Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АГАПА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ага́па, множ. агапы (от греч. "агапи΄" - любовь) - "вечери любви", так назывался обычай древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, в процессе которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия.

Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю. Впервые о ней упоминается в послании святого Иуды (12), и в течение последующих трех или четырех столетий о ней часто упоминается у отцов и учителей Церкви. Во всех случаях употребления термина "агапа", за исключением писаний Тертуллиана, он, скорее является синонимом слова «Евхаристия», а не обозначением какой-либо отличающейся от Евхаристии трапезы.

В то же время, сохранившиеся описания раннехристианских неевхаристических трапез достаточно разнообразны, чтобы считать их проявлением некой единой традиции, и это разнообразие перешло и в византийскую эпоху — в Православной Церкви доныне сохраняются такие следы различных видов общинных трапез древних христиан, как чины благословения различных плодов; благословение хлеба, пшеницы, вина и елея за всенощным бдением; чины о Панагии и об артосе; благословение колива в память святых и за усопших.

Живое и трогательное описание агапы дает Тертуллиан в "Апологетике", гл. 39. Первоначальный характер агап был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту или труд в общую казну. На "вечери любви" все давали друг другу целование мира; здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них.

По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых.

В Александрии "псалмы, песнопения и песни духовные древних времен" (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) были заменены игрою музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского.

В других местах состоятельные христиане, наоборот стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за возникавших на них злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения некоторых участников.

Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский запретили совершать агапы в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера.

Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (IV в.), возвратить им прежнее значение. К началу V в. они начали постепенно исчезать.

В XX веке как на Западе, так и на Востоке неоднократно предпринимались попытки реставрации «агапы», в силу указанных причин неубедительные с исторической точки зрения.

Использованные материалы

Редакция текста от: 23.02.2009 14:46:18

"АГАПА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google