Соборное послание святого апостола Иуды, книга Нового Завета, входящая в число Соборных посланий. Включает одну главу (25 ст.).
Главы: 1
Автор и датировка
Послание написано от лица, называющего себя «рабом Иисуса Христа, братом Иакова» (Иуд. 1:1). Очевидно, читатель должен был без пояснений понять, кто этот Иаков. Едва ли можно сомневаться, что это не кто иной, как Иаков Праведный, именовавшийся Братом Господним. Среди «братьев Господних» в Мк 6:3 упомянут Иуда, который, по-видимому, и есть автор Послания. Послание Иуды содержит ссылки на иудейские апокрифы и предания, что указывает на принадлежность писателя к кругам христиан-евреев. О жизни Иуды почти ничего неизвестно. Вероятно, он, как и Иаков, уверовал только после Воскресения (Ин 7:5; Деян 1:14). Он был женат (1 Кор 9:5); его внуки жили в Сирии и пользовались большим уважением среди христиан [1]. «Постановления Апостольские» называют Иуду преемником Иакова, однако, по Евсевию, Иакову наследовал Симеон.
Хороший греческий язык Послания Иуды можно объяснить тем, что апостол, как и св. Петр, прибегал к услугам секретаря. Написано Послание, скорее всего, после 70, когда большинство апостолов уже умерло, и в Церкви стали появляться первые лжеучения (Иуд. 1:17-18). Именно эти лжеучения, вызывавшие раскол в общинах, и послужили поводом для написания Послания Иуды. Во Втором послании Петра есть совпадения с Посланием Иуды. Большинство экзегетов считает, что Послание Иуды было написано раньше, хотя ряд толкователей (в том числе Глаголев А.) склоняются к хронологическому приоритету Второго послания Петра.
Композиция, содержание, учение
Послание можно разделить на 4 части:
- вступление, цель Послания (1-4);
- примеры возмездия за грехи, взятые из ВЗ и преданий (5-7);
- предостережение от лжеучителей (8-23);
- заключение (24-25).
Боговдохновенный автор призывает стойко держаться веры, «однажды преданной святым». Он видит опасность, угрожающую Церкви со стороны тех, кто злоупотребляет христианской свободой. Свое «распутство» эти «мечтатели» оправдывают «надутыми словами». Они служат соблазном на вечерях любви, превращая их в светские пиршества («без страха утучняют себя»). Предостережения наставников «мечтатели» отвергают. Для них ничего не значит духовная власть церковного руководства. Поэтому апостол сравнивает их с братоубийцем Каином и с Кореем, возмутившимся против Моисея. «Это — ропотники, ничем не довольные». Попирая нравственные заповеди, они фактически отвергают Христа. Суровый тон обличения показывает, что соблазн нестроений и равнодушие к нравственной чистоте были серьезной опасностью для общин уже на исходе I в. Таким образом, Послание Иуды провозглашает нераздельность истинной веры и верности этическим заповедям Евангелия.
Послание было признано каноническим не позднее нач. II в. Оно есть в Мураториевом каноне, но в IV в. Евсевий Кесарийский все еще относил его к числу антилегомен.
Литература
- Баркли У., Толкование Посл. Иоанна и Иуды, Вашингтон, 1986;
- Богдашевский Д.И., Послание св. ап. Иуды, ТКДА, 1908, № 11;
- Богдашевский Д.И., Иуда апостол и его Послание, ПБЭ, т.7, с.520-27;
- Глаголев А., Соборное послание ап.Иуды, ТБ, т.10;
- Еп. Кассиан (Безобразов), Христос и первое христ. поколение, Париж, 1950;
- Начало ересей в Церкви Христианской (из Шаффа Ф.), М.Митропольского, ПО, 1861, т.6;
- Орлин И.И., Соборные послания ап.Иакова, Первое и Второе ап.Петра и ап.Иуды, Рязань, 1903;
- Briggs C., Epistles of St.Peter and St.Jude, N.Y., 1910;
- JBC, v.2;
- RFIB, t.2;
Использованные материалы
- Библиологический словарь священника Александра Меня
[1] Евсевий Кесарийский. Церк.Ист. III, 19-20