Осуждение ереси Нестория на III Вселенском Соборе. Фреска |
Возникла в начале V века. Основатель - монах Несторий, ставший на некоторое время в 428-431 годах патриархом Константинопольским.
Вероучение несториан вобрало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском Соборе в 325 году учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа. Основным догматическим отличием несторианства от православия является умаление божественной природы Иисуса Христа. Христос по нему был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа, считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском Соборе в 431 году вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а книги его сожжены.
Таинствами в несторианстве признаются: крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также признаваемые таинствами только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезен апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся у несториан таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.
Несториане используют в богослужении литургии апостола Фаддея (апостола из 12) и апостола Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах нет ни икон, ни статуй.
Патриарху-католикосу подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.
Большую часть своей истории несториане всего мира были объединены в единую религиозную общину во главе с патриархом-католикосом Селевкии-Ктесифона и всего Востока - о её истории см. подробнее Ассирийская церковь Востока. После раскола 1968 года существует две наследницы этой традиции - более многочисленная Ассирийская церковь Востока с центром в Мортон-Гров, штат Иллинойс, США, и Древняя церковь Востока с центром в Багдаде, Ирак.
Использованные материалы
- Народы и религии мира. Энциклопедия, М.: Научное изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 1999, с. 779.