> явно сужающей ареал почитания гадательной "Сурож."
Почему гадательной?
> А подход... Само понятие почитания у нас с Вами разное. Человек, однажды названный Церковью (православной, в том числе неразделённой) святым должен быть почитаем. Есть даже правило 20-е Гангрского собора, касающееся этого вопроса: "Осуждающий собрания в честь мучеников под клятвою" (слово "мученики" в значении "святые" употреблено потому, что тогда других святых практически не было). Поэтому понятия "забытая память" в Церкви, строго говоря, вообще не должно быть. И практика это подтверждает: в тех же "Житиях" Макария Симонопетрского есть памяти святых, которых "вспомнили" только, скажем, после публикации в каком-нибудь Бухаресте в две тысячи таком-то году найденного в библиотечном подвале старинного жития. Вспомнили, попросили у святого прощения - и почитают как могут, хотя бы самим фактом публикации и включения если не в официальный месяцеслов, то в какой есть. А кто-то после этого и в молитву на литии вставит, и на отпусте помянет. Церковь жива, и Бог - Бог не мёртвых, но живых.
Давайте вспомним, что значит канонизация. Святым она не нужна, в будущей жизни человек получает "что заслужил", проклинает ли его земная Церковь или прославляет. Канонизация - пример живущим, пример пути святости, пути ко спасению. Забвение не наносит абсолютно никакого ущерба забытым святым, там никто не нуждается в земной славе. Терпим ли ущерб мы? Возможно. Здесь стоит отметить, что наибольшую пользу нам дает пример святых, близких нам по времени, как спасающихся в схожих условиях. На Западе, конечно, память о древних святых ценна их связью с Православием. Но есть и другая сторона. Источники о древних святых - очень разные по качеству, часто нет и сведений об их канонизации. Да, жили до 1054 года, попали в какой-нибудь Римский мартиролог несколькими столетиями после разрыва католиков с Православием, разве это каноническая канонизация? Ущерб от забвения надо сопоставлять с ущербом от попадания в святцы имен случайных, например канонизированных католиками по каким-нибудь политическим соображениям, некоторые жития западных святых не оставляют ничего, кроме недоумения.
Поэтому нужна осторожность. Мы не берем на себя ответственность разбирать, кто достоин почитания, а кто - нет. Мы не устанавливаем новые традиции, мы должны лишь фиксировать традиции существующие. В идеале, со временем все "Кельт. и Брит." должны быть заменены на реальную географию современного церковного почитания. Эти пометки дают нам основания для помещения в календарь имен, отсутствующих в святцах нашей Церкви.
|