> > > > > Нигде в православном мире нет такого канонического понятия - страстотерпец...
> > Вот страстотерпец Глеб в алфавитном списке календаря Московской Патриархии: "(в крещении Давид) страстотерпец, князь
> О. Александр, мне кажется, Георгий говорит о том, что понятие "страстотерпец" есть только в Русской Православной Церкви. Не знаю, так ли это, но примеров, которые опровергли бы это это утверждение, я не встречал.
Я сужу по выражению: "Нигде в православном мире нет такого канонического понятия - страстотерпец". Георгий, кажется, не считает Русскую Церковь частью православного мира. При этом между строк читается его раздражение тем, что Царственных страстотерпцев у нас не именуют мучениками. Значит, это проблемы его церковности.
Хотя справедливости ради отмечу, что в других православных Церквах (а также в Западной Церкви до отделения от Православия) зачастую мучениками (священномученикми, преподобномучениками, великомучениками) именуют просто людей святого образа жизни, погибших насильственной смертью. Русская Церковь с её всегдашним стремлением к точности и детализации во всём ввела понятие о лике святости "страстотерпец". Оно справедливо по отношению к тем, кто мог бы сопротивляться (как Борис и Глеб) или бежать (как Романовы). А вот, скажем, мученик (как его именуют на Западе) Райнольд Кёльнский. Святой монах, работал на строительстве Кёльнского собора. Выражаясь советским языком, делал по три-четыре нормы в день. Его убили из зависти рабочие, которые не желали выкладываться на строительстве так как он... Православные на Западе сейчас зачастую пишут его как преподобномученика. Хотя строго по русским меркам он - преподобный.
Святитель Филипп, умерщвлённый по приказу Иоанна Грозного, в месяцеслове Русско Церкви именуется святителем. Церковь сочла, что его общий святительский подвиг, который он нёс со всей решительностью, мужеством и бесстрашием, в том числе проявлявшихся в противостоянии нечестию царя, превышает подвиг мученичества. А священномученик Ермоген прославлен именно как священномученик... Чуть дальше от темы: есть архиереи, прославленные как святители, а есть - как преподобные: одни - за святительский подвиг, другие - за подвиг более монашеский...
А в общем всё на самом деле просто: нужно слушаться голоса Церкви, а не собственной гордыни (или мнения маргинальных хулителей Церкви), тогда не согрешишь.
|