Сергий (Ляпидевский), митрополит Московский и Коломенский |
В миру Ляпидевский Николай Яковлевич.
Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День ангела 25 сентября.
Обучался в Тульской духовной семинарии.
В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За диссертацию "О поминовении усопших" получил степень степенью магистра богословия.
24 июня 1844 года года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, а 6 августа того же года рукоположен во иеромонаха и 30 октября определен бакалавром Московской духовной академии.
25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия.
С 23 апреля 1848 года - инспектор Московской духовной академии.
15 января 1850 года возведен в сан архимандрита.
С 20 марта 1851 года - экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию.
С 4 октября 1857 года - ректор Московской духовной академии.
С 18 апреля 1858 года - настоятель Высокопетровского монастыря.
С 8 августа 1859 года - настоятель Заиконоспасского монастыря.
1 января 1861 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского.
С 11 января 1880 года - архиепископ Казанский и Свияжский.
С 21 августа 1882 года - архиепископ Кишиневский.
С 1883 года - почетный член Казанской духовной академии.
С 1884 года - почетный член Московской духовной академии.
9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
С 12 января 1891 года - архиепископ Херсонский и Одесский.
14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
С 15 мая 1893 года - член Св. Синода.
С 9 августа 1893 года - митрополит Московский и Коломенский.
Скончался 11 февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб положен рядом с гробом митрополита Леонтия.
Духовно-нравственный облик митрополита Сергия
Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать самые нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.
Глубокий знаток православного учения, он обладал и тонким умом, воспитанным в школе той же духовной дисциплины. Всегда спокойный, владеющий своим разумом, думая только о торжестве истины, а не об "огорчении противника", митрополит своими меткими замечаниями тем более поражал противников, что не чувствовали себя лично задетыми, не могли не сознавать, что для него вопрос состоял только в истине.
Советников у него не было, приближенных тоже. Он всех держал в почтительном отношении. "Строго взвешивайте советы других, - говорил он молодому архипастырю, - а лучше молитесь Богу и поступайте , как Бог положил Вам на сердце".
Он не любил никому открывать своих заветных дум: внутренний мир души его мало кому был доступен: во святое святых души его редко кто входил.
Сам строгий исполнитель закона, он требовал и от других исполнения законов. Сам воздержник, он любил и в других видеть воздержание. Сам постник, он требовал, чтобы и другие постились.
Его нельзя было подкупить фразами, он не любил фраз; "Вы говорите мне дело и правду".
Был строг к другим, особенно к тем, которые в действиях своих проявляли упорную и злую волю.
Он никогда не принимал в свою епархию никого из своих родных.
О нестяжательности его говорит то, что никогда ничего не заключал под замок. Во всей его комнате не было замков.
Еще он носил на себе подвиг частого совершения крестных ходов. Неутомимые, изумительные в его преклонном возрасте шествия в величественных и довольно продолжительных ходах были истинным подвигом.
Он подобно Филарету, чтил святыню русского сердца - молитвенного воспоминания великих исторических дней небесной милости и своим соучастием поддерживал красоту церковную, окрыляя народные исторические воспоминания. Дух его при таких случаях, как бы не знал утомления...
Классическая точность мысли, а отсюда происходящая как бы некая скупость на слова чувствовалась и при произнесении поучений. "Я всегда предварительно обдумываю не только мысли, но и форму их выражения, когда собираюсь что-либо говорить в храме", - говорил он близким.
Достойно внимания его правило - всякое дело, распоряжение, ходатайство - утверждалось на достаточном основании.
Архипастырь любил кроткий, молчаливый дух: все свои подвиги скрывал в тайниках своего сердца, которое не терпело никаких внешних выражений славы и похвал, даже в делах достойных похвалы.
Он любил монашество, он разрешал пострижение в монашество с большой осторожностью: тридцать лет, и ни одним месяцем меньше.
Внешность митрополита Сергия была величественная, импозантная. Взгляд его был ласковый, душу согревающий.
Труды
- "О поминовении усопших". (Магистерская диссертация). Москва, 1844.
- "О побуждениях к исполнению нравственного закона". "Приб. к твор. свят. отцов" 1851, ч. X.
- "О клятве" "Приб. к твор. свят. отцов" 1853, ч. XIV.
- "О любви к Богу, испытуемой скорбями"
- "Приб. к твор. свят. отцов" 1856, ч. XV.
- "О произвольных обетах". "Приб. к твор. свят. отцов" 1856, ч. XVII.
- "О таинстве Елеосвящения".
- "О терпении и молитве".
- "Об исхождении Духа Святого".
- "Ответ на письма князя- писателя относительно учения латинского о папе". "Приб. к твор. свят. отцов" 1859, ч. XVIII.
- "Брак и безбрачие лиц духовных" "Приб. к твор. свят. отцов" 1860, ч. XIX.
- Речь при наречении его во епископа. 1860.
- "Слова и речи епископа Курского". Москва.
- "Слова и речи архиепископа Херсонского и Одесского".
- "Проповеди". (Душепоп. Чтение). ??
- "Лекции по Пастырскому богословию" " Богосл. Вестник".
- "Речь, произнесенная 5 сент. 1893 года при вступлении на Московскую паству" "Приб. к "ЦВ" 1893, № 37, с. 1335.
- "Послания". (Меры, выработанные собором архипастырей Юго- Западного края по борьбе со штундой). Мемуары, ч. I, с. 11-12.
- "О приготовлении к пастырскому служению". "Богослов. Вестник" 1902, сент., с. 1.
- "О призвании к пастырскому служению". "Богослов. Вестник" 1901, июль- авг., с. 518.
- "Достоинства священства" "Богослов. Вестник" 1900, сент., с. 45.
- "О трудностях пастырского служения".
- "Богослов. Вестник" 1900, окт., с. 221.
- "Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы"
- "Прав. Собес." 1880, май, с.3-5.
- "Слово в неделю Крестопоклонную".
- "Прав. Собес." 1881, март, с. 243-246.
- "Слово в неделю Ваий". ""Прав. Собес." 1881, март, с. 247-249.
- "Слово в Великий Пяток" "Прав. Собес." 1881, апр., с. 479-481.
- "Слово в неделю 7-ю по Пасхе и в день св. Марии Магдалины"
- "Прав. Собес." 1881, май, с.72-76.
- "Письмо к профессору Субботину Н.И."
- "Богослов. Вестник" 1914, окт., нояб., с. 473.
Переводы
- "Творения Ефрема Сирина".
- "Творения Иоанна Лествичника".
- "Творения блаженного Феодорита" и другие.
Литература
- "Церк. Ведом." 1889, № 15-16, с.139.
- "Церк. Ведом." 1891, № 3, с. 23.
- "Церк. Ведом." 1891, № 20, с. 166.
- "Церк. Ведом." 1893, № 33, с. 271.
- "Церк. Ведом." 1894, № 16-17, с. 165.
- "Церк. Ведом." 1895, № 46, с. 409.
- "Церк. Ведом." 1896, № 19-20, с. 158.
- "Приб. к "ЦВ" 1891, № 27, с.887.
- "Приб. к "ЦВ" 1891, № 41, с.1419.
- "Приб. к "ЦВ" 1893, № 34, с.1225.
- "Приб. к "ЦВ" 1893, № 37, с.1335.
- "Приб. к "ЦВ" 1897, № 8, с.299.
- "Приб. к "ЦВ" 1898, № 8, с.311-313, 318-326.
- Булгаков, с. 1401, 1402, 1404, 1405, 1416.
- "Прав. Собес." 1897, дек., с. 5.
- "Прав. Собес." 1898, март, с. 282.
- "Прав. Собес." 1899, янв., с. 5, 25.
- "Прав. Собес." 1904, нояб., с. 835.
- "Прав. Собес." 1909, июль-авг., с. 411.
- "Русск. Паломн." 1889, № 16 с. 195.
- Труды К.Д.А. 1874, март, с. 109-110.
- Труды К.Д.А. 1888, февр., с. 262-263.
- Труды К.Д.А. 1888, сент., с. 8.
- Труды К.Д.А. 1888, дек., с. 298,306.
- Труды К.Д.А. 1891, май, с. 159.
- "Красный Архив" 1928, т. 38, с. 113, 129, 136, 138.
- "Красный Архив" 1928, т. 39, с. 104,114.
- "Красный Архив" 1928, т. 40, с. 114. 120, 121.
- " Симб. Епар. Вед." 1898, № 2, с.78.
- "Изв. Каз. Еп." 1880, № 4, с. 89.
- "Изв. Каз. Еп." 1880, № 6, с. 142-147.
- "Изв. Каз. Еп." 1880, № 8, с. 226-232.
- "Изв. Каз. Еп." 1880, № 12, с. 316-334.
- "Изв. Каз. Еп." 1881, № 8, с. 194-197.
- "Изв. Каз. Еп." 1881, № 15, с. 396-411.
- "Изв. Каз. Еп." 1881, № 16, с. 415-427.
- "Изв. Каз. Еп." 1881, № 17, с. 441-448.
- "Изв. Каз. Еп." 1882, № 18, с. 465.
- "Изв. Каз. Еп." 1886, № 7, с. 176-177.
- "Изв. Каз. Еп." 1893, № 1, с. 11.
- "Изв. Каз. Еп." 1898, № 5, с. 120,130.
- "Изв. Каз. Еп." 1913, № 42, с. 256.
- "Богослов. Вестник" 1915, X-XI-XII, с. 876.
- "Журнал Нива" 1898, № 9, с. 177-178 (с портретом).
- "Детское Чтение" 1897, № 2, с. 662-663.
- "Правосл. Собес." 1880, апр., с. 415.
- "Правосл. Собес." 1899, янв., с. 5.
- "Душесп. Чт." 1898, июнь, с. 260.
- "Душесп. Чт." 1898, авг. с. 666 (с портретом).
- "Богослов. Вестник" 1904 июнь с. 296.
- "Церковный вестник" 1891, № 4, с. 58.
- "Церковный вестник" 1891, № 8, с. 113.
- "Церковный вестник" 1891, № 24, с. 381.
- "Церковный вестник" 1891, № 48, с. 763.
- "Церковный вестник" 1891, № 50, с. 795.
- "Церковный вестник" 1895, № 19, с. 59.
- "Церковный вестник" 1895, № 38, с. 1215.
- "Казан. Сборн. статей архиеп. Никанора" Казань,1909.
- "Толстой", с. 47/369.
- И. Пахамович, "Архипастыри Кишиневской епархии". Кишинев, 1910.
- Корсунский И.Н. проф. "Сергий митр. Московской".
- Св. Троице-Сергиевой Лавры, 1901, 2-изд.
- Летопись епископа Арсения, с. 871.
- Юбилейный сборник 1914, с. 104.113.. 115, 122.. 132, 133, 136.
- 138, 434, 469, 661, 695, 696.
- БЭС т. II cтб. 1140, 1321, 1502, 1602, 2046, 2047,. 2275.
- БЭЛ т. VII, cтб. 721, 722.
- БЭЛ т. X, стб. 528, 529.
- НЭС т. 29а, с. 649,650.
- "Памяти Преос. Сергия, митрополита Московского" Москва 1898.
- "Состав Свят. Правит. Всерос. Синода и Рос. Церковн. Иерархии на 1897 год" с. 10-11.
- "Списки архиереев Иерархии Всерос.", СПБ, 1896, № 369, с. 50.
- P. Hauptmamm, Die Katechismen in der russisc-orthodoxen Kirche (Gottingen 1971) 94.
- Митр. Евлогий, Путь моей жизни 546.
- J.W. Cunningham, A vanquished Hope 62, 64.
- Мануил (Лемешевский), митр. Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893-1965 = Русские правоcлавные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): Bio-Bibliographie ... / Bis zur Gegenwart erganzt von P. Coelestin Patock: Th. 1-6.- Erlangen, 1979-1989.- T. 6.