Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Римско-католическая Церковь (папство, латинство).

После разрушения Иерусалима в 78 н. э. Иерусалимская Церковь временно перестала существовать, и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не согласны епископы восточных провинций. Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, — абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов — Поместному или, если того требуют обстоятельства, — Вселенскому. Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. IV в. и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Византийской империи с IV по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия. Так, постепенно, у римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в IV в. явился декрет императора Грациана, признавший в лице римского папы (“папа” — отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) “судью всех епископов.” Уже вV в. папа Иннокентий объявил, что “ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап.Петру,” то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: “Я — Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира.” Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа “и от Сына,” с внесением этих слов в Символ веры, потом — о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о сверхдолжных” заслугах, о папе, как “наместнике” Христа, главе всей Церкви и светских гос-в, о непогрешимости римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, сказанные ап. Петру: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа, которую исповедал ап. Петр, а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в 51 председательствовал ап.Иаков. Что касается преемства власти, восходящего к ап.Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих городах, не только в Риме, но и в Александрии, Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап.Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному честному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епископами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неиз-вестно ранней Церкви. Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Св.Духа “и от Сына” привели к отпадению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Официальной датой отпадения считается 1054, когда кардинал Гумберт положил на престол храма св.Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью. В религиозной жизни Европы XI в. ознаменован победой папства над светской властью. Рим становится владыкой мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы. Папа Пий IX объявил обяза-ельным для верующего католика признание за римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII в. папа не только раздает королевские короны, разрешает споры князей, но одним своим словом возбуждает или останавливает войны, назначает или низлагает королей и императоров, разрешает их подданных от присяги и т.д. В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались любым случаем, чтобы напом-нить о своем “первенстве” и “непогрешимости.” Так, папа Бонифаций VIII в 1302 пишет в своей булле: “Мы объявляем также, что св. апостольский престол и римский первосвященник обладают верховенством над всем миром и что этот римский первосвященник есть преемник ап. Петра, князь апостолов, наместник Христа на земле, глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан.” Подобные слова можно найти в постановлениях Ватиканского собора в 1870. В “Своде канонического права,” опубликованном в 1917 папой Бенедиктом XV, сказано: “Римский первосвященник, преемник первенства блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но и высшую и полную юридическую власть над всей Церковью.” Начиная с XI в., Православная Церковь вынуждена была давать отпор честолюбивым домогательствам римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности поместных церквей, установленный апостолами. В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, ибо меч не к лицу “наместнику” кроткого Иисуса и глубоко искажает сущность епископского служения. Многие представители Церкви и отдельных народов начали это сознавать. С XIV в. начался религиозный и нравственный упадок папства. Его власть становится все более светской, с ее интригами, пышностью и алчностью к земным богатствам. Большинство населения начало стонать под деспотичным гнетом представителей папского двора. Один немецкий историк говорит: “Духовенство относится с презрением к изучению богословия, пренебрегает Евангелием и сочине-ниями свв. отцов; оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях; оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах. И таким людям поручают высшие посты в Церкви, называя их пастырями душ!” Результаты вскоре сказались. В нач. XVI в. в Германии родился протестантизм — протест против злоупотреблений римского епископа и, в частности, — преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм распался на множество сект. Число католиков в мире — 975.937.000 (это составляет 17,4% населения земли). Церковь име-ет 2.696 епархий и викариатств: 1.005 в Америке, 708 в Европе, 462 в Азии, 444 в Африке и 77 в Австралии и Океании. В Римско-католической церкви насчитывается 4.257 епископов, 404.461 священников, 59.872 монахов, не имеющих священного сана, 848.455 монахинь. Церковь опекает 105.017 учреждений, среди которых больницы, детские дома, дома престарелых и т.п. Из них 38.942 находятся в Америке, 33.136 в Европе, 18.776 в Азии, 12.712 в Африке и 1.451 в Австралии и Океании. Римско-католическая церковь занимается не только благотворительной, но и просветительской деятельностью. Так, по данным статистики, она содержит 83.345 начальных школ, 53.790 детских садов, 32.904 средних школ и 3.719 институтов и университетов (1997). Для католиков характерно очень широкое толкование как божественных догматов, так и церковных канонов (правил). Это наглядно видно из существования различных монашеских орденов, уставы которых очень сильно отличаются друг от друга. Всего в настоящее время насчитывается ок. 140 католических монашеских орденов, из которых основные:

  • Августинцы
  • Базилиане
  • Бенедиктинцы
  • Бернардинцы
  • Братья милосердия
  • Госпитальеры (иоанниты)
  • Доминиканцы
  • Доминиканцы — обиходное название нищенствующего ордена братьев-проповедников, вос-ходящее к имени его основателя Доминика. Основанный в Тулузе в 1215 орден ставил своей глав-ной целью борьбу с распространением еретических учений. Возглавляется генералом, избираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно папе. Доминиканцы осуществляли борьбу с оппозиционными католической церкви группировками, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмблема — собака с зажженным факелом в зубах, они сами называли себя “псами господними.” В 1232 папство поручило им руководить инквизицией. Полемические задачи ордена требовали от доминиканцев солидной теологической подготовки, вследствие чего они бук-вально заполонили все богословские кафедры в университетах, а затем подчинили своему влиянию систему образования в целом. Доминиканцы ведут активную миссионерскую работу. В 1989 в мире насчитывалось 634 доминиканских монастыря и 6830 монахов-доминиканцев.
  • Иезуиты (общество Иисуса)
  • Иезуиты (общество Иисуса) — своего рода “тайная полиция” Ватикана, орден был создан для борьбы с реформацией (протестантизмом) Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540. Иезуиты активно участвовали в деятельности инквизиции и вскоре добились привилегированного положения в итальянских гос-вах, Франции и Испании. В XVI—XVII вв. иезуиты заняли ведущие позиции в образовании, создав широкую сеть школ. Занимаясь миссионерством, они проникли во многие страны, способствуя колониальным захватам. Так, в XVII в. иезуиты создали рабовладель-ческое господство в Парагвае, просуществовавшее ок. 160-ти лет. В 1773 папой Климентом XIV орден иезуитов был распущен, а в 1814 — вновь восстановлен папой Пием VII. В настоящее время иезуиты занимают ведущее положение в идеологическом аппарате католической церкви. В учебных заведениях иезуитов тщательно готовят руководящих работников католической церкви. Орден вы-веден из-под епископской юрисдикции, его структура — типично иерархическая, состоящая из 4 ступеней. Для ордена иезуитов характерны строгая централизация, жесткая дисциплина и беспреко-словное повиновение генералу ордена (“черному папе”), избираемому пожизненно. Для более ус-пешного достижения своих целей иезуиты не носят монашеской одежды и часто скрывают свою принадлежность к ордену. Кроме обычных 3 монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и по-слушания), иезуиты дают четвертый — обет повиновения папе. В христианско-нравственном отно-шении слово “иезуит” давно уже означает ложь и лицемерие, прикрытое пустыми высокопарными фразами, поскольку иезуиты не обязаны говорить правду и самым безнравственным поступкам при необходимости всегда готовы найти лицемерное оправдание. Иезуитов насчитывается ок. 35 тыс. (1994). Издается свыше 1 тыс. газет и журналов, выходя-щих на 50 языках общим тиражом 150 млн. экземпляров. Орден имеет 33 собственных университета и 200 школ разного типа. В 1992 отделение ордена зарегистрировано в России.
  • Камальдолиты (камальдолийцы, камальдулы)
  • Камальдолиты (камальдолийцы, камальдулы) — отшельнический монашеский орден в Ка-мальдольской долине в Апеннинах, основанный Ромуальдом в нач. XI в. на принципах высокого аскетизма и уединенного созерцания. В основу камальдолийского устава был положен устав св. Бе-недикта. Утвержденные в 1072 камальдолиты быстро развились в обширную и влиятельную конгре-гацию. Наивысший расцвет ордена пришелся на XVII—XVIII вв., тогда орден насчитывал 5 конгре-гаций.
  • Камиллинцы (уставные клирики-служители больных)
  • Камиллинцы (уставные клирики-служители больных) — монашеская конгрегация, основан-ная в 1584 Камилло де Леллисом, канонизированным в 1746. Особый обет, который приносят члены конгрегации, состоит в обязанности посвятить свою жизнь религиозной практике и уходу за боль-ными, даже чумными, без всякого вознаграждения.
  • Капуцины
  • Капуцины (в пер. с итальянского — остроконечный капюшон) — монахи нищенствующего ордена, основанного в 1525 в Италии в целях противодействия Реформации. Утвержден папой Кли-ментом VII в 1529. Первоначально были подразделением францисканцев. Существуют как незави-симый орден с 1619. Капуцины, активно защищавшие папство в период Контрреформации, и в дальнейшем занимались религиозной пропагандой, стремясь усилить влияние латинства на народ-ные массы. Занимаются также миссионерством. Обязательной частью одеяния капуцинов является капюшон. Отсюда их название.
  • Кармелиты
  • Кармелиты — нищенствующий орден. Основан группой крестоносцев во главе с Бертольдом из Калабрии в 1155 в Палестине. Название происходит от горы Кармель, на которой первоначально поселились основатели ордена, построив там часовню. После провала крестовых походов кармели-ты переселились в XIII в. в Зап. Европу, где основали несколько монастырей. После Тридетского собора (1545—1563) кармелиты разделились на несколько течений. В Испании образовался жен-ский орден босоногих кармелиток, а затем — аналогичный мужской орден. Босоногие кармелиты вели затворнический образ жизни, существуя на милостыню. Кармелиты активно действуют и в настоящее время. Им поручается кураторство над воспитанием и обучением детей и молодежи, миссионерская деятельность.
  • Картезианцы (картузианцы)
  • Картезианцы (картузианцы) — монашеский орден, первый монастырь который был основан в 1084 близ Гренобля. Официально был утвержден в 1176. Ок. 1234 возник также и первый женский картезианский монастырь. Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Одним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликера “шартрез.” К настоящему вре-мени сохранились незначительные картезианские общины в Италии, Испании, во Франции и в некоторых других странах.
  • Селезианцы
  • Селезианцы — общество католических священников и педагогов, объявивших своим покро-вителем Франциска де Саль; возникло в 1859. В основе общества лежит деятельность Джованни Боско (1815—1888), который был канонизирован в 1934. Крестьянин по происхождению, визионер и педагог, он начал собирать нуждающихся и брошенных родителями мальчиков в воспитательные дома. Цель воспитания и обучения — преимущественно подготовка священников, но также и лиц светских профессий. Женская конгрегация селезианцев оформилась в 1872. Правила миссионерства, милосердия и помощи детству утверждены папой в 1874. Деятельность селезианцев распространя-ется из Италии на многие страны мира.
  • Тамплиеры (храмовники)

Тамплиеры (храмовники) — военно-монашеский орден, основанный французскими рыцаря-ми в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода. Орден, основанный для защиты па-ломников и завоеванных крестоносцами гос-в от мусульман, благодаря пожертвованиям верующих и земельным пожалованиям, занятию торговлей и ростовщичеством, превратился в крупного фео-дала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В XIII в. численность рыцарей достигла 15 тыс. По-сле провала крестовых походов тамплиеры обосновались в Европе, главным образом во Франции. Во времена правления французского короля Филиппа IV Красивого в 1307 против них был возбуж-ден инквизиционный процесс. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 бы-ли сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 орден тамплиеров был упразднен.

  • Тевтонцы
  • Тевтонцы — военно-монашеский орден, основанный немецкими крестоносцами в конце XII в. на базе госпиталя (“Дома св. Марии”) для германских крестоносцев. Отсюда его полное название — Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В нач. XIII в. обосновался в севе-ро-восточной Европе. Осуществлял политику папской экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных орденом территориях проводилось насильственное окатоли-чивание населения. В 1410 польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли со-крушительное поражение тевтонскому ордену. В XVI в., когда Реформация охватила Пруссию, вла-дения тевтонцев были секуляризированы, вместе с богатством орден потерял свою военную мощь и политическое значение. В качестве весьма малочисленной церковной организации он существует до сих пор в ФРГ.
  • Трапписты
  • Трапписты — монашеский орден, основанный в 1636. Основатель ордена — аббат Рансне, ввел для своих последователей строгие правила по образцу восточного аскетизма: 11 часов в сутки — молитва, остальное время — полевые работы; сохранение молчания, прерываемое лишь для мо-литв и песнопений; пища — овощи, фрукты, вода; одежда — ряса с капюшоном, деревянные баш-маки, вместо пояса — веревка. Трапписты подразделяются на мирских братьев и посвященных (профессы). Принцесса Луиза де Конде основала женское отделение ордена. Изгнанные во время революции из Франции, трапписты поселились в Швейцарии, Польше, России и Пруссии, но везде подвергались преследованию. В 1817 восстановили свою обитель во Франции и основали ряд мона-стырей. В 1834 папа даровал траппистам название “Религиозная конгрегация цистерцианцев Нотр-Дам из Ла-Трапп.” В 1880 из Франции было изгнано ок. 1,5 тыс. траппистов.
  • Тринитарии
  • Тринитарии — нищенствующий монашеский орден, основанный в конце XII в. Главной за-дачей ордена являлся выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. Помимо соблюдения об-щих монашеских обетов, тринитарии не употребляли в пищу мясо, отказывались от собственности в любой форме. В период Реформации влияние тринитариев стало падать. В настоящее время сохра-нилось несколько монастырей тринитариев.
  • Урсулинки
  • Урсулинки — монахини женского ордена, основанного в Италии в 1535 и названного по име-ни св. Урсулы. Занимаются воспитанием девушек и работают в больницах. Орден имеет свои орга-низации во многих странах.
  • Францисканцы
  • Францисканцы — нищенствующий орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207—1209 и утвержден папой в 1223. Вскоре получил распространение и в других странах Западной Ев-ропы. Уставное требование бедности относилось у францисканцев не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес официальной церкви с ее бо-гатством и роскошью, орден со временем превратился в надежное орудие защиты интересов папст-ва: францисканцы вели борьбу против ереси, участвовали в деятельности инквизиции. В 1256 они получили право преподавания в университетах. Францисканцы занимались также миссионерской деятельностью. В XVI—XVIII вв. они были изгнаны из некоторых стран. В настоящее время явля-ется одним из влиятельных католических орденов. В его ведении находится ряд высших учебных заведений, в том числе университетов, миссионерские организации и проч. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францисканский монашеский орден (клариски).

К Римско-католической церкви также относятся униаты — совращенные в ка-толичество верующие национальных церквей, которым позволено сохранить свое традиционное богослужение (в том числе и язык богослужения), приняв при этом латинское вероучение и признав власть римского папы. К таковым отно-сятся:

Армяно-католики — часть армян, сблизившаяся с Римско-католической церковью, принявшая унию, и состоящая в подчинении папе. Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) — внедрилась на территорию Беларуси в результате заключения в 1596 Брестской унии и доминировавшая среди белорусского населения вплоть до ее упразднения во всей Российской империи в 1839. Хотя официально греко-католики были “переданы” в ведение Российской Православной Церкви, многие из них остались в католиче-стве. После I мировой войны БГКЦ начала возрождаться в Зап. Белоруссии, вошедшей в состав Польши. В 1946, после того как Зап. Белоруссия вошла в состав СССР, греко-католичество вновь было упразднено на ее территории. Сохранилось лишь несколько белорусских греко-католических общин за границей. В марте 1990 Беларусь посетил апостольский визитатор монсеньор Александр Надсон. В 1991 БГКЦ была воссоздана. Ее деятельность официально одобрил папа римский Иоанн Павел II. На территории нынешней Беларуси насчитывается ок. 30 униатских суполок (объедине-ний). Богослужения проводятся на белорусском языке. Редемптористы (трансальпийские редемптористы) — униатская (православная по внешнему виду) община, состоящая из монахов и священников, основанная в 1988 по благословению архиеп. Марселя Лефевра. Решительно отвергают экуменизм и Баламандское соглашение, признают сбли-жение разных конфессий только при условии беспрекословного признания власти папы. Стараются активно действовать на Украине, России и Беларуси, открывать где только возможно свои миссии и склонять людей в католичество. Российская православная католическая церковь (русские католики восточного обряда) — организация основанная в 1991 авантюристом Викентием Чекалиным и имеющая очень незначи-тельное число последователей. Румынская греко-католическая церковь (РГКЦ) была запрещена во времена диктатуры коммунистического режима, в 1948, и ее имущество передано Православной церкви. В 1990 РГКЦ возобновила свою деятельность, но из 2 тыс. храмов, которые были в ее владении перед II мировой войной, в 1998 ей принадлежало меньше ста. К РКГЦ принадлежит 1% населения Румынии. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) — возникла в результате заключения Брестской унии (союза) в 1596, окончательно оформилась во Львове в 1700. Условия унии преду-сматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть папы и папскую догматику. На зап. землях Украины, вклю-чая Закарпатье, которые многие годы находились под властью католиков, УГКЦ постепенно укоре-нилась и стала для большей части населения традиционной. В 1945 у УГКЦ было свыше 4 тыс. хра-мов и часовен, 1771 прихода, действовали Теологическая академия и духовные школы. Церковь занималась благотворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. В 1946 был созван Львовский собор УГКЦ, на котором под давлением гос-ва принято решение о “са-моликвидации” церкви и переходе верующих в созданную Сталиным Московскую патриархию. Вплоть до 1990 существовавшие на территории Зап. Украины греко-католики — епископы, священ-ники и монахи находились на нелегальном положении. Верующие греко-католики (ок. 4 млн. чело-век) или совершали совместные моления в частных домах и квартирах, или вынужденно посещали храмы Московской патриархии. В февр. 1990 УКГЦ приобрела официальный статус. В настоящее время на Зап. Украине подавляющее большинство храмов принадлежавших после 1946 Московской патриархии вновь вернулось в УГКЦ. Богослужения ведутся по католическому календарю на укра-инском языке. УКГЦ пытается войти с православными в тесное общение, в своих периодических изданиях настойчиво проповедуя экуменизм и папство.

Литература

Сведения о церквах и религиях. Сборник РПЦЗ

Редакция текста от: 24.06.2005 22:58:31
Последняя подтвержденная редакция: 30.01.2014 14:44:38

"РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google