Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АФАНАСИЙ (САХАРОВ)"

Олег Черных
пользователь
Православие, Московская Патриархия

Сообщений: 10
Дата регистрации: 10.03.2014
Re: "Непоминающих" нельзя называть раскольниками
05.09.2018 13:01:24 в ответ на "Re: "Непоминающих" нельзя называть раскольниками" (д. Александр Васильев)

> По поводу владыки Афанасия - наверное, слово "раскол" может быть чрезмерным. А может, и нет. Дело ведь не только в том, как кто относился к "сергианству", а кто как действовал! Кто-то ему письма писал, а кто-то прекращал поминать. А непоминовение правящего архиерея - это самовольный отход от общения с ним, то есть - раскол или самочинное сборище, которые вполне могут быть наказуемы по всей строгости канонов - вплоть до лишения сана. А прославление во святых - это ведь признание поведения данного лица бразцовым для православных, не так ли? Всякое ли непоминовение может быть образцом?.. Другое дело, что этим должны заниматься специальная комиссия, или Синод, а не журналюги.
> Вообще же пишу здесь только для того, чтобы призвать и автора поста, и других поменьше прилепляться сердцем к возникшим в "вольнице" гнусного перестроечного либерализма отношению к святейшему владыке Сергию. Да и к самому понятию "сергианство". Хватит уже бросаться из стороны в сторону! Не пора ли обретать бесстрастие (чего всем, и себе, молитвенно желаю)?

Простите, пожалуйста, я не понял причём здесь "журналюги"? Я сослался на решение Архиерейского собора 2000 года и мнение комиссии по канонизации святых, которую в 1995 году возглавлял митр. Ювеналий Крутицкий (мой правящий архиерей, кстати). "Непоминающие" считали своим правящим архиереем, т.е. законным местоблюстителем свщмч Петра (Полянского), а действия его заместителя -- митр. Сергия считали превышением полномочий (в 1926 году, когда он отлучил от Церкви "григориан" те же самые епископы его поддерживали). Каноническая ситуация конца 1920-х-- 1930х гг была беспрецедентной. Гонения случались и раньше, но ещё никогда доселе государство не пыталось целенаправленно (посредством провокаций) расстроить систему церковного управления, чтобы спровоцировать разделения, а потом уничтожить Церковь по частям. Поэтому комиссия по канонизации не считала критерием церковности отношение к митр. Сергию. В сонме новомоучеников Российских есть "поминающие" (напр. святители Лука Крымский, Иларион Верейский), а есть и "непоминающие" (митрополиты Кирилл Казанский, Агафангел Ярославский, архиепископ Серафим Угличский) и даже крайние "антисергиане" (еп. Виктор Глазовский, мученик Михаил Новосёлов). Хотя позиция последних (безблагодатность митр. Сергия) -- это, очевидно, ревность не по разуму, как говорил митр. Кирилл (Смирнов). Возвращаясь к началу: содержание статьи не должно противоречить решению Архиерейского собора. А оно противоречит, потому что раскольников Церковь не канонизирует. Митрополит Кирилл, расстрелянный в 1937 году, напомню, канонизирован.

Ответить