Бонавентура (Bonaventura) (1221 - 1274) один из знаменитейших схоластических богословов, прозванный "doctor seraphicus", римско-католический святой.
Настоящее время Джованни Фиданца, родился в 1221 года в Боньярее (в Тоскане), вступил в францисканский орден, был учителем теологии в Париже, в 1256 г. генералом своего ордена, 1278 кардиналом и епископом албанским, наконец, папским легатом на церковном соборе в Лионе, где он 15 июля 1274 года умер от последствий своего сурового аскетизма.
По своей безупречной жизни, громадной учености и необыкновенной доброте он пользовался всеобщей любовью, и смерть его искренно оплакивалась всеми. Сикст IV причислил его в 1482 году к лику святых, а Сикст V в 1587 году к пяти величайшим учителям церкви. Как мистика, его высоко ценил даже Лютер. Францисканцы противопоставляли его, как своего величайшего ученого, столпу схоластики, доминиканскому монаху Фоме Аквинату. Лион, где покоятся останки Бонавентуры, избрал его своим покровителем.
В своей практической деятельности Бонавентура был человек очень добрый, но твердый. Как писатель, он занимает выдающееся место в истории средневекового богословия. Большая часть многочисленных сочинений его посвящена прославлению своего ордена. Он был поборником безбрачия, пресуществления, причащения под одним видом и других положений средних веков.
Теология является для Бонавентуры владычицей всех светских наук, которые он обнимает под общим понятием философии, а единение с Богом, к которому любовь ведет человека шестью ступенями познания, — величайшим благом. Это подробно доказывается им в схоластическом сочинении «Itinerarium mentis in Deum» и в мистическом сочинении «Reductio artium in theologiam». По его учению, у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу как отражение Бога, самоуничижением, самоотречением и искренней молитвой. Как было 6 дней творения, так есть 6 степеней созерцания (три степени при трех средствах — наблюдении, разуме и рассудке), за которыми следует высшее благо, слияние с божеством. Для обоснования мистической теологии как науки Бонавентура сделал больше других своих предшественников.
Из сочинений его надо также отметить «Breviloquium» и «Centiloquim» (руководства догматики), а также комментарий к «Sententiae» Петра Ломбарда. Его «Biblia pauperum» представляет искаженное аллегорически-мистическими толкованиями изложение священной истории для мирян. Самое полное издание его сочинений вышло в Риме (1588—1596, 8 т.), но между ними много и подложных.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Сойкина, репринт 1992 года.