь задушат и никто не узнает".
Владыку Памфила нашли рано утром 23 января 1936 года повешенным на дереве в саду протодиаконского дома. По официальной версии, он окончил жизнь самоубийством во время острого психического припадка. Монахиня Варвара публично укоряла диакона, хозяина дома, у которого жил владыка: "Бог с тебя спросит!"; тот возражал: "Я что ли его убил?". А она: "Ты сделал хуже: зная, что его задушили, ты не сказал об этом и тем поддержал поношение епископского сана". Умирая, диакон исповедовался, что не может умереть с таким грехом: он слышал все, что происходило за стеной, но не сказал, т.к. ему пригрозили, что и с ним будет то же самое.
Церковь отказалась хоронить "самоубийцу". Однако народ не верил официальной версии, шумел, один верующий высказал намерение взять тело владыки в свой дом. Тогда тело епископа Памфила перенесли в Феодоровский придел Георгиевского храма. Духовенство отказалось совершать отпевание, лишь самый младший священник отец Иоанн согласился совершить чин погребения "монаха Памфила". Отпевание прерывалось рыданиями как самого священника так и собравшихся верующих. Похоронен епископ Памфил был на старом кладбище Краснодара, недалеко от главной аллеи (вход с ул. Северной) и от старого полуразрушенного склепа, с левой стороны от входа.
Часовня на месте захоронения епископа Краснодарского и Кубанского Памфила (Лясковского). Фото Александра Селиверстова, http://hramy-krd.livejournal.com/33574.html |
В 2009 году на пожертвования горожан на могиле епископа Краснодарского и Кубанского Памфила возведена часовня.
Документы, литература
- ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 85.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 5, 351-352.
- Польский, М., протопр., Новые мученики Российские, М., 1994 (репр. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 2, 113-114, 279, 319.
- Губонин, М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях, М., 1994, 987.
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г., Пг., 1917, 114.
- Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.), Сергиев Посад, 1914, 139.
- ЖМП, 1935, № 23-24, 1.
- ФПС II, 3; IV, 6; V, № 147.
- ФАМ I, № 207, 16.
- Заметки и дополнения Е.М.
- Списки архиереев 1897-1944 гн. патр. Алексия, 61.
- Regel'son, 535.
Использованные материалы
- Статья базы данных ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.:
- Страница сайта Русское Православие:
- Волынские епархиальные ведомости от 16 июня 1911 года
[1] Генеалогический форум ВГД,- http://forum.vgd.ru/?t=40868
[2] "Разрядный список учеников Клеванского духовного училища, составленный после испытаний, бывших в июне 1897 года", Волынские епархиальные ведомости, 1897, № 21, с. 478.
[3] "Выпускники Волынской духовной семинарии 1903 года," сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/wolynsem.html
[4] "Выпускники Московской духовной академии 1907 года," сайт Бовкало А. А, http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html
[5] Воронежский историк Сапелкин Н.С. указывает с 1925 года ссылку в городе Яренске Вологодской губернии (ныне село Архангельской обл.), http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/suffragan/1920-...htm
[6] ГАВО. Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 2. Л. 165 «Указ митр. Сергия (Страгородского)», в магистерской диссертации священника Павла Овчинникова, "Приходская жизнь Воронежской епархии в период существования Центрально-Черноземной области (1928-1934 гг.)" http://priest.cerkov.ru/2016/11/07/prixodskaya-zhizn-voronez...n40
[7] Согласно стт. Православной энциклопедии "БОГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Нижегородской епархии)", т. 5, с. 514, http://www.pravenc.ru/text/149555.html и "БОГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Московской епархии)", т. 5, с. 514, http://www.pravenc.ru/text/149553.html. В биографической статье БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в., http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9E...pnl указан как Богородский викарий Московской епархии.