Соловьёв Владимир Сергеевич |
Родился 16 января 1853 года в Москве.
Отец, крупнейший русский историк С.М. Соловьев (+ 1879), отличался строгостью нрава, воспитанием детей занимался мало и личного влияния на них почти не имел. От него будущий философ унаследовал любовь к знанию, веру в науку и некое благоговение перед «научностью». Последняя черта характерна для Соловьева-мыслителя. Самые парадоксальные свои идеи он старался излагать «наукообразно», «гладким» и несколько безличным языком, с академической сухостью и схематизмом.
Мать, Поликсена Владимировна, происходя из украинско-польского рода, имела своим предком мыслителя XVIII в. Г.С. Сковороду (+ 1794).
Дед его по отцу был священник. Соловьев рассказывал С. М. Мартыновой, что перед смертью дед ввел его в алтарь и перед престолом благословил на служение церкви. [1]
Детство. Первое явление Софии
"...Лампадки перед иконами; строгое исполнение обрядов; посещение церкви по воскресеньям; чтение Житий Святых; русские стихи и сказки – таковы ранние впечатления его детства.<...> Начитавшись Житий Святых, мальчик воображал себя аскетом в пустыне, ночью сбрасывал с себя одеяло и мерз «во славу Божию»", - так описывает К.В. Мочульский религиозную жизнь в семье С.М. Соловьева.
А.Ф. Лосев в исследовании "Творческий путь Владимира Соловьева" пишет, что "C. М. Соловьев был настроен достаточно либерально, чтобы насильственно внедрять религию в своих детей".
Страстность натуры Соловьева стала проявляться в самом раннем детстве. Всему он предавался с пылким увлечением, во всем доходил до крайности. Была какая-то неистовость в его играх и занятиях.
Его первый мистический опыт связан с первой несчастной любовью. Душа ребенка, взволнованная влюбленностью, раскрылась для видения любви небесной. В 1862 году, во время Божественной литургии, будучи девятилетним мальчиком он в первый раз увидел Софию - Божественную Премудрость, явившуюся ему в образе женщины необычайной красоты.
Вот как он описывает свое первое видение в автобиографической поэме "Три свидания":
Корни религиозного опыта всей жизни В. Соловьева - в этом детском видении. Они не православны и не церковны ("душа кипит в потоке срастных мук"). Профессор И.М. Андреев называет эти переживания "чистой прелестью".[2]
Учеба в гимназии. Религиозный кризис
Владимир Соловьев в молодые годы |
В 13 лет он признается Н. И. Карееву [3], что не верит больше в мощи. В 14 лет перестает ходить в церковь; в течение четырех лет предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму. Он писал впоследствии (в 1896 году): «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания».
Величко [4] рассказывает, как однажды «после вечера, проведенного в горячих рассуждениях с единомышленными товарищами, Соловьев сорвал со стены своей комнаты и выкинул в сад образа, бывшие свидетелями стольких жарких детских его молитв».
"Это был типический нигилист 60-х годов", - так характеризует его Л.М. Лопатин [5].
Студенческие годы. Философские искания. Религиозное обращение
По окончании с золотой медалью гимназии в 1869 Соловьев поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук.
На лекции он ходил редко и связи со студентами не поддерживал. «Соловьев как студент не существовал, – вспоминал впоследствии его сокурсник Н. И. Кареев, – и товарищей по университету у него не было».
В это же время он познакомился со страстным спиритом А. Н. Аксаковым и на некоторое время превратился в «пишущего медиума». Впоследствии он увлекся оккультизмом и теософией.
К 16-ти годам он уже начинает понимать несостоятельность материализма и ищет более цельного мировоззрения. В его философском развитии решающая роль принадлежит Спинозе.
Следующий этап – изучение скептического Джона Стюарта Милля: догматы материализма не выдерживают тонкой и насмешливой критики английского эмпириста. Соловьев начинает понимать, что сущность материи не менее непостижима, чем сущность духа, что материализм ничего не объясняет и никакой «действительности» не соответствует. Он вплотную подходит к проблеме человеческого знания – и здесь ждет его Кант.
Молодой философ окончательно освобождается от догматизма и через кантовскую гносеологию приходит к заключению, что знание не противоречит вере и что наука совместима с религией. Изучение Канта было для Соловьева школой философской дисциплины мысли, но теория познания, формально разрешив ему искать Бога, не могла этих исканий удовлетворить. Бог Канта был не живым Богом, а отвлеченным понятием, «постулатом практического разума». И Соловьев стремительно «влюбился» в Шопенгауэра. У него он нашел, по словам Лопатина, "удовлетворение никогда не умолкавшей в нем религиозной потребности, религиозное понимание и религиозное отношение к жизни". Шопенгауэр открыл ему глаза: эта правда – нирвана. На некоторое время Соловьев становится буддистом и со страстью отдается изучению восточных религий.
Затем новые искания. Соловьев изучает системы немецких идеалистов: Фихте, Шеллинга, Гегеля. Гегелем он был отравлен на всю жизнь, сам не замечая этого[6].
Наконец, Соловьев знакомится с позитивизмом Огюста Конта. В нем видит он завершение всей западной философии. Отказ от познания сущности бытия, ограничение области знания миром явлений, – вот чем, по его мнению, заканчивается многовековое развитие европейской мысли.
Занятия естествознанием и философией приводят Соловьева к пессимистическому выводу: ни опытное знание, ни отвлеченная мысль не способны удовлетворить метафизическим запросам человеческого духа.
Он пришел к сознанию, что "истинная жизнь" открывается в христианстве и стал "пламенно-верующим христианином".
Этот внутренний перелом выразился в том, что в 1872 году, с 3-го курса физико-математического факультета, он перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета и в июне 1873 года сдает кандидатский экзамен.
И снова Соловьев-христианин идет по пути, ведущему к прелести. В мае 1872 года он едет в Харьков и в вагоне случайно знакомится с молодой дамой, испытывает вспышку страсти, а затем мистический опыт ("теперь только я понял, что есть Бог в человеке" [7]).
"Несчастный юноша Соловьев! - восклицает проф. И.М. Андреев- Никто не сказал ему, что за поэтической, благоуханной и лучезарной романтической эротикой скрывался темный и смрадный лик сатаны!" И добавляет: "Соловьев, став христианином, не пришел в Православную Церковь".[8]
В начале сентября 1873 года Соловьев переселяется в Сергиев Посад и в течение года слушает лекции в Духовной академии.
Душевная борьба, происходившая в это время в Соловьеве, отражалась и на его физическом состоянии. Он жалуется в письмах на "невралгическое расстройство", избегает общества, ведет «отшельническую жизнь» : мало посещает лекции; работает, запершись у себя в монастырской гостинице. Для «понимания» христианства ему необходимо было изучить историю древних религий, восточных и западных отцов церкви.
В 1874 году Соловьев защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра философии "Кризис западной философии (Против позитивистов)". Работа написана под сильным влиянием славянофильских идей. Соловьев развивает и перерабатывает основные воззрения Ивана Киреевского. Однако, разделяя гносеологические и историко-философские взгляды Киреевского, но оставался чужд его церковных интересов, славяно-русского духа и национального мессианства.
В 1874-1875 годах избранный доцентом Московского университета и одновременно приглашенный Герье преподавать на Высших женских курсах, Соловьев готовился к лекциям, писал философские статьи, знакомился с московскими писателями и учеными, посещал светские салоны.
Путешествие в Лондон и Египет. Вторая и третья встречи с Софией
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева. худ. И.Н. Крамской |
Замкнутый в себе, нелюдимый, истощенный и нервный, Соловьев производил на своих русских приятелей в Лондоне впечатление человека несколько ненормального.
Изучая в Британском музее литературу о Софии Премудрости Божией, он ждал Ее откровения, Ее светлого пришествия. И встреча состоялась. Он увидел в золотой лазури лицо "Вечной подруги", которая повелела ему быть в Египте.
16 октября 1875 года он уехал из Лондона в Каир, предполагая пробыть там четыре или пять месяцев. 25 ноября отправился в Фиваидскую пустыню. Это путешествие окончилось плачевно: верстах в двадцати от Каира он чуть не был убит бедуинами, которые ночью приняли его за черта, должен был ночевать на голой земле и на другой день вернулся назад.
Именно в Фиваидской пустыне происходит третье "свидание" с Софией. Эта "встреча" подробно описана в поэме "Три свидания".
В Каире он прожил четыре месяца; писал матери, что сочиняет «некоторое произведение мистико-теософо-философо-теурго-политического содержания и диалогической формы».
Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы
Осенью 1876 года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго.
В 1877 году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года.
Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским. Они познакомились еще в 1873 году, но настоящая дружба между ними началась только в 1877 году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа "Братья Карамазовы".
Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в 1877 года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности.
В 1877 году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика.
"Чтения о Богочеловечестве" (1878)
В 1878 проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге.
"Критика отвлеченных начал" (1877-1880)
Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике».
Летом 1878 года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь. Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским.
Защита Соловьевым докторской диссертации "Критика отвлеченных начал" состоялась в Петербургском университете 6 апреля 1880 года.
В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится». Этим "отвлеченным началам" Соловьев противополагал идею "положительного всеединства" в жизни, знании и творчестве.
После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.
Перелом в жизни: речь о смертной казни
Владимир Соловьев в 80-е годы XIX века. |
26 и 28 марта Соловьев прочитал две лекции в зале Кредитного общества. Вторая – на тему: «Критика современного просвещения и кризис мирового процесса» – сыграла решающую роль в его судьбе. В ней Соловьев высказал мысль, что император должен проникнуться христианским началом жалости к безумным злодеям и простить их.
После прочтения лекции петербургский градоначальник хотел сурово его наказать. Министр внутренних дел - М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку, в которой указывал на нецелесообразность наказания Владимира Соловьева ввиду его всем известной глубокой религиозности и ввиду того, что он сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора Московского университета. Александр III счел Владимира Соловьева «чистейшим психопатом», удивляясь, откуда у "милейшего" его отца, С. М. Соловьева, такой сын, которого К. П. Победоносцев именовал "безумным". И дело осталось без серьезных последствий.
В 1880-1881 годах Владимир Соловьев читает ряд публичных лекций, привлекающих огромное количество слушателей.
В ноябре 1881 года он оставил службу в Министерстве народного просвещения.
Соловьев прочел еще несколько лекций в Университете и на Женских курсах в январе 1882 года, и на этом его педагогическая работа кончилась. Он на подозрении у властей, и над ним висит негласный полицейский надзор.
После прекращения профессорской деятельности он интересуется, как пишет в автобиографии, вопросом "о соединении Церквей и о примирении Христианства с иудейством".
В 1885 году Соловьев переписывается с католическим епископом Штросмайером, который "благословляет" его на служение делу "соединения Церквей". "От этого соединения,-пишет Соловьев, - зависят судьбы России, славянства и всего мира". Он считает, что хранительницей Вселенской идеи является именно католическая церковь.
В 1886 году К.П. Победоносцев официально заявил, что всякая деятельность Соловьева вредна для России и Православия.
С сентября 1891 Соловьев - редактор философского отдела в Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
С 1894 года он поселяется в Финляндии. Здесь он начинает писать свою большую работу по этике - "Оправдание добра". Князь Е. Трубецкой охарактеризовал этику Соловьева как этику половой любви.
18 февраля 1896 года он присоединился к католичеству [9].
В 1900 году в зале петербургской Городской думы читал «Повесть об Антихристе». По свидетельству А. Ф. Кони, в последнем своем выступлении он был уже не прежним вдохновенным лектором-проповедником; читал без подъема, нервным, глухим голосом, и его слова не доходили до слушателей.
8 января 1900 года Владимир Соловьев был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности.
Здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 года он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Владимира Соловьева, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие.
Кончина Владимира Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Перед смертью он исповедовался с "истинным христианским смирением" и причащался Святых Таин у православного священника. Похоронен на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.
Соловьев оказал большое влияние на таких философов, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и др.
Воспоминания современников, характеристики
С. М. Соловьев, племянник философа:
Друг философа, А. Г. Петровский, в 1901 году писал о нем:
Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет:
Основные труды
- «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1878),
- «Критика отвлеченных начал» (1880),
- «История и будущность теократии» (т.1, 1887),
- «Жизненная драма Платона» (1888),
- «Россия и вселенская церковь» (1889),
- «Смысл любви» (1892-1894),
- «Оправдание добра» (1897-1899),
- «Три разговора» (1900).
Литература
- Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009
- Булгаков С. Природа в философии Вл. Соловьева. В кн.: Сборник первый: О Вл. Соловьеве. М., 1911.
- Зеньковский В.В. В. Соловьев. В кн.: Русские мыслители и Европа. Париж, 1955.
- Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев.-СПб.,2010
- Игумен Вениамин (Новик).Владимир Соловьёв: социальное измерение духовности
- Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева
- Лосев. А.Ф. Владимир Соловьев и его время— 2-е изд., исправл. — М.: Молодая гвардия, 2009.
- Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
- Польшин С.А.Основные категории философии Вл. Соловьева
- Труды о Вл. Соловьеве
Использованные материалы
- Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009
- Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева
- Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
- свящ.Около-Кулак Антоний. Владимир Соловьев и католичество
[1] Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
[2] Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.483
[3] Н.И. Кареев (1850-1931) - русский историк и философ
[4] В.Л. Величко (1860-1904) - русский поэт, публицист и общественный деятель крайне националистического направления, один из ранних представителей черносотенства.
[5] Л. М. Лопатин. Философское мировоззрение В. С. Соловьева
[6] Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.487
[7] Рассказ "На заре туманной юности" - http://www.vehi.net/soloviev/nazare.html
[8] Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.489-491
[9] Свящ. свящ.Около-Кулак Антоний. Владимир Соловьев и католичество - http://krotov.info/library/18_s/solovyov/okolo.html#_ftnref1