Иоанн (Смирнов), еп. Рижский и Митавский. Фотография. Ок. 1910 г. (РГИА) |
В миру Смирнов Иоанн Ксенофонтович, родился 24 августа 1844 г. в семье протоиерея Владимирской епархии.
В 1863 году окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1867 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 6 марта 1868 г. - преподаватель Свящ. Писания в Рязанской духовной семинарии.
В 1869 году получил степень магистра богословия за свой труд “Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории”. (Рукопись акад. библ.).
С 3 сентября 1875 г. - инспектор Рязанской духовной семинарии. Способный воспитатель и администратор, он пользовался уважением учеников и авторитетом у преподавателей семинарии, был широко известен среди епархиального духовенства и мирян.
Автор ряда богословских работ по экзегетике книг ветхозаветных пророков.
25 апреля 1883 г. назначен ректором Рязанской духовной семинарии.
2 мая 1883 года рукоположен в сан священника к семинарскому храму, а 6 мая возведен в сан протоиерея.
Состоял председателем Епархиального училищного совета.
Период его ректорства являлся временем наибольшего расцвета Рязанской духовной семинарии, в т.ч. благодаря удачно подобранному им преподавательскому составу, которому ректор оказывал всемерную поддержку и полное доверие. В семинарии обучалось свыше 800 чел., что соответствовало тройному штатному составу учащихся. Семинарский храм был украшен и расширен, он привлекал множество прихожан торжественными богослужениями, прекрасным пением церковного хора воспитанников, частыми проникновенными проповедями ректора. Современники свидетельствовали об удивительном трудолюбии и работоспособности прот. И. Смирнова. Он живо и увлекательно преподавал Свящ. Писание, «уроки-беседы развивали в воспитанниках дух пастырской настроенности, заставляли звучать лучшие струны души».
Был неустанным тружеником на ниве народного образования, много общался с учителями церковных школ, которые находили у него живой отклик на свои проблемы, сочувствие, получали мудрые советы и указания, а иногда и материальную помощь. Почти ежегодно организовывались курсы для молодых учителей; учащиеся духовной семинарии и воспитанницы Рязанского епархиального училища охотно шли преподавать в церковноприходские школы, имея опыт работы в школе при духовной семинарии, где они проходили практику в качестве учителей. Прот. И. Смирнов принимал активное участие в работе братства свт. Василия Рязанского, миссионерского общества, епархиального училищного совета, редакции «Рязанских епархиальных ведомостей», местного отделения Императорского Православного Палестинского общества, приобщая к активной деятельности преподавателей духовной семинарии. С 1884 г. являлся действительным членом Рязанской ученой архивной комиссии.
После смерти супруги остался с 4 взрослыми детьми.
28 июля 1901 г., согласно прошению, уволен от должности ректора семинарии.
13 сентября 1901 г. пострижен в монашество с именем Иоанн, 14 сентября - возведен в сан архимандрита Рязанского Троицкого монастыря.
В том же году был вызван в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, для чреды священнослужения.
9 апреля 1902 года наречен, а 28 апреля хиротонисан во епископа Чебоксарского, 2-ого викария Казанской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе.
В качестве викария Казанской епархии являлся председателем епархиального училищного совета, заведовал избранием и назначением на приходы псаломщиков. Имея многолетний опыт просветительской работы, взял на себя заботы по улучшению церковно-школьного дела в епархии, часто объезжал с инспекцией школы.
С 4 февраля 1904 г. - епископ Полтавский и Переяславский. По-прежнему уделял большое внимание делу духовного просвещения, совершенствованию учебного процесса в духовных и светских учебных заведениях. В 1906 г. его стараниями при епархиальном училище был организован археологический комитет, создано Полтавское древлехранилище.
С 13 августа 1910 г. - епископ Рижский и Митавский, почетный настоятель рижского Алексиевского мужского монастыря. В этом же году стал почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.
6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа [1].
Занимаясь делами приходов, несмотря на преклонный возраст, много ездил по епархии. Брал на себя защиту православное латышское и эстонское население, права которого часто ущемлялись помещиками-немцами, старался выдвигать из числа латышей и эстонцев священников и учителей приходских школ. С началом первой мировой войны организовал в епархии уход за ранеными, окормлял семьи погибших и помогал беженцам.
В 1915 г. в связи с приближением фронта по требованию военных властей был эвакуирован с епархиальными учреждениями из Риги в Юрьев (ныне Тарту, Эстония), продолжал оттуда руководить частью епархии, которая осталась не занятой немецкими войсками. В Юрьеве освятил здание Исидоровского православного училища, совершил чин закладки нового храма. Часто посещал лазареты, утешая и ободряя раненых.
8 августа 1917 г. на Предсоборном совещании Рижской епархии в Юрьеве избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Поддержал обращение латышских и эстоских участников Собора о передаче управления их приходами викарным епископам тех же национальностей. Представил в Синод проект создания в Рижской епархии 2 викарных кафедр, составил проект инструкции с обозначением прав и обязанностей латышских и эстонских викарных епископов. В процессе обсуждения поддержал предложение Старицкого еп. сщмч. Иоанна (Поммера) о разделении Рижской епархии с выделением эстонской ее части в новоучреждаемую Ревельскую епархию. При подаче соответствующего представления Патриарху св. Тихону архиеп. Иоанн одновременно подал ходатайство о своем переводе на Рязанскую кафедру, освободившуюся после удаления оттуда по требованию «прогрессивного духовенства» архиеп. Димитрия (Сперовского).
20 ноября 1917 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским.
Продолжал участвовать в работе Поместного Собора. Выступил в дискуссии при обсуждении доклада отдела Собора о духовно-учебных заведениях, твердо защищал «существующую систему пастырского образования» и призывал «сохранить духовные семинарии в том виде, в каком они существуют». 18 апреля 1918 г. участвовал в принятии Деяния о прославлении свт. Софрония (Кристалевского), еп. Иркутского.
В апреле 1918 г. в связи с обострившейся обстановкой в Рязанской епархии архиеп. Иоанн по благословению патриарха Тихона вынужден был покинуть Собор и отбыть на свою кафедру. С его прибытием в Рязань церковная смута на время прекратилась, поскольку, по словам одного из современников, «архиепископ был свой родной и благодушный, и тактичный, а главное терпеливый». Старец Зосимовой пуст. иеросхим. Алексий (Соловьёв) отзывался о вл. Иоанне, как о великом подвижнике и достойном святителе.
Между тем отношение новых властей к православной Церкви становилось все более нетерпимым. Во время епархиального съезда духовенства (заседание проходило под председательством архиепископа Иоанна), в зал ворвались вооруженные красноармейцы. Съезд был закрыт, несколько участвовавших в нем священников арестовали.
Вскоре архиеп. Иоанн также был подвергнут кратковременному аресту без предъявления обвинения. Выселенный из своих покоев, он проживал в канцелярии личного секретаря, затем в темной сырой комнате в архиерейском доме.
Скончался 14 октября 1919 года от воспаления легких. Погребен в южной части алтаря Архангельского собора Рязанского кремля - усыпальницы Рязанских архиереев.
Награды
- право ношения креста на клобуке (25 апреля 1918, ко дню Св. Пасхи, от патриарха Тихона)
Труды
В 70-х гг. XIX в. были опубликованы научные труды Смирнова о пророках Аггее, Захарии, Малахии, Софонии, Осии, Иоиле, Ионе, Амосе, Авдии, Науме, Михее, Аввакуме и Данииле. По мнению проф. П. А. Юнгерова, в сочинениях И. Смирнова последовательно объяснялись книги избранных пророков. Автор уделял большое внимание эпохе, в которую жили и проповедовали пророки; комментарии носили в основном исторический характер. В вопросах исагогики он ориентировался во многом на сочинения умеренных протестант. богословов, в частности на труды К. Ф. Кейля.
Публикации
- “Критический разбор сочинения Бесюэта о всеобщей истории”. (Магистерская диссертация). Рукоп. Ак. библ.
- “Осия и Иоиль”. Рязань, 1874 г.
- “Амос и Авдий”. Рязань, 1874 г.
- “Пророки: Аггей, Захария, Малахия”. Рязань, 1872 г.
- “Пророк Иона”. Москва, 1877 г.
- “Пророк Михей”. Москва, 1877 г.
- “Пророк Наум”. Москва, 1877 г.
- “Пророк Аввакум”. Москва, 1877 г.
- “Пророк Софроний”. Москва, 1877 г.
- “Св. Пророк Даниил”. Рязань, 1879 г.
Литература
- “Церк. Вед.” 1902, № 15-16, с. 88, 1904, № 7, с. 63, 1909, № 47, с. 411, 1910, № 34, с. 344, 1912, № 18, с. 106, 1918, № 19-20, с. 114.
- “Приб. к “ЦВ” 1904, № 7, с. 256.
- “Церк. Вестн.” 1904, № 8, с. 247, 1908, № 31, с. 957, 1910, № 7, с. 215.
- “Русск. Паломн.” 1905, № 24, с. 376, 1910, № 26, с. 422.
- “Мисс. Календ.” 1907, № , с. 134.
- “Изв. Каз. Еп.” 1883, № 10, с. 297, 1902, № 9, с. 385, 1902, № 9, с. 385, № 10, с. 439-440, № 11, с. 484, 1904, № 8, с. 273, 1914, № 3, с. 88.
- “Самар. Еп. Вед.” 1910, № 21, с. 379.
- “Отдых Христиан.” 1908, август-сентябрь, с. 59.
- “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 102-103.
- Родосский А. “Словарь воспитан. СПБ Дух. Акад.”, с. 186.
- Булгаков, с. 1401, 1410.
- БЭС т. I, стб. 1099, т. II, стб. 1839, 1956.
- БЭЛ т. VII, стб. 729.
- НЭС т. XX, стб. 107.
- ФАМ II, № 41, с. 7.
- “Прав. Собес.” 1904, декабрь, с. 1156, 1905, июль-август, с. 494, 1909, июнь, с. 748.
- Regel’son 524.
- W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum, in: Ko0 20/21(1978)94.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, Т. 23, С. 442-443
- Страница сайта "Русское Православие"
[1] В БЭС т. I, в стб. 1099 ошибочно указан год возведения в сан архиепископа 1911, см. “Приб. к Церк. Вед.” 1912, № 18, с. 1906