Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПРЕЛЕСТЬ ДУХОВНАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прелесть духовная - состояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость.

Прелесть (см.) – это славянское слово, означает самообман, обольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

Святые отцы различают два вида прелести:

  • мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), происходит "от неправильного действия ума".
  • мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе "мнение", что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа). Этот вид прелести - "от неправильного действия сердца".

Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника, одна страсть заменяет в человеке все прочие. Бесы отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

Крайней степенью прелестного мнения является ересь.

Противоположное прелести правильное духовное устроение называется трезвением.

Святые отцы о прелести

Прп. Григорий Синаит (XIII-XIV вв.):

"Надо знать, что прелесть имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь. Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть наказательную – предание сатане за грех – часто Бог попускает своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения, предаются на мучительство бесов. Надо знать, что и через прельщенных дух гордого самомнения иногда дает предсказания" [1].

Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867):

"Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос." [2].

Литература

Использованные материалы



[1]  Цит. по статье в "Азбуке веры" - http://azbyka.ru/dictionary/15/prelest_duhovnaya-all.shtml

[2]  Аскетические опыты, том I. О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=776

Редакция текста от: 13.01.2013 03:21:10

"ПРЕЛЕСТЬ ДУХОВНАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google