Обсуждение статьи "БОТКИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1204
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: страстотерпец?
23.07.2017 13:48:53 в ответ на "Re: Боткин страстотерпец?" (Александр Иванов)

> :_"Житие сие представляет собою перевод сочинения Иакова Мниха, называющегося «Сказание страстей и похвала об убиении святую мученику Бориса и Глеба»,

На заметку: "Начиная с митр. Макария (Булгакова) в лит-ре было распространено мнение, согласно к-рому И. М. является также автором Сказания о святых Борисе и Глебе. /../ Сейчас это предположение считается необоснованным". См. Карпов А. И., "Иаков Мних" // ПЭ, Т. 20, С. 543-545, http://www.pravenc.ru/text/200333.html Полагают, что "Сказание и страсти" возникло не позднее 1072 года, при Изяславе Ярославиче.

Теперь по существу. Страстотерпцы первых веков - это Косма и Дамиан (римские), авва Дула Египетский с одной стороны, и св. Георгий, Фрол и Лавр - с другой.

Почему-то все цепляются за неудачные определения, данные в словаре прот. Г. Дьяченко.

"Лексема страстотерпец в «Большом толковом словаре русского языка» даётся в двух значениях: 1. Церк. Мученик, терпящий страдания во имя религиозных идей. 2. обычно чего или какой. Высок. Тот, кто перенёс много страданий и мучений [1].

В «Полном церковно-славянском словаре» Г. Дьяченко термин «страстотерпец» имеет два различных значения: первое – для обозначения подвижников, которые ради Христа претерпели спасительные страсти (то есть страдания); второе значение – это именование особого Чина Святости (Чин Святости используется для обозначения сути того подвига, который святой совершил во Славу Божию). Чин Святости «Страстотерпец» православной церковью прилагается к тем угодникам Божиим, которые претерпели страдания по коварству и клевете православных христиан [2]".

Цитата из: Морозова М. А., доц. (университет им. И.А. Бунина, г. Елец), Историко-лингвистический анализ стихотворения С.С. Бехтеева «Святая ночь» // - Пушкинские чтения-2013. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст. Материалы XVIII международной научной конференции – С.Петербург, 2013. – с. 344-348, https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-lingvisticheskiy-...och

Сейчас уже пишут, что на Руси в XI в. (или в сер. XVI в.) сложился отдельный чин святых - страстотерпцы - праведники, погибшие от рук убийц и злодевв.

Федотов полагал, что: «Святые Борис и Глеб создали на Руси особый, не вполне литургически выявленный, чин «страстотерпцев» - самый парадоксальный тип русских святых. В большинстве случаев представляется невозможным говорить о вольной смерти: можно лишь говорить о непротивлении смерти». См. Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII в. М., 1978 с. 50.

Т.е., получается, что Бориса и Глеба причислили к лику святых страстотерпцев "за непротивление злу, за христианское отношение к страданиям". Но, тот же страстотерпец Георгий Угрин сопротивлялся и был убит "за други своя".

В лике страстотерпцев в разное время упоминаются Вячеслав-Вацлав, Михаил и Федор Черниговские, Василий и Константин Ярославские, Антоний, Иоанн и Евстафий виленские .

Еще был канонизирован "страстотерпецъ Димитрій царевичъ, сынъ царя грознаго, на осьмомъ году отъ рожденія своего, по коварству Бориса Годунова, какъ непорочный агнецъ, неповинно закланъ былъ въ Угличѣ въ 1591 году". Возможно именно тогда окончательно и утвердился чин Страстотерпцев. Но, это уже совсем другая история. - После падения Константинополя у греков появился чин Новомученников. У нас к Новомученикам в основном относят пострадавших после 1917 года.

Теперь откроем "Староболгаризмы и церковнославянизмы в лексике русского литературного языка" : учебный словарь П. Филкова ; [ред. К.Б. Бабов] Софийски университет „Климент Охридски", София, 1986, т. 3, с. 1278, http://macedonia.kroraina.com/pfr3/index.htm

Читаем: "Страстотерпец. Мученик, подвижник; мученик, пострадавшийиз-за религиозных убеждений - у христиан; борец (совр. нет)".

Как видим слово Страстотерпец (как и слово Великомученик) со временем приобрело другие оттенки и смыслы.



[1]  Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 2000, с. 1276

[2]  Дьяченко М. Полный церковно-славянский словарь. – М.: Отчий дом, 2011, с. 671

Ответить