Прп. Антоний Краснохолмский |
Память 17 января и Соборе Тверских святых
Единственным источником сведений об прп. Антонии является "Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей", написанному в самом монастыре в начале 1687 года одним из монастырских книжников [1].
Время и место рождения прп. Антония неизвестны. "Летописец" сообщает, что в 1461 году из белозерских монастырей на р. Мологу, во владения дворянина А. В. Нелединского-Мелецкого, пришел священноинок Антоний. Здесь старец заболел и был вынужден остаться. Через некоторое время Нелединский-Мелецкий пожертвовал ему землю, на которой прп. Антоний поставил келью и часовню (видимо, преподобный поселился на острове, т. к. монастырские описи XVII в. сообщают, что часовня находилась на острове близ монастыря). Вскоре к святому стали собираться ученики и возник монастырь.
Однажды ночью прп. Антоний увидел из окна необыкновенный свет, вышел из кельи и обрел на дереве икону свт. Николая Чудотворца. Явленную икону преподобный поставил в часовне. После того как в монастыре была построена церковь, ее освятили во имя свт. Николая. Поскольку к чудотворной иконе приходило много богомольцев, преподобный решил построить вместо деревянной церкви каменный собор. Для этого на берегу реки, который был низким и весной заливался водой, сделали насыпь, значительную по протяженности и высоте. В 1481 году на насыпи началось строительство каменного Никольского собора. В том же году преподобный Антоний преставился, и собор был закончен уже его преемником - строителем Германом (1481 - ок. 1493).
День преставления прп. Антония Краснохолмского неизвестен, его память празднуется в один день с прп. Антонием Великим.
Место захоронения прп. Антония было утрачено, предположительно, в результате частого разорения Бежецкого Верха в период Смутного времени. Полагают, что мощи прп. Антония могут почивать на территории монастыря под спудом. Игум. Анатолий (Смирнов), составивший в 1883 году описание Краснохолмского монастыря, предполагал, что церковь во имя всех святых, пристроенная в XVII веке к юго-западному углу собора, была поставлена над могилой преподобного. В ходе археологической экспедиции А.М. Салимова 2008 года мощей прп. Антония обнаружено не было [2].
В Никольском соборе находилась икона свт. Николая, обретенная прп. Антонием (в XVII в. она помещалась на аналое, близ царских врат). Впоследствии эту икону объединили в одном киоте с чудотворным списком Владимирской иконой Пресвятой Богородицы.
Почитание преподобного Антония
Время канонизации Антония Краснохолмского неизвестно. В тексте монастырского «Летописца», историко-литературного памятника начала 1687 года, нет сведений о почитании в монастыре прп. Антония. Следов такого почитания в ранних монастырских источниках (XVI–XVII вв.) исследователями в настоящий момент также не выявлено. В монастырском синодике, доступном для изучения, составленном (возобновленном?) в конце XVII века, – в 1681 году – имя прп. Антония является припиской первой четверти XIX века. Известные рукописные и печатные месяцесловы до конца XVIII века также не упоминают памяти прп. Антония, кроме трех старообрядческих рукописных святцев второй четверти XVIII века, в которых память святого внесена между строк, а сам святой упомянут как прп. Антоний Краснохолмский. Свое топонимическое прозвание прп. Антоний мог получить только после 1776 года, когда был образован город Красный Холм, близ которого расположен монастырь. На протяжении веков прп. Антоний «почитался усопшим подвижником» и, скорее всего, только в основанном им монастыре, официально канонизирован не был [3].
К настоящему моменту известен единственный письменный источник – «Выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «половину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею онтонова монастыря» 1545/1546 г., – который позволяет говорить, что монастырь к началу XVI в. носил имя своего основателя – прп. Антония. Поскольку церквей, которые были бы посвящены прп. Антонию Великому или какому-либо другому св. Антонию в монастыре не было (по источникам не прослеживаются), логичнее предположить, что наименование монастыря сохранило имя своего основателя. Так это обстоятельство воспринималось и в конце XVII века автором монастырского «Летописца». Наименованием монастыря Антониевым позволяет говорить о памяти и монастырском почитании основателя монастыря. Известные иконописные изображения прп. Антония поздние, XIX–XX веков. Имелись ли иконы прп. Антония в самом монастыре, неизвестно [4].
С 1897 года по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) началось собирание сведений о тверских святых. В 1902 году по его просьбе была написана икона "Собор Тверских святых", на ней Антоний Краснохолмский изображен старцем с седой круглой бородой, в монашеском одеянии и схиме, в правой руке святой держит храм, левая рука приподнята вверх. В 1904 году архиеп. Димитрий установил местное почитание Собора Тверских святых, в который вошел и Антоний Краснохолмский, сведения о нем были включены в Тверской патерик (1907). В 1979 году по благословению патриарха Пимена было установлено праздновать Собор Тверских святых в 1-е воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла. В службе Собору прп. Антоний Краснохолмский упомянут в 4-й стихире на Господи воззвах и во 2-м тропаре 8-й песни канона утрени [5].
Литература
- Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. М., 1879;
- Историческая б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. С. 333-345;
- Минея (МП). Июнь. Ч. 2.
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 45;
- Анатолий (Смирнов), игум. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Веснюнского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883;
- Филарет (Гумилевский). ЖСв. Янв. С. 203;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17;
- Димитрий (Самбикин). Тверской патерик. Каз., 1907. С. 55-57;
- Крылов Л. И., свящ. Город Красный Холм и его соборы: Ист. очерк. Тверь, 1913. С. 10;
- СИСПРЦ. С. 30.
Использованные материалы
- Е. В. Романенко. "Антоний Краснохолмский" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 669
[1] Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2016. №5. С. 228. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article...251 (дата доступа: 08.12.2016).; Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С. 66–73.
[2] Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Материалы исследований. М., 2001; Салимов А.М. Отчет об археологических исследованиях в западном притворе Никольского собора Антониева Краснохолмского монастыря в Тверской области в 2008 году. Тверь, 2008. (Рукопись). С. 3–59; Тарасова Н.П. Загадки древнего монастыря // Верхневолжье Православное. 2017. №8 (188). Сентябрь. С. 10. URL: http://vprav.ru/109-stati/646-zagadki-drevnego-monastyrya
[3] Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… С. 44–46.
[4] Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… С. 47–53.
[5] Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 545, 553