Вид на Высоко-Петровский монастырь с улицы Петровка, 2006. Фото Юрия Булкина |
- Адрес: Россия, 127051, г. Москва, ул. Петровка, 28/2
- Телефон: (495) 623-75-80 (храм прп. Сергия Радонежского), 624-34-81 (церковная лавка)
- Официальный сайт: http://vpmon.ru
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Монастырь известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв.
Основание монастыря
Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них обитель была основана в 1325 г., когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. По легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора - это князь, снег - митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Эта церковь и стала основой для создания монастыря.
По второй версии монастырь был основан самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла, но в начале XVI в. был переосвящен в честь своего создателя - святителя Петра и назывался Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учетом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города).
Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты.
Восстановление после пожара в начале XVI века
В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).
Обустройство монастыря после Смутного времени
Почти через сто лет, как только Москва освободилась от литовско-польских интервентов, вокруг обители возвели каменные стены с восточными и западными воротами, а в 1634 г. севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1684 г. по воле царицы Натальи Нарышкиной и приказу Петра I на месте этой церкви заложили пятиглавый каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, ставший усыпальницей Нарышкиных. В 1689 г. была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее - основана церковь Толгской иконы Божией Матери.
Спустя десятилетие над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с братскими кельями поставили церковь святого Пахомия Великого (1753-1755). После пожара 1812 г. ее упразднили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки.
Во второй половине XVII в. Петровская обитель получила архимандрию с правом участия в деятельности Церковных Соборов.
Секуляризационная реформа 1764. Отечественная война 1812
Во времена секуляризации в 1764 г. монастырь причислили ко второму классу с возведением в степень ставропигиального монастыря, а с 1775 г. он стал епархиальным. В его помещениях размещался духовный цензурный комитет и склады, а позднее епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. В период эпидемии чумы 1771 г. в монастыре открыли лечебницу.
Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.
В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла.
Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища. С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. В стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.
Закрытие монастыря в советские годы
22 сентября 1918 года в монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал патриарх Тихон (Беллавин). Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
В 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано.
Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.
Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни.
Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был окончательно закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери.
Все помещения обители, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.
В 1950-х гг. в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время.
Возрождение обители
Высоко-Петровский мужской монастырь: церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в колокольне, собор Петра, митрополита Московского, 2008 г. Фото: Ю.Булкин |
В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 101) в обители была возобновлена монашеская жизнь.
6 сентября 2014 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.
Храмы
- собор святителя Петра, митрополита Московского
- собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных
- церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной
- надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
- церковь Толгской иконы Божией Матери
- церковь святых апостолов Петра и Павла
- церковь Казанской иконы Божией Матери
Святыни
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская.
Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.
В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.
Настоятели, наместники
- Петр (между 1437 - 1461)
- Иов (между 1437 - 1461)
- Сергий I (1506)
- Иона (1535 - 1544)
- Петр (1597 - 1600)
- Александр (1634 - 1637)
- Евфимий (1641 - 1642)
- Пафнутий (1644 - 1645)
- Галактион (1647 - 1648)
- N... N... (1654) (Дв. Зап., II, 219)
- Моисей I (1655)
- Феодорит (1666 - 1668)
- Сергий II (1673 - 1675)
- Моисей II (1676 - 1682)
- Иосиф (1685 - 1688)
- Иов (1690 - 2 мая 1694)
- Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 - 1699)
- Иоасаф (2 февраля 1699 - 22 сентября 1708)
- Леонид (Петровский) (1709 - 18 февраля 1722)
- Сергий (Белоградский) (3 марта 1722 - 1731)
- Аввакум (Львов) (декабрь 1731 - 1735)
- Пахомий (1735 - 1757)
- Иоасаф (Хотунцевский) (12 мая 1757 - 24 мая 1758)
- Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 - 17 декабря 1761)
- Сильвестр I (Страгородский) (5 марта 1760 - декабрь 1760)
- Сильвестр II (Юницкий) (1762 - 1775)
- Феофилакт (май 1775 - 17 сентября 1776)
- Сергий IV (15 сентября 1776 - 1787)
- Мелхиседек (Заболотский) (1787 - 1788)
- Иоанникий (Гаврилович) (28 августа 1788 - 7 апреля 1816)
- Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 - 19 января 1819)
- Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 - 28 марта 1826)
- Платон (Березин) (1826 - 1828)
- Смарагд (Крыжановский) (8 мая - 23 августа 1828)
- Анастасий (Воскресенский) (1828 - 1830)
- Гавриил (28 марта 1830 - 22 сентября 1845)
- Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 - 1847)
- Филофей (Успенский) (22 мая 1847 - 18 декабря 1849)
- Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 - 6 октября 1857)
- Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 - 8 августа 1859)
- Иоанникий (Холуйский) (10 августа 1859 - 2 марта 1861)
- Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 - 17 июня 1866)
- Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 - 1873)
- Григорий (Воинов) (1873 - ?)
- Иосиф (Левицкий) (? - 1884 [1])
- Вениамин (Петухов) (3 сентября 1885 - 1888 [2])
- Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 - 1890)
- Виктор (Соловьев) (1890 - 26 сентября 1897)
- Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 - 23 апреля 1900)
- Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 - 1904)
- Иннокентий (Кременский) (1904 - 1908)
- Лаврентий (Некрасов) (1908)
- Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 - 1909)
- Никодим (Шатунов) (1909 - 1918)
- Варфоломей (Ремов) (1923 - 1929)
- закрытие монастыря
- Иоанн (Экономцев) (1991 - 2009)
- Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 - 26 июля 2012)
- Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 - 12 марта 2013)
- Петр (Еремеев) (12 марта 2013 - 29 декабря 2021)
- Евфимий (Моисеев) (29 декабря 2021 - 24 октября 2024)
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Московского Патриархата
- Исторический очерк на сайте монастыря
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 172 - 175.
- Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:
[1] Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий), http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/dukhovn...kij
[2] Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888), http://www.pravoslavie.ru/33154.html