Филоксен Иерапольский (+ 523), монофизит, епископ б. Иерапольский (Маббогский), в Сирии, видный византийский церковный деятель, писатель и полемист
Родился в третьей четверти V в., в селении Тахал области Бет-Гармай, к востоку от Тигра на границе Персии и Византии. До епископской хиротонии именовался Аксенайя (Ксенай в греческих источниках).
Малодостоверное утверждение Феодора Анагноста [1], повторенное Феофаном [2], что он был рабом и даже не был крещен считается голословным [3].
Образование он получил в Эдессе (сир. Урхой), возможно, в знаменитой "школе персов", которая позднее, в 489 г., была изгнана из Эдессы за антиохизм в христологии и поддержку опального патриарха Нестория. В этой школе он столкнулся на почве христологии со схолархом Ихивой, который под греческим именем Ива было осужден в числе "Трех глав" на V Вселенском Соборе в 553 году.
После Халкидонского собора молодой Аксенайя принял активное участие в борьбе вокруг итогов этого собора и, как многие сирийцы, перешел в жесткую оппозицию халкидонитам. Уже тогда он показал себя человеком выдающейся энергии, искусным диалектиком и ревностным монофизитом. В этой связи в 481 году он на некоторое время даже был выслан из Сирии по приказу православного антиохийского патриарха Каландиона.
В годы зеноновского "Энотикона" Аксенайя поддерживал Петра Кнафея и в 485 году был им хиротонисан в епископа Маббога (иначе Иераполя), главного города византийской провинции Евфратисия, причем принял греческое имя Филоксен.
Пока во главе Антиохийской Церкви стояли монофизиты Петр Кнафей и его преемник Палладий, епископ Филоксен жил относительно спокойно, о его активной деятельности в тот период ничего неизвестно.
В 498 году антиохийскую кафедру занял склонявшийся к диофизитству Флавиан II, и епископ Филоксен начал против него активную пропагандистскую кампанию, обвиняя своего противника в ереси несторианства.
В 507 году Филоксен, при согласии императора Анастасия, отправляется в Константинополь, но затем император был вынужден тайно вывезти своего церковного фаворита из столицы, опасаясь проявлений стихийного возмущения православных жителей города этим визитом монофизита.
В 509 году патриарх Флавиан, обвиненный Филоксеном в несторианстве, уступив нажиму императора Анастасия, собрал собор в Антиохии, где впервые в истории проклял всех столпов антиохийской богословской школы, - Диодора, Феодора, Феодорита и Ихиву (Иву). Однако этот собор не дал нужного эффекта.
В конце 511 года в Сидоне под председательством Филоксена и Сотириха Кесарийского открылся созванный Анастасием поместный собор, на котором разразился грандиозный скандал, так как цель собора не была достигнута. Флавиан Антиохийский не пошел на анафемствование Халкедонского собора. Царю пришлось объявить его недействительным. Правительство распустило собор и прибегло к насилию.
После Сидонского собора в Антиохию явилась толпа монахов с громкими проклятиями против патриарха Флавиана. За Флавиана вступились население Антиохии и другая толпа монахов, пришедших из Койлесирии. Произошла бурная свалка. Император воспользовался этим случаем, чтобы сместить Флавиана [4]
В 512 году патриарх Флавиан был низложен и сослан, а миафизит Севир, хоть и не без волнений и беспорядков, был утвержден на Антиохийской кафедре. Вскоре были изгнаны со своих мест практически все неугодные монофизитам епископы. Церковная позиция епископа Филоксена была крайне умеренной и вызывала почтительное отношение у монофизитского населения империи, несмотря на его неразборчивость в средствах борьбы со своими противниками. Единственное, чего он категорически не выносил - это антропоморфные изображения ангелов, такие иконы по его приказу уничтожались. В те годы сам Филоксен не без основания утверждал, что все монахи от Антиохии до границ Персии держались его вероисповедания, что Эдесса была вполне монофизитской и что к монофизитству склонялась также и Палестина. Император Анастасий открыто стоял на его стороне, и монофизитство готовилось стать господствующим исповеданием в империи.
В 517 году умер император Анастасий. В 518 году занявший императорский престол Юстин потребовал от предстоятелей Церкви безоговорочного признания определений Халкидонского собора, и 54 епископа, отказавшиеся это сделать, были по приказу императора отправлены в ссылку. В их число попал и Филоксен Иерапольский. В 519 году он был сослан во фракийский город Филиппополь.
Спустя три года, поскольку ссыльный и там не прекращал заниматься активной монофизитской пропагандой, был переведен на поселение в Гангру в Пафлагонии, где и умер 10 декабря 523 года при невыясненных обстоятельствах.
Позднее, на основе его сообщений о невыносимых условиях жизни, когда ссыльного епископа поселили в клетушку над кухней, дым из которой не давал ему дышать, возникла легенда о мучении, увековеченная его биографом Илией Картаминским. "Насильственная смерть" окружила его ореолом мученичества. В сиро-яковитской церкви Филоксена считают мучеником за веру и трижды в год чтут его память.
Сочинения
Филоксен, при жизни отличавшийся склонностью к аскетической жизни, энергией и редким даром слова, как литератор был образцовым стилистом и знающим писателем. Около 80 трудов его сохранились до нашего времени (в том числе ряд очень внушительных по объему трактатов), хотя далеко не все они переведены с сирийского на европейские языки и изданы.
Так, к 508 году Филоксен в сотрудничестве с хорепископом Поликарпом перевел на сирийский язык книги Ветхого и Нового Заветов, и этот перевод до сих пор используют яковиты. Помимо особой редакции сирийской Библии, называемой "Филоксеновой", он оставил немало произведений гомилетического и полемического характера, в том числе трактаты "О том, что Один из Святой Троицы воплотился и пострадал за нас" и "О Троице и Воплощении". Значительную часть литературного наследия Филоксена составляют также его письма и нравоучительные беседы, проникнутые духом аскетизма и предназначенные для чтения прежде всего монахам. Наиболее крупное его сочинение такого рода – "Беседы о христианской жизни", написанное между 485 и 500 гг. Среди др. сочинений было и знаменитое послание с ответом на три вопроса о христианской аскетике [5], попавшее в православной традиции в корпус Исаака Сирина.
Литература
- Walters, James E.,"The Philoxenian Gospels as Reconstructed from the Writings of Philoxenos of Mabbug", Hugoye: Journal of Syriac Studes 13.2 (Summer 2010):
- Филоксен Иерапольский. (По поводу издания некоторых его сочинений) (Богословский вестник. 1896. Т. 4. № 10. С. 144-159);
Использованные материалы
- Муравьев А.В., "Послание к авве Симеону" в сборнике ΑΣΚΗΤΙΚΟΙ ΛΟΓΟΙ Исаака Сирина: история одного псевдоэпиграфа, Вестник древней истории, Москва, 2012, № 4 (283). - стр. 49-62:
- Византийский словарь: в 2 т. /. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.443-444:
- Козлов А.С., "Политическая оппозиция Византии на рубеже V-VI вв", Античная древность и средние века, Вып. 29, 1998, стр. 59-78:
[1] Hist. 124, 9-10
[2] Chron. а. т. 5982, Chr. g. 482
[3] "[На VII Вселенском Соборе] были зачитаны отрывки из церковных историй Феодора Чтеца и Иоанна Диакриномена и Жития Саввы Освященного; из них следовало, что не одобрявший иконы Ксенайа Маббугский (Филоксен Иерапольский), будучи епископом, даже не был крещен и при этом был ярым противником Халкидонского Собора" П. В. Кузенков Вселенский VII Собор // Православная энциклопедия, т. 9, с. 645-660 - http://www.pravenc.ru/text/155500.html. Однако, еще в конце XIX века, специалист по истории Древней Церкви Анатолий Спасский писал: "...нет никакой возможности предполагать, чтобы в V-м веке на византийском востоке мог сделаться епископом человек, не получивший крещения, мог входить в близкие сношения с другими епископами и вообще играть видную роль в церковных делах своего времени. И мы имеем ясное свидетельство самого Филоксена о том, что он был крещен и высоко ценил это таинство; в письме к императору Зенону он говорит: "я крещен во имя Того, Кто был мертвым, и исповедую, что в крещения облекся в Того, во имя и смерть Коего я крестился"; также и в сочинении о Троице и воплощении он пишет: "ныне и всегда мы держим, храним и никоим образом не разрушаем ни знамение веры, ни печати крещения". Итак, сообщаемое Феодором сведение ложно; но оно не лишено значения, как намек на то, что уже с первых, времен своего епископства в Иераполисе Филоксен встретил оппозицию себе и должен был начать борьбу." См. "Филоксен Иерапольский", Спасский А.А., Богословский вестник. 1896. Т. 4. № 10. стр. 148-149: http://www.bogoslov.ru/bv/text/164687/index.html
[4] Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона, статья "Флавиан, епископ антиохийский".
[5] № 44 в Clavis'e Микелсона. Слово 55 в русском переводе