Петр Кнафей (Гнафевс, греч. γναφεύς; V в.), патриарх Антиохийский, монофизит
О происхождении и начальном периоде жизни Петра Кнафея известно немногое. Согласно одному из существующих мнений, он был учеником последнего афинского философа-неоплатоника Прокла и, возможно, участвовал в создании Corpus Areopagiticum. Свой монашеский путь он начал в константинопольском монастыре акимитов (неусыпаюших). Здесь он нес послушание, от которого впоследствии получил свое прозвище: "Кнафей" (γναφεύς) означает "сукновал", "валяльщик", "белилыцик". В русской церковно-исторической литературе Петра называют также "Фулон". Это наименование проникло к нам из западноевропейской литературы: по-французски и означает "давить", "валять". По-английски "сукновал" - fuller.
Позднее, по сообщению хроники Феофана (VIII в.), Петр был священником храма св. Вассы в Халикидоне [1]. Из Халкидона Петр перебрался в столицу, где нашел доступ к будущему императору Зинону и установил с ним дружественные отношения. После своей женитьбы на Ариадне, сестре императора Льва I, Зинон в качестве вице-императора с титулом magister militum Востока отправился в Антиохию, куда в составе его свиты прибыл и Петр.
Здесь Кнафей вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против православного Антиохийского патриарха Мартирия, которого в конце концов заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам воссел на его место. По свидетельству Иоанна Эгейского, избрание Петра произошло в 469 году на соборе в Селевкии при деятельном участии Зинона.
Став патриархом Антиохийским, Петр Кнафей старался поставить на подведомственные Антиохии кафедры новых епископов, изгнав последователей Халкидонского Собора. Так, Петр "рукоположил отлученного от Церкви Иоанна в епископы Апамейские".
Одновременно Петр выступил и с литургической реформой. Во-первых, он ввел на литургии чтение Никейского Символа веры с явной тенденцией против Халкидонского Собора. Во-вторых, к песни "Трисвятое", распространившейся при императоре Феодосии по всему христианскому миру, Кнафей сделал прибавку "распныйся за ны". Таким образом, Петр оказался, вероятно, первым монофизитским деятелем, который в борьбе с халкидонским дифизитством решил воспользоваться литургическими средствами и утвердить монофизитство и в богослужебной жизни Церкви. Тем самым разделение между халкидонитами и монофизитами, до того имевшее место только в вопросах вероучения, начало утверждаться и в жизни литургической. По мнению проф. И. Троицкого, известные слова были "прибавлены именно в интересах монофизитства и с целью заявить формально разрыв с православной Церковью, принявшею учение Халкидонского Собора о двух естествах..."
Феопасхитское учение Кнафея уже в 471 году было осуждено на Антиохийском Соборе. Это осуждение было подтверждено затем и на Римском Соборе в 485 году [2].
Император Лев Макелла, стоявший на стороне IV Вселенского собора, прогнал со своих кафедр всех епископов-монофизитов Александрии и Антиохии, поставив на их место православных. Петр Кнафей был приговорен к заточению. По дороге в ссылку Петр вырвался и прибыл в Константинополь, чтобы оправдаться, но его посадили "под арест к монахам-акимитам, к которым он сам некогда принадлежал".
Заточение Петра Кнафея закончилось после того, как Зинон был свергнут с престола Василиском. В своей борьбе против Зинона Василиск решил опереться на монофизитов, которых он рассматривал как значительную политическую силу. Петр снова занимает Антиохийскую кафедру.
С целью утвердить монофизитство и на Кипре, он стал склонять императора к упразднению древней автокефалии Кипрской Церкви [3] и подчинении её Антиохийской кафедре. Лишь обнаружение на Кипре могилы апостола Варнавы, подтвердившее апостольское преемство Церкви, спасло её от посягательств.
Василиск процарствовал лишь 20 месяцев. Когда Зинон победил Василиска и снова вернулся на царство, Петр был низложен как примкнувший к восстанию и принужден к ссылке на край римской державы, в Питиунт (ныне Пицунда). Однако Петру удалось бежать и скрываться в течение нескольких лет при храме святого Феодора Евхаитского в провинции Еленопонт.
В 485 году, Петр Кнафей был вызван из ссылки и восстановлен на Антиохийской кафедре, после того как не подписавший "Энотикон" православный патриарх Каландион в 484 году оказался замешанным в заговоре, составленном против императора Зинона. Петр не только подписал "Энотикон", но также сделался его активным сторонником.
Тогда же он направил соборное послание прежде всего патриарху Александрийскому Петру Монгу. Петр Монг и патриарх Константинопольский Акакий также признали "Энотикон" Зинона и вступили в общение с Петром Кнафеем. После этого между ними водворился мир. Вскоре подписал "Энотикон" и Мартирий Иерусалимский. Однако в Антиохии Петру пришлось столкнуться с оппозицией крайних монофизитов, которые отказывались принять "Энотикон", поскольку в нем не содержалось анафемы на Халкидонский Собор и ему приходилось лавировать, чтобы не вызвать раздражения крайних.
Несогласные с принятым "Энотиконом" православные обратились к папе Римскому Феликсу III, который, созвав в Риме собор (484/485 гг.), отлучил Акакия Константинопольского, Петра Монга и Петра Кнафея. Акакий со своей стороны вычеркнул из диптихов Константинопольской Церкви имя папы. Появился "Акакиев раскол", который длился тридцать пять лет.
В 485 году Петр Кнафей рукоположил в епископа Иерапольского на Евфрате известного сирийского церковного писателя Филоксена, возглавившего в конце V – начале VI вв. сильную монофизитскую реакцию против несториан и имевшего устойчивую точку зрения, что Халкидонский собор является несторианским.
Всего Петр Кнафей три или четыре раза побывал на Антиохийской кафедре, но Соборы раз за разом изгоняли его [4]
Из значительных деяний, совершенных Петром Кнафеем в один из периодов его патриаршества, следует так же отметить поставление им для Грузинской Православной Церкви отдельного католикоса с пребыванием в Мцхете. Первый католикос Петр I Мцхетский был посвящен патриархом-монофизитом Петром Кнафеем совместно с 12-ю другими епископами по просьбе царя Вахтанга I Горгасала, что означало включение Грузии в орбиту монофизитского влияния.
После смерти, учение Петра Кнафея не исчезло, его последователи составили секту, назывемую феопасхитами, и впоследствии сильно волновавали православный мир. В ответ на их учение 81 правило Трулльского Собора 691-692 года подтвердило осуждение упомянутой прибавки, предало анафеме всех прибавляющих её, и провозгласило придумавшего прибавку Петра Кнафея еретиком.
Использованные материалы
- Житие свт. Иоанна Милостивого, патриарха Антиохийского в Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского:
- Никодим (Милош), еп., «Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора). Правило 81», Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Часть 1:
- http://www.priestt.com/netcat_files/385_1420.htm
- Иерей Олег Давыденков. Из истории сирийского монофизитства: Исторические предпосылки распространения монофизитства в Сирии, Богословский сборник, 1999. № 3. стр. 24-41:
- Нелюбов Б.А. Древние Восточные Церкви: Сиро-Яковитская Церковь, "Альфа и Омега". М., 1998. №4(18), сс. 341-363, перепечатка на странице "Христиане Сирии в поисках единства (комментарий в русле истории), ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 2005:
[1] Современный греческий автор проф. А. Арванитис говорит не о храме, а о монастыре св. Вассы, где Петр был настоятелем и откуда был изгнан братией за активное противодействие решениям Халкидонского собора
[2] Книга правил. Т. I. М., 1994. С. 574.
[3] В отечественной церковно-исторической науке господствует мнение, согласно которому автокефалия Кипрской Церкви, первоначально дарованная ей 8 правилом III Вселенскою Собора, была подтверждена Церковью Константинопольской при императоре Зиноне с целью оградить Кипр от посягательств Петра Кнафея (см. Скурат К. Е. Кипрская Православная Церковь// История Поместных Православных Церквей. Т. 2. М., 1994. С. 11). Однако, по мнению ряда западных исследователей, киприоты получили автокефалию при Василиске, когда Петр Кнафей во второй раз находился на Антиохийской кафедре. Например, современный немецкий ученый-болландист о. Михаил ван Эсбрук считает, что датировка периодов пребывания на кафедре и ссылок Петра Кнафея была сознательно искажена Александром Кипрским (Саламинским), который стремился таким образом отвести подозрение от автокефалии Кипрской Церкви и возвести кипрскую автокефалию непосредственно к Зинону, а не Василиску, стоявшему на стороне монофизитов
[4] В период с 475 по 489 в Антиохии епископы менялись один за другим. Кроме Петра на патриаршей кафедре в это время побывали Юлиан, Иоанн, Стефан Старший, Стефан Младший и Каландион. У М.Э. Поснова, проф. А. Арванитиса, а также в "Настольной книге священнослужителя" говорится четырехкратном пребывании Петра Фуллона на кафедре священномученика Игнатия Богоносца. Однако по данным греческой "религиозной и нравственной энциклопедии" (Αντιοχεία // Θρησκευτική και ηθική εγκυκλοπαίδεια. Τ. 2. Αθήναι, 1963, col. 907) и др. источникам Петр был епископом Антиохийским трижды. Первое епископство его датируется ещё царствованием Льва, но уже вместе с Зиноном, тогда просто родственником императора в 468-470/71, второй - при Василиске, который отстраняет Зинона на 20 месяцев и вводит полностью монофизитскую религиозную политику в 475-477/78 и и третий - в конце жизни в 485-488 гг.