Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Фульгентий Руспийский. Икона
Свт. Фульгентий Руспийский. Икона
Фульгентий (462/467 - ок. 526-533), епископ Руспийский, святитель; на Западе почитался как Отец Церкви

Память 1 января (Греч. [1]), 6 мая - перенесение мощей в Галлию (РПЦЗ [2]) [3]

В миру Фабий Клавдий Гордиан Фульгентий (Fabius Claudius Gordianus Fulgentius), родился около 462-467 годов в Карфагене в семье сенатора Гордиани. Отец умер, когда Фульгентий был очень молод, но заботами благочестивой матери Мариамны он получил хорошее образование, научился греческому и латыни. Приобрел уважение за рачительность и почтение к матери, благодаря своим качествам стал прокуратором Визацены (на территории современного Туниса) при Гунерихе. Перед ним открывался путь к блистательной карьере, почестям и богатству. Однако под влиянием творений блаженного Августина он решил оставить всё, что связывало его с миром, и стать монахом.

Он обратился к епископу Фавсту, изгнанному из своей епархии вандальским королем Гунериком и основавшему обитель в Визацене. Тот колебался, прежде чем принять в монастырь утончённого аристократа, опасался, что из-за физической слабости он не сможет вести суровую иноческую жизнь, и пытался отговорить 22-летнего Фульгентия. Но настойчивость юноши и усердие, которое он показал в монашеских трудах, рассеяли сомнения, и он был принят на испытательный срок. Его мать пыталась забрать его из монастыря, но Фульгентий остался в обители и был со временем принят в братию.

Из-за начатых вандалами арианских гонений община вскоре рассеялась, и святой перешёл в соседнюю обитель, где настоятель Феликс доверил ему управление мирскими делами монастыря. В 499 или в 497 году, спасаясь от набега кочевников-нумидийцев [4], они бежали в город Сикка Венерия (ныне Эль-Кеф, Тунис). Здесь они проповедовали православное учение о двух природах Иисуса Христа, за что были схвачены местным арианским священником и подвергнуты пыткам. Однако затем арианский епископ, изумлённый твёрдостью православных, велел отпустить их. На некоторое время святой Фульгентий и другие монахи обрели покой в местечке Мидиди у мавританской границы.

Желая подражать добродетелям отшельников, подвизавшихся в Египте, Фульгентий намеревался отправиться туда, однако в Сиракузах он услышал, что Египет давно населён еретиками, и повернул в Рим, где молился на могилах апостолов, а затем вернулся в Визацену. Здесь один знатный христианин, преданный почитатель добродетелей преподобного, поручил ему основать монастырь. Святой исполнил поручение, а сам тайно ушёл, ибо желал жить в одиночестве и полностью посвящать себя молитве, чтению и простому труду. Однако епископ Фавст велел ему вернуться к обязанностям настоятеля и рукоположил Фульгентия в сан священника. Слава о нём быстро распространилась, и ему не раз предлагали одну из многих епископских кафедр, овдовевших во время гонений короля-арианина Тразамунда. Фульгентий неоднократно отказывался, зная, что Тразамунд приказал занимать эти епархии только арианам.

В 508 году, вопреки своему желанию, Фульгентий был хиротонисан во епископа Руспийского. Его добродетели произвели большое действие на паству: он ни в чём не изменил того образа жизни, к которому приучил себя в пустыне. Епископ соблюдал крайне строгий пост и проводил все ночи в молитве.

Король вандалом Тразамунд, разгневанный упорством православных епископов, сослал 60 из них на Сардинию. Римский папа Симмах ежегодно помогал им провизией и деньгами. В числе изгнанников был и епископ Фульгентий. Он утешал и поддерживал товарищей по ссылке, хотя был самым молодым из них, и вскоре прославился как выдающийся богослов и оратор. Его другом и учеником, разделившим с ним изгнание, был диакон Фульгенций Ферранд.

В 515 году епископ Фульгентий возвратился в Африку по приглашению короля Тразамунда для открытого дебата с арианскими епископами. Его книга "Ответ на десять возражений" является собранием аргументов в защиту Халкидонского исповедания веры. Тразамунд был очень впечатлён учёностью Фульгентия, и чтобы избежать распространения его писаний среди народа, приказал, чтобы впредь все его аргументы были представлены только устно. В ответ Фульгентий написал "Три книги королю Тразамунду" с опровержением арианства и снискал ещё большее уважение короля, который позволил ему остаться в Карфагене. Однако возобновление жалоб со стороны арианского духовенства заставило Тразамунда вновь выслать Фульгентия на Сардинию в 520 году. Здесь, в Кальяри преподобный основал монастырь, где продолжал иноческие подвиги во главе многочисленной братии, а также писал труды для просвещения христиан Африки.

В 523 году Тразамунд умер, и на престол взошёл его православный сын Хильдерик, прекративший многолетние преследования православных. При нем Фульгентий вернулся на свою кафедру в Руспе (Ruspe) и приступил к восстановлению порядка в епархии. Его проповеди были столь глубоки, что его архиепископ Вонифатий Карфагенский плакал, когда слышал их, и благодарил Бога за дарование его Церкви такого проповедника.

Достигнув преклонного возраста, преподобный Фульгентий удалился в монастырь на острове Керкенна, где в безмолвии, слезах и молитве готовился оставить этот мир. Через некоторое время, уступив настоятельным просьбам прихожан, он вернулся в Руспе. Здесь он смиренно испросил прощения у священников и монахов своей епархии за обиды, которые он мог им причинить, и увещевал их жить в вере и любви ко святым добродетелям.

Скончался 1 января ок. 526-533 годов, в возрасте 65 лет.

Фульгентий для своего времени, в начале VI века, был ведущим богословом как для Церкви в Северной Африке, так и для всей Церкви на Западе. Благодаря своему искусству и таланту сжато формулировать христианское учение, он сыграл роль проводника учения блж. Августина в Средневековье. В Cредневековье Фульгентия называли "кратким Августином". Особенно ярко это сказалось в терминологии, которой Испанская Церковь воспользовалась для вероучительного определения Толедского Собора в VII веке. Вероучительные определения VI, XI и XVI Толедских Соборов во многом опирались на сочинения Фульгентия, прежде всего на его трактат "О вере, к Петру".

Жизнь Фульгентия была отмечена особой любовью к монашеству, а также ярким противостоянием арианству вандалов, притеснениям которых он подвергался всю свою жизнь, как будучи монахом, так и церковным иерархом. В своем богословском споре с еретиками он, по всей видимости, был весьма успешен.

Почитание

Святой Фульгентий почитался издревле. Уже в 534 году Карфагенский Поместный Собор, постановления которого были утверждены V Вселенским Собором в 553 году и некоторые из которых вошли в нашу Книгу Правил, называет Фульгентия святым. На V Вселенском Соборе Карфагенская Церковь была представлена Секстиллианом, епископом Туниса. Житие св. Фульгентия, составленное вскоре пос­ле его кончины Карфагенским архидиаконом Фульгенцием Феррандом, называет Фульгентия святым отцом и учителем Цер­кви, ставя его в один ряд с Амвросием Медиоланским, блаженным Августином и блаженным Иеронимом. Святитель Исидор Севильский именует св. Фульгентия "светочем Церкви".

Так как в своём иноческом делании святой Фульгентий руководился правилами Кассиана Римлянина и ввёл их в основанной им обители, то особенным почитанием его имя пользовалось в монастыре преподобного Кассиана в Марселе, а также в монастыре преподобного Венедикта в Монтекассино.

После разорения Африки мусульманами мощи святителя Фульгентия были перенесены около 714 года в Галлию, в город Бурж. Впоследствии они были уничтожены во время Французской революции.

Труды

От св. Фульгентия осталось много творений. Его работы показывают знакомство с греческим, а также глубокое согласие с Августином Иппонским. Так, он написал монументальное опровержение Фауста Риезского, в котором встал на крайние августинианские позиции о радикальном растлении падшей человеческой природы и полном бессилии свободной воли, без благодати неспособной ни к какому добру, приятному в очах Господа.

Многие из его работ направлены против арианства и пелагианства. Сохранились некоторые из его писем, а также восемь проповедей.

Среди его трудов имеется "Изложение веры", являющееся точным текстом того "Символа, рекше исповедания, во святых отца нашего Афанасия, патриарха Александрийскаго", который помещается в начале славянской Псалтири. Поэтому существует мнение многих исследователей [5], что этот Символ составлен св. Фульгентием. Не соглашаясь с таким, противоречащим церковной традиции мнением, можно однако думать, что св. Фульгентий придал существующую окончательную форму Символу св. Афанасия, так как этого Символа в такой форме нет в творениях св. Афанасия, и так как многие филологические соображения заставляют думать, что в существующей форме Символ переведен с латинского языка.

Литература

  • Исидор Севильский. История Вандалов (HISTORIA VANDALORUM) п.81:
  • Ист. Уч. об отц. Ц. Филар., ч. 3, 137, пр. 7.
  • Косолапов.
  • Cross, F. L. and Livingstone, E. A., eds., The Oxford Dictionary of the Christian Church, London: Oxford University Press, 1974, "Fulgentius".
  • Католическая энциклопедия.
  • Burns, Paul, Butler's Lives of the Saints: New Full Edition, Collegeville, MN: The Liturgical Press, 1995.

Использованные материалы

  • Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 27-29
  • Архиеп. Нафанаил (Львов), Доклад о почитании африканских святых, 22.XII.1953:
  • Дворкин Александр. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, гл. XVIII. "Распространение христианства на Западе":
  • Хайнталер Т. У истоков латинской схоластики в VI в.: «О вере, к Петру» Фульгентия Руспийского // XIX ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Т. 1 : XIX / гл. ред. В. Н. Воробьев, прот. - М. : ПСТГУ, 2009



[1]  Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 27-29; страница календаря на официальном сайте Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, http://www.goarch.org/chapel/dateceleb_view?m=1&d=1&y=2015

[2]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2014 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2013 // Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго ИЛАРИОНА Митрополита Восточно-Американскаго и Нью Іоркскаго. - С. 64.

[3]  В древней Западной Церкви память праздновалась 2 января на следующий день после кончины и 6 мая в день перенесения мощей. В Северной Африке память его отмечалась 3 января, см. страницу немецкого католического портала Ökumenisches Heiligenlexikon, https://www.heiligenlexikon.de/BiographienF/Fulgentius_von_Ruspe.htm.

[4]  Yves Modéran, La chronologie de la Vie de saint Fulgence de Ruspe et ses incidences sur l'histoire de l'Afrique vandale. Mélanges de l'école française de Rome. Année 1993 .105 no.1, pp. 149: http://www.persee.fr/doc/mefr_0223-5102_1993_num_105_1_1797

[5]  Например, кардинала Лавижери.

Редакция текста от: 06.08.2020 10:50:11

"ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google