Мариупольская икона Божией Матери |
Празднование 15 августа в день обретения и Успения Пресвятой Богородицы.
Описание
Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что ставит её в ряд древних византийских икон. По мнению Д. В. Айналова, была написана в XI веке, Н. П. Кондакова – в XIV веке. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Богомладенцем на левой руке, размером ок. 89 х 52 см. Следуя предположению А. Л. Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумельским образом Одигитрии, Кондаков усмотрел композиционное сходство Бахчисарайской иконы с изображением Богоматери из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме и предположил влияние Сумельского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии — Аксайской и Зимненской.
История
Согласно преданию, Бахчисарайская икона явилась в Крыму близ Бахчисарая по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея который пожирал людей и животных. Однажды жители увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу [1]. Рядом был найден распавшийся на части змей. Бахчисарайская икона почиталась как христианами, греками и генуэзцами, так и татарами-мусульманами. Нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы [2].
По другой версии, записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма, образ был обретен на скале в 10 саженях от земли пастухом местного князя Михаила [3]. Перенесенная в княжеский дом, икона несколько раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм. В память о дне явления иконы храм был освящен в честь Успения Богородицы.
Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует 2-й версии относят явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы.
Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века [4]. В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини), Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы.
В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.
Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе.
К концу XIX-началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы – в Свято-Николаевском кафедральном соборе и в храме на Черёмушках.
Молитвы
Молитва
Литература
- Guagnini, A., Sarmatiae Europeae description.
- Скифская история... из разных иностранных историков паче же из Российских верных историй и повестей, от Андрея Лызлова прилежными труды сложена и написана лета 1692, Москва, 1787, 4–5.
- Гавриил (Розанов), архиеп., «Переселение греков из Крыма в Азовскую губернию и основание Готфийской и Кифийской епархии» ЗапООИД, 1844, т. 1., Отд-ние 1, 202.
- Статейный список стольника В. Тяпкина и дьяка Н. Зотова, посольства в Крым в 1680 году, для заключения Бакчисарайского договора, Одесса, 1850, 230–231.
- «Новооткрытый Успенский Бакчисарайский скит», Одесский вестник, 1852, № 14–17.
- Харахтай, Ф., Христианство в Крыму, Симферополь, 1864, 27–28, 63, 64.
- Панагия, или Успенский Бакчисарайский в Крыму скит, Симферополь, 1866, 1–8.
- Ливанов, Ф. В., Бахчисарайский Успенский скит в Крыму, Москва, 1874, 7–10, 20, 22, 23.
- Кондараки, В. Х., Универсальное описание Крыма, т. 4, ч. 16, СПб., 1875, 38–40, 42.
- Материалы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст., Екатеринослав, 1880, вып. 2, 315–316.
- Некропин, А., свящ., «Пещерная скала Бахчисарайского Успенского скита», Таврические ЕВ, 1880, № 2, 84–90.
- Гермоген (Добронравин), еп., Таврическая епархия, Псков, 1887, 478, 480–481.
- Мариуполь и его окрестности, Мариуполь, 1892, 24–25, 69, 82, 130–136.
- Серафимов, С., прот., Крымские христиане (греки) на северных берегах Азовского моря, Екатеринослав, 1901, 18–19, 22.
- Протопопов, М., Успенский скит в Крыму, близ Бахчисарая, Севастополь, 1905, 9–10, 12–13, 18.
- Бертье-Делагард, А. Л., К истории христианства в Крыму: Мнимое тысячелетие, Одесса, 1909, 18, 19, прим. 3 к с. 21, прим. 1 к с. 49.
- Поселянин, Е., Богоматерь, 525–528.
- Айналов, Д. В., «О мариупольских восковых иконах», Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове, 1909, Москва, 1911, т. 3, отд. V: «Древности церковные», 60.
- Кондаков, Иконография Богоматери, т. 2, 221–223.
Использованные материалы
- Пивоварова, Н. В., «Бахчисарайская [Мариупольская] икона Божией Матери», Православная энциклопедия, т. IV:
- Страницы сайта Православие в Мариуполе:
- http://www.loukin.ru/stat/bmbahch/bmbahch.htm
[1] Пересказ Пивоваровой в Православной экциклопедии говорит что икона была обретена в сияющем ореоле.
[2] По свидетельству A. Guagnini.
[3] Или же – пастухом Михаилом