Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь, в настоящее время - Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Краснохолмского благочиния Бежецкой епархии Тверской митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Имеет статус объекта культурного наследия России № 6900815000.
- Адрес: 171661, Россия, Тверская область, Краснохолмский район, деревня Слобода, дом 33
- Тел.: 8-962-246-20-07 - иеромонах Силуан (Конев)
- Официальный сайт: http://www.antoniev-mon.ru/index.html
- На карте:
Зарождение обители
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь расположен при слиянии рек Могочи и Неледины вблизи деревни Слобода современного Краснохолмского района Тверской области, в 5 км от районного центра – города Красный Холм. В XII–XVI веках эта территория была частью так называемого Бежецкого Верха, – возвышенность в верховьях реки Мологи, на юго-востоке Бежецкой пятины, центром которой был погост Бежецы, затем город Городецко. Территория Бежецкого Верха находилась под политическим и административным влиянием Великого Новгорода, имела особый экономический статус. Через Бежецкий Верх проходил один из самых оживлен¬ных и значительных торговых путей из Новгорода в земли Северо-Восточной Руси[1]. Наличие оживленного торгового пути способствовало частным конфликтам за влияние на этой территории между Новгородом, Тверью (с середины XIII века) и Москвой (с середины XIV века)[2]. К XVI веку в Бежецком Верхе закрепляется влияние Москвы, что было частью процесса формирования единого централизованного государства, Великий Новгород теряет свое политическое влияние над территорией, но сохраняет влияние духовное – в церковном отношении Бежецкий Верх подчиняется ему вплоть до конца XVIII века[3]. Время возникновения монастыря относится ко второй половине XV века. На территории Бежецкого Верха до первой трети XVI столетия он оставался единственным основанным здесь монастырём, хотя московские монастыри – Троице-Сергиев и Симонов – начали приобретать земли в Бежецком Верхе еще в начале XV века[4]. Согласно монастырскому «Летописцу», единственному известному к настоящему времени историческому письменному источнику по ранней истории монастыря, написанному в самом монастыре в начале 1687 года одним из монастырских книжников[5], монастырь был основан в 1461 году старцем, пустынножителем, священноиноком Антонием[6]. В это время прп. Антоний пришел в пределы города Городецко Бежецкого Верха (ныне город Бежецк Тверской области) «из страны, называемой человеческими словами Белозерской». Монастырь, в котором он ранее подвизался, неизвестен, предполагают, что это могла быть Кирилло-Белозерская обитель[7]. Проходя по местностям, принадлежавшим местным землевладельцам новгородским боярам Нелединским, старец занемог. Получив в скором времени по Божией милости чудесное исцеление от болезни, прп. Антоний решил поставить келью и часовню, проводя свою дальнейшую жизнь в молитвенном уединении. В соответствии с древней традицией, Антоний испросил небольшой участок земли у боярина Афанасия Васильевича Нелединского, выбрав глухое, безлюдное, но живописное место при слиянии рек Неледины и Могочи, впадающей в реку Мологу, приток Волги, и «нача ту пустынножительствовати и богоподвижно подвизатися добрым и богоугодным житием». Существует предание, что однажды ночью прп. Антоний увидел за окном кельи небывалый свет. Когда он вышел, то на одном из деревьев обрел икону свят. Николая Чудотворца. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника. К прп. Антонию стали приходить за советами, молитвами, принося пожертвования, а некоторые испрашивали дозволение жить при его келье. Для образовавшейся монашеской общины старец изволил поставить деревянную церковь во имя свят. Николая. Через несколько лет община разрослась, и возник монастырь. Согласно «Летописцу», в 1481 году прп. Антоний заложил каменную церковь Николая Чудотворца, но вскоре скончался и был погребен братиею в монастыре. Место захоронения прп. Антония неизвестно. Почивал ли он когда-либо в мощах, неизвестно. Предположительно, над местом его погребения в 1690 году была сооружена небольшая церковь во имя Всех Святых, но археологические данные этого не подтвердили[8]. После кончины основателя и строителя старца Антония, братия выбрала себе нового наставника старца Германа. В 80-е годы XV века он отправился к новгородскому архиепископу (имя неизвестно), который поставил его во игумена. Монастырский «Летописец» довольно подробно сообщает о поставлении Германа игуменом, но ничего не сообщает о его кончине. Скорее всего, он почил в 90-е годы XV века и был погребен на территории монастыря.История монастыря в XVI–XIX веках
XVI–XVII века
Монастырь активно отстраивается и становится крупным вотчинником. К началу XVII века имеется два каменных храма, богато украшенных иконами, снабженных всей необходимой церковной и богослужебной утварью, книгами. В обитель вносят пожертвования цари, владыки, местные землевладельцы, представители именитых боярских родов. Среди вкладчиков монастыря последние Рюриковичи, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, епископ Вологодский и Великопермский Иоасаф, старица-инокиня Марфа Ивановна Романова, патриарх Иоасаф II, Нелединские, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы. За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина[9], появляются различные монастырские службы (среди которых мельничные и солодяничные), усиливается экономическое влияние в крае. В конце XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития) – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень[10]. Живет монастырь по общежительному уставу, введенному новгородским архимандритом Макарием в монастырях Новгородской епархии[11].Конец XVI – первая треть XVII века ознаменовались сильнейшим экономическим кризисом, вызванным опричниной и событиями Смутного времени, эпидемией и неурожаем. Как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель, что привело к оскудению монастырской вотчины. Опричные погромы монастырь не затронули (такие документы неизвестны), преимущественно он пострадал в годы Смуты, поскольку был неоднократно разоряем ватагами поляков и казаков. В 1611 г. произошла трагедия: монахи были убиты (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены[12].
Во второй половине XVII столетия начинается подлинный расцвет Николаевского Антониева монастыря, ознаменовавшийся активным каменным строительством. К этому времени относится начало формирования монастырского Некрополя, составляется монастырский «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей».
В XVI–XVII веках Николаевский Антониев монастырь стоял в одном ряду с крупнейшими обителями того времени – Троице-Сергиевым, Чудовым, Симоновым монастырями[13].
XVIII–XIX века
В этот период[14] проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Во владении монастыря находились: скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята; 5 мельниц; несколько подворий (в т. ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге); приписной монастырь и две пустыни; земельные угодья. С началом государственных преобразований Петра I, затрагивавших церковно-монастырскую сферу, хозяйственное благосостояние Николаевского Антониева монастыря начало постепенно понижаться. Росло государственное налогообложение и число «доимочных» платежей, кроме того, монастырь был обложен различными церковными сборами. Баланс между доходами, расходами и налогообложением в хозяйственно-экономической жизни Антониева монастыря был нарушен настолько, что в 1724 году Новгородский архиерейский дом взял его под свою опеку, т.е. фактически приписал его к себе. Только в 1727 году, по прошению сановитых и именитых монастырских вкладчиков, Антониеву монастырю были возвращены и самостоятельность и архимандрия. Но уже реформа 1764 года Екатерины II, направленная на перевод всей монастырской собственности в государственную, лишила в числе прочих и Николаевский Антониев монастырь былого значения крупнейшего землепользователя. Монастырь вошел в городскую черту вновь образованного города Красного Холма (с 1776 г.), что, в свою очередь, способствовало новому перераспределению собственности монастыря. В 1836 году Николаевский Антониев монастырь был переведен в III класс штатных монастырей: монастырь состоял в епархиальном управлении, надзор за ним осуществлял благочинный над монастырями, управлял таким монастырем игумен. Несмотря на довольно напряженную хозяйственно-экономическую жизнь, в XVIII–XIX веках Николаевский Антониев монастырь по-прежнему играл роль духовного и просветительского центра округи. В 1783 году в монастыре была отрыта церковно-приходская школа, а в период с 1809 по 1834 годы действовало духовное училище. К XIX веку монастырская библиотека насчитывала более 300 печатных книг и две рукописные, имела богатый старинный рукописный архив за XVI–XVIII веков. Во второй половине XIX века деятельностью игумена Анатолия (Смирнова) и тверского ученого А.К. Жизневского было положено начало научному изучению истории этой древней обители[15].История монастыря в XX–XXI веках
После революции обитель прекратила свое существование, весь архитектурный комплекс был разрушен. В 1918 году из монастыря в неизвестном направлении был выслан его последний настоятель – игумен Иоанн (Гречников). В 1922 году над оставшимися в обители монахами состоялся судебный процесс, на котором они были объявлены классовыми врагами и обвинены в контрреволюционной деятельности (дальнейшая их судьба неизвестна)[16]. В пригодных для проживания и хозяйственной деятельности зданиях разместился «Жилкомхоз» со своим скотным двором, курятником и кроликовой фермой (позднее здесь проживали разные социальные элементы). Из монастыря вывозятся церковные ценности и документы[17]. В январе 1930 года новой властью было принято решение о закрытии всех храмов в Краснохолмском районе, в т.ч. и Николаевского Антониева монастыря[18]. Монастырские святыни – старинные иконы – были описаны и свезены на хранение в Николо-кладбищенскую церковь Красного Холма (дальнейшая их судьба неизвестна)[19]. В 30-е годы практически полностью была разобрана сооруженная в XVII–XIX веках каменная ограда, снесены некоторые крупные сооружения, например, колокольня и церковь Иоанна Предтечи. Тогда же началась и разборка главного храма монастыря и уникального памятника русского зодчества – Никольского собора. К 40-м годам ХХ века архитектурный ансамбль Николаевского Антониева монастыря был разрушен[20]. На протяжении 30–60-х годов ХХ столетия разными архитектурными и искусствоведческими организациями проводилось изучение Никольского собора Краснохолмского Антониева монастыря. В 1969 году был составлен первый «Паспорт на монастырский комплекс» как на памятник архитектуры (второй – в 1980 г.), частично сохранившиеся архитектурные объекты взяты под государственную охрану (с 1960 г.)[21].Начало XXI века ознаменовано началом возрождения Николаевской Антониевой обители. В 2005 году на территории Николаевского Антониева монастыря настоятелем Николо-кладбищенской церкви города Красный Холм отцом Василием Симорой установлен Поклонный крест и возобновлена традиция крестного хода из города к обители преподобного Антония Краснохолмского. В 2013 году на территории монастыря было создано Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье, настоятелем которого в настоящее время является иеромонах Силуан (Конев). Отец Силуан регулярно проводит на территории монастыря богослужения по праздничным дням, читаются акафисты святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Антонию Краснохолмскому; для всех желающих проводятся экскурсии. В 2016 году Николаевский Антониев монастырь отметил свое 555-летие с надеждой на будущее возрождение[22].
Монастырский архитектурный комплекс
Формировался на протяжении XV–XIX веков. За этот период были возведены основные архитектурные объекты монастырского комплекса, одни из которых только ремонтировались, другие перестраивались, третьи возводились заново[23]. Разрушение комплекса началось в 30-е гг. ХХ века после официального закрытия монастыря. Монастырские здания использовались не по назначению и приходили в упадок[24]. В настоящее время принято решение о проведении консервационных работ на Никольском соборе с последующим его восстановлением[25]. В Краснохолмском краеведческом музее можно увидеть макет монастыря, подготовленный к его 550-летию.Монастырский комплекс XV века (1461–1493 гг.)
- Деревянная келья и часовня (60-е гг. XV в.)
- Деревянная Никольская церковь и деревянная ограда (60-80-е гг. XV в.)
- Устроение насыпи и начало строительства каменного Никольского собора (1481 г.)
- Трапезная церковь св. влкмч. Димитрия Солунского (1494 г.)
- Братские захоронения вокруг Никольской церкви
- Каменный Никольский собор (1480-е гг.)
- Строительство каменной трапезной церкви в честь Покрова Богородицы (1590–1594 гг.).
- Деревянная монастырская ограда
- Святые или Красные врата с восточной стороны ограды
- Деревянная надвратная церковь св. мч. Никиты с приделом прп. Макария Египетского над Красными вратами
- Деревянная колокольня (с 8-ю колоколами и часами)
- Игуменские келейные покои
- Братские кельи (20) с больницей
- Служебные и хозяйственные постройки (келарская, погребная, хлебная и др.)
- Конюшня и мельница (за монастырской оградой)
- Братские захоронения в пределах Никольского собора
- Каменный Никольский собор (1480-е гг.; расписан фресками в 1683 г.), к которому в 1690 г. пристраивается церковь во имя Всех Святых
- Каменная Покровская трапезная церковь (1590–1594 гг.)
- Надвратная трехшатровая деревянная церковь с тремя приделами – в честь Вознесения Господня, влкмч. Димитрия Солунского, прп. Алексия человека Божия (1650 г.)
- Каменная колокольня (1667/8 г.) С 1685 года в монастыре началось активное каменное строительство.
- Сооружение каменных казенных палат (верхний этаж) и больничных палат с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (нижний этаж)
- В линии южной стены монастырской ограды построена двухэтажная братская поварня (впоследствии Иверский корпус) – 90-е гг. XVII века
- В линии восточной стены монастырской ограды построено два корпуса – Макарьевские кельи (к северу) и кельи над проездными воротами (к югу) – 90-е гг. XVII века
- Строительство каменной ограды
- Строительство башен каменной ограды
- Формирование монастырского Некрополя (XVII–XVIII века) – захоронения братии и благотворителей монастыря
- Формирование церковного (деревянного) комплекса на острове близ монастыря: церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи (впоследствии в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи), колокольня
- Монастырская мельница (вероятно, за пределами монастыря)
- Никольский собор (1480-е гг.) с церковью Всех Святых (1690 г.)
- Покровская трапезная церковь (1590-е гг.) с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы (с 1798 до 1834 г.)
- Церковь Вознесения Господня над святыми (восточными) вратами (1690-е гг.)
- Каменная церковь Иоанна Предтечи над западными вратами (1764 г.)
- Строительство каменных настоятельских келий (1748 г.) в линии западной ограды
- Братские кельи над проездными воротами (90-е гг. XVII в.)
- Макарьевские кельи (с 90-х гг. XVII в. до 1822 г.)
- Иверский корпус (с 90-х гг. XVII в. до 1859 г.)
- Казенные кельи и больничные кельи с больничной Благовещенской церковью Расширение территории монастыря в южном направлении.
- Строительство новой каменной монастырской ограды (1754 г.), расширение стен
- Строительство еще четырех башен в монастырской ограде (всего 6)
- Каменные служебные помещения (сторожевая и столярная по западной стене ограды, поварня по северной стене ограды)
- Гостиный двор за пределами монастыря.
- 1813 г. – частичное обрушение монастырской ограды, в 1835–1836 гг. переложена и сделана ниже
- 1822 г. – упразднение Макарьевских келий, столярной и сторожевой
- 1834 г. – значительная перестройка Покровской трапезной церкви с устройством Благовещенского придела. Тогда же была упразднена больничная Благовещенская церковь, а казенно-больничный корпус перестроен. Был образован двухэтажный братский корпус, соединенный с северо-восточной башней.
- в 30-е гг. XIX в. перестроен настоятельский корпус
- 1850 г. – значительный пожар в монастыре
- 1852 г. – восстановление Покровской трапезной церкви с устроением Воздвиженского придела
- 1859 г. – упразднение Иверского корпуса К началу ХХ века монастырский комплекс включал:
- Никольский собор (1480е гг.) с церковью Всех Святых (1690 г.)
- Покровская трапезная церковь (1590-е гг.) с Воздвиженским приделом
- Настоятельские кельи, братские кельи, северо-восточная башня (комплекс XVII-XIX вв.)
- Малый братский корпус над проездными воротами (XVII-XVIII вв.)
- Надвратная каменная церковь Иоанна Предтечи (XVIII в.)
- Часовня и кузница в башнях
- Колокольня (60-е гг. XVII в.)
- Некрополь (XVII-XIX вв.)
- Монастырский сад
- Каменная ограда (XIX в.)
- Мельница (за пределами монастыря) Монастырский комплекс XX–XXI веков
- три стены (северная, западная и южная) и фундамент алтарной части Никольского собора 1480-х гг.
- Фундамент и остатки стен трапезной Покровской церкви (XVI–XIX вв.)
- Малый братский корпус над проездными воротами (XVII–XVIII вв.) в руинированном состоянии
- Настоятельские кельи и северо-восточная башня (XVII–XIX вв.)
Монастырский комплекс XVI – начала XVII веков
Монастырский комплекс середины XVII – начала XVIII веков
Монастырский комплекс середины XVIII – начала XIX веков
Монастырский комплекс XIX – начала XX веков
В этот период никаких значительных строительных работ не проводилось. Практически все работы сводились к ремонту и перестройке имеющихся помещений. Изменения, которые произошли в архитектурном облике монастырского комплекса:Святыни
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь содержит в своем наименовании имена сразу двух святых – святителя Николая Чудотворца и основателя монастыря прп. Антония. Еще с момента своего основания во второй половине XV столетия главный монастырский храм был освящен в честь свят. Николая Чудотворца, а монастырь до середины XVII века именовался «Дом Николы Чудотворца Онтонов монастырь»[26]. В монастыре сложилось особое почитание святителя Николая. Согласно старинным монастырским источникам, в этот день в монастыре освящалась святая вода, а после храмового праздника «с Никольскими святыми водами и с Никольским образом» игумен или старший из братии монастыря, отправлялся в Москву к царю с подношением. «При этом образ был окладываем серебром с позолотою, подкладываем был зенденью, а для сввятой воды заготовляема была вощаница». Поездки эти носили регулярный (ежегодный) характер. Святитель Николай особо почитался в монастыре, поскольку его «образ в окладе» частенько преподносился в дар царю, патриарху, вкладчикам монастыря, благотворителям и различным вельможам, посещавшим монастырь. Неизвестно, как долго сохранялись в монастыре эти традиции, как они видоизменялись и когда и почему прекратили свое существование [27]. Настоятель обители игумен Анатолий (Смирнов) в своем «Историческом описании…» монастыря приводит сведение о трех чтимых в монастыре иконах: двух иконописных изображениях свят. Николая Чудотворца (поясном и с чудесами) и Владимирской иконы Божией Матери. Поясной образ свят. Николая почитался явленным[28]. Монастырские святыни – старинные иконы – были описаны и свезены на хранение в Николо-кладбищенскую церковь Красного Холма в 1930-м году[19]. После закрытия монастыря местонахождение святынь неизвестно[29]. Почивал ли в монастыре в мощах когда-либо основатель монастыря прп. Антоний Краснохолмский, неизвестно. В тексте монастырского «Летописца», историко-литературного памятника начала 1687 года, нет сведений о почитании в монастыре прп. Антония. Следов такого почитания в ранних монастырских источниках (XVI–XVII вв.) исследователями в настоящий момент также не выявлено. В монастырском синодике, доступном для изучения, составленном (возобновленном?) в конце XVII века, – в 1681 году – имя прп. Антония является припиской первой четверти XIX века. Известные рукописные и печатные месяцесловы до конца XVIII века также не упоминают памяти прп. Антония, кроме трех старообрядческих рукописных святцев второй четверти XVIII века, в которых память святого внесена между строк, а сам святой упомянут как прп. Антоний Краснохолмский. Свое топонимическое прозвание прп. Антоний мог получить только после 1776 года, когда был образован город Красный Холм, близ которого расположен монастырь. На протяжении веков прп. Антоний «почитался усопшим подвижником» и, скорее всего, только в основанном им монастыре, официально канонизирован не был[30]. К настоящему моменту известен единственный письменный источник – «Выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «половину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею онтонова монастыря» 1545/1546 г., – который позволяет говорить, что монастырь к началу XVI в. носил имя своего основателя – прп. Антония. Поскольку церквей, которые были бы посвящены прп. Антонию Великому или какому-либо другому св. Антонию в монастыре не было (по источникам не прослеживаются), логичнее предположить, что наименование монастыря сохранило имя своего основателя. Так это обстоятельство воспринималось и в конце XVII века автором монастырского «Летописца». Наименованием монастыря Антониевым позволяет говорить о памяти и монастырском почитании основателя монастыря. Для Средневековья наименование монастыря не являлось случайностью, поскольку тогда монастырь и его святой в значительной степени отождествлялись. Полагают, что мощи прп. Антония могут почивать на территории монастыря под спудом. Место захоронения утрачено в результате частого разорения Бежецкого Верха в период Смутного времени. В XIX веке игумен Анатолий (Смирнов) высказал мнение, что над предполагаемым местом захоронения прп. Антония в 1690 году была возведена церковь во имя Всех Святых. В настоящее время в научной литературе принята эта точка зрения, хотя в ходе археологической экспедиции А.М. Салимова 2008 года мощей прп. Антония обнаружено не было[31]. Известные иконописные изображения прп. Антония поздние, XIX–ХХ веков. Имелись ли иконы прп. Антония в самом монастыре, неизвестно[ [Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… С. 47–53. ]].Настоятели монастыря
Имена некоторых первых настоятелей монастыря XV–XVI веков упоминаются в монастырском «Летописце»: основателя и строителя монастыря старца Антония, первого игумена Германа, без соблюдения хронологической последовательности – трех игуменов Паисиев, Иоасафа, Константина и Вонифатия. Многие из первых игуменов монастыря нашли покой у стен Никольского собора, хотя археологами в 90-х годах ХХ века было обнаружено только 9 древних погребений, относящихся к XV веку. В XVI –XVII веках настоятелями Николаевского Антониева монастыря становились как монахи из числа братии, так и начинавшие свой духовный путь в Тверских и Новгородских монастырях. В XVIII – первой трети XX века в монастыре настоятельствуют архимандриты из Петербурга, Можайска, Тулы, Белёва, Калуги, Полоцка, Вологды, Каргополя, Устюга, Томска. К настоящему моменту известны имена 90 монашествующих, которые управляли Николаевским Антониевым монастырем в период с 1461 по 1920 год: из них 1 основатель и строитель, 81 настоятель (4 управляли повторно, 3 – под вопросом; 30 архимандритов), 8 управителей[32].- Преподобный Антоний – основатель, строитель (1461–1481)
- Герман - строитель, первый игумен (1480-е - 1490-е)
- Паисий I
- Макарий
- Арсений
- Игнатий (1545-1546)
- Иоасаф I (1546-1548)
- Паисий II (1548-50-е гг. XVI в.; 1560-1564)
- Варфоломей (прежде 1558)
- Иннокентий (прежде 1560)
- Григорий (1564-1565)
- Иона I (1565-1572)
- Паисий III (с 1572)
- Вонифатий (1570-е годы)
- Александр (1574-1582; 1583-1585)
- Феодосий (1582; 1591)
- Иоаким (1585-1587)
- Константин (1587-1591; 1593)
- Гурий (келарь) и казначей - управители (1591)
- Ксенофонт (1598)
- Иосиф I (1602-1606)
- Кирилл (1607-1613)
- Иона II (1614-1627) - с его настоятельством связано начало возрождения монастыря после польско-литовского разорения
- Варсонофий (1627-1629)
- Дионисий (1631-1635)
- Иона III (1635-1639) - духовник "великой государыни" инокини Марфы Ивановны Романовой
- Сильвестр (1640-1641)
- Никандр (1642-1646)
- Нифонт (1646-1647)
- Иона IV (1647)
- Иоасаф (1647–1654) – 7 (8) Патриарх Московский и всея Руси (1667–1672)
- Никон (1655-1657)
- Боголеп (1658-1662)
- Авраамий (1663-1670)
- Иоасаф III (1671-1675)
- Сергий (1675-1680)
- Лаврентий Соловьянин (1680) - управитель
- Варлаам (1680-1682)
- Филарет (1682-1683)
- Паисий IV (1683-1687) - при нем был составлен монастырский "Летописец"
- Харлампий (1687-1690)
- Иосиф (1690-1701) - первый игумен архимандрит
- Адриан (1702-1703)
- Иосиф, архимандрит (1703-1714)
- Тарасий, священноархимандрит (1714-1715)
- Иоанникий (1716)
- Серафим I, архимандрит (1717-1724)
- Лаврентий, управитель, наместник, игумен (1725-1726)
- Макарий (Молчанов), архимандрит (1727-1737)
- Венедикт (Коптев), архимандрит (1738-1739)
- Евдоким, управитель (после 1739-1741)
- Иосиф (Арбузов), архимандрит (1741-1742)
- Сосипатр, архимандрит (1742-1743)
- Митрофан, архимандрит (1743-1747)
- Игнатий (Кременецкий), архимандрит (1748-1751)
- Иосиф, игумен (1751-1756)
- Виссарион, архимандрит (1756-1759)
- Феофилакт (Соцкий), управитель (1759)
- Варсонофий, архимандрит (1760-1761; 1767-1774)
- Викентий, управитель (1761)
- Марк, архимандрит (1761-1767) - при нем сделана копия с монастырского "Летописца"
- Илларион (Максимович), архимандрит (1774-1791)- при нем сделана еще одна копия с монастырского "Летописца"
- Макарий (Новоникитский) (1791)
- Сергий (Клоков), архимандрит (1791-1795)
- Мелетий (1795-1799)
- Феофан (Некрасов), архимандрит (1800-1801)
- Нектарий (Верещагин), архимандрит (1801-1804; 1808-1809)
- Агапит (Скворцов) (1804–1806)
- Анатолий (Связев), архимандрит (1806-1808)
- Феоктист (Громцов), архимандрит (1809-1811)
- Серафим II (Муравьев), архимандрит (1812-1816)
- Иоасаф, архимандрит (1816-1829)
- Петр (Владимирский), архимандрит (1829-1832)
- Серафим III, архимандрит (1833-1836)
- Павел (Алимпиев), архимандрит (1836)
- Виктор (Лебедев) (1837-1839)
- Амфилохий (Свешников), архимандрит (1839-1843)
- Иоасаф, управитель (1845)
- Паисий (1843-1853)
- Иннокентий (Одинцов), архимандрит (1853-1861)
- Антоний (Диевский), архимандрит (1861-1864)
- Виктор (Гумилевский) (1864-1869)
- Анатолий (Смирнов), игумен, архимандрит (1869-1899) - первый историограф монастыря , автор "Исторического описания Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Веьегонского уезда Тверской губернии" (Тверь, 1883); в период его настоятельства начинается научное изучение истории монастыря
- Рафаил (Трухин), архимандрит (1899-1901) - бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
- Павел, строитель, игумен (1902-1907) - в 1904 году благодаря его усилиям были опубликованы царские и архиерейские грамоты XVI- XVIII веков из архива монастыря
- Афанасий, архимандрит (1908-1909)
- Филарет (Денисов), архимандрит (1909-1914)
- Иоанн (Гречников), игумен (1914-1920) - последний настоятель монастыря , дальнейшая судьба которого после 1918 года неизвестна
- Макарий (Миронов), иеромонах, казначей - после ареста настоятеля Иоанна к нему временно и официально перешло управление монастырем ; дальнейшая судьба после 1922 года, когда состоялся суд на монахами монастыря , неизвестна
- Силуан (Конев), иеромонах (2013 — по настоящее время) — настоятель Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья
Монастырский некрополь
Видео
- Вестник Православия: Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (550-летию обители) © Православная студя Петербурга, 2011 г.
- Репортаж
Основная литература
- Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря . — М., 1879. — С. 66–73; Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей // Историческая библиотека Тверской епархии. Т. I. — Тверь, 1879. — С. 333–345. — URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14325
- Антониев Краснохолмский монастырь: «Из заметок пешехода». — М., 1852. — 15 с.
- Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. — М., 1879. — 73 с. — URL: http://elib.tverlib.ru/zhiznevskiy_drevniy_arhiv_krasno_holm...rya
- Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. — Тверь, 1883. — 95 с. — URL: http://elib.tverlib.ru/istoricheskoe_opisanie_krasnoholmskog...zda
- Прп. Антоний Краснохолмский // Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / [Сост. архиепископ Димитрий (Самбикин)]. — Казань, 1908. — С. 56–58. №17. — URL: https://www.prlib.ru/item/456549
- Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика: сб. статей. — М., 1991. — С. 3–27. — URL: http://www.rusarch.ru/vygolov2.htm
- Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря: Материалы исследований // Архив архитектуры. — Вып. XV. — М., 2001. — 122 с.
- Обитель преподобного Антония // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах / Под ред. Е. И. Ступкина. — Бежецк, 2014. — №10. — 136 с. — URL: http://bezheck.tverlib.ru/kozyrev
- Край Краснохолмский: исследования краеведов. Изд. 3. / Отв. ред. В. С. Беляков. Тверь, 2014. С. 247–262.
- Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель. XII–XVI века: в 2 т. Тверь, 2015.
- Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (рус.) // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. 38: Коринф – святая мученица Крискентия. — С. 443–448.
- Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории. — М., 2016. — № 1/2 (41/42). — С. 197–219. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/6299237/
- Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1461–1920 гг. (материалы к биографиям). — Бежецк–Тверь: Тверской Государственный университет, 2017. — 250 с. — ISBN 978-5-7609-1256-5.
- Антоний Краснохолмский // Небесные покровители Тверской земли (Новый Тверской Патерик) / Сост. прот. А. Душенков, Ю. Пименов. — Тверь, 2017. — С. 53–55.
- Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н. П. Тарасова, С. Г. Воронин, Т. Д. Телятникова. Красный Холм–Санкт-Петербург: Краснохолмская центральная библиотека, ООО «Издательство “Лема”», 2017. — 68 с., илл. — ISBN 978-5-00105-245-6
Электронные ресурсы
- Официальный сайт Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья:
- Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь [Электронный ресурс] // Администрация муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район»: офиц. сайт.
- Достопримечательности: Николаевский Антониев монастырь [Электронный ресурс] // Туристический портал Тверской области: офиц. сайт. — 2017.
- Романенко Е.В. Антоний Краснохолмский. Дата публикации: 14.10.2008. [Электронный ресурс] / А. Е. Романенко // Православная Энциклопедия: офиц. сайт церковно-научного центра «Православная Энциклопедия». — 1998–2017.
- Литература о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре на сайте Краснохолмской межпоселенческой центральной библиотеки:
[1] Дворников А.С. Город Бежецк и Бежецкий край: Очерки по истории и археологии. Тверь, 1996. С. 5; Смирнов А.К. Бежецкая история. М., 2017. С. 3–4, 6; Костыгов С.Ю. Бежецкий Верх и Тверское княжество в XIII–XV вв. // Бежецкий Верх: Сб. ст. по истории Бежецкого края. Тверь, 1996. С. 21; Костыгов С.Ю. О связях Бежецкого Верха с соседними регионами в XII–XVII вв. (Электронный ресурс) // Бежецк – Информационный портал города: сайт. Бежецк, 2006–2017. URL: http://bezh-citi.ru/istoria/34-istoria/49-sviazsregionami.html (дата обращения: 12.10.2017).
[2] Алексеева С.В. Княжеские усобицы второй четверти XV в.: территориально-политический аспект развития Русских земель. Дис. …канд. ист. наук. СПб., 2008. С. 162–181.
[3] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. С. 4; Костыгов С.Ю. О связях Бежецкого Верха с соседними регионами в XII–XVII вв.
[4] Дворников А.С.Город Бежецк и Бежецкий край... С. 74–77; 81–86, 90–91, 99.
[5] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2016. №5. С. 228. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article...251 (дата доступа: 08.12.2016).
[6] Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66–73.
[7] Виктор (Олейник), архимандрит. Подвижник Тверской земли преподобный Антоний Краснохолмский // Журнал Московской Патриархии. 1984. №2. С. 9–10.
[8] Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001; Салимов А.М. Отчет об археологических исследованиях в западном притворе Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря в Тверской области в 2008 году. Тверь, 2008. (Рукопись). С. 3–59.
[9] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание… С. 67–68; Сорокин В.Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда XVII – начала XVIII века. Бежецк–Тверь, 2016. С. IV.
[10] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание... С. 46.
[11] Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 17 сн. 1.
[12] Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (К вопросу о проблеме изучения истории монастыря в отечественной историографии) // Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н. П. Тарасова, С. Г. Воронин, Т. Д. Телятникова. Красный Холм–Санкт-Петербург: Краснохолмская центральная библиотека, ООО «Издательство “Лема”», 2017. С. 18–21.
[13] Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика: сб. статей. М., 1991. С. 72.
[14] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание... С. 15–26, 46–75; Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 21–23.
[15] Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории. М., 2016. № 1/2 (41/42). С. 200–202. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/6299237/
[16] Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1461–1920 гг. (материалы к биографиям). Бежецк–Тверь: Тверской Государственный университет, 2017. С. 6.; Филиппов О. П., протоиерей. Соль земли Краснохолмской. Исторический очерк. СПб., 2017. С. 10.
[17] Козлова Н. Р. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461): 550 лет со времени первого упоминания в летописи. [Электронный ресурс] // Тверские памятные даты на 2011 год / Сост.: Л. В. Пазюк, Н. В. Романова. Тверь, 2011. URL: http://www.tverlib.ru/tpd/2011/krasnokholmsky_monastery.html (дата обращения: 18.11.2017).
[18] Филиппов О. П., протоиерей. Соль земли Краснохолмской. С. 13; Тарасова Н. П., Тарасов А. Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 198.
[19] Филиппов О. П., протоиерей. Соль земли Краснохолмской. С. 14.
[20] Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 25–26.
[21] Там же. С. 26–28.
[22] Там же. С. 28–30.
[23] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии.Тверь, 1883.
[24] Козлова Н.Р. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461): 550 лет со времени первого упоминания в летописи // Тверские памятные даты на 2011 год. Ежегодный информационный справочник энциклопедического типа. (Электронный ресурс). URL: http://www.tverlib.ru/tpd/2011/krasnokholmsky_monastery.html (дата обращения: 04.04.18).
[25] Производственное совещание по восстановлению Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Бежецкий Верх. 2017. №10 (109). Октябрь. С.1.
[26] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. С. 228.
[27] Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.
[28] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание... С. 20–21.
[29] Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (рус.) // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 38: Коринф – святая мученица Крискентия. С. 445.
[30] Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… С. 44–46.
[31] Тарасова Н.П. Загадки древнего монастыря // Верхневолжье Православное. 2017. №8 (188). Сентябрь. С. 10. URL: http://vprav.ru/109-stati/646-zagadki-drevnego-monastyrya
[32] Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… С. 33–35.