Храм Богородицы Фарской (Ναός Θεοτόκου τοῦ Φάρου - "Храм Богородицы маяка"), домовой храм-часовня Ромейских императоров; местопребывание главных святынь Христианства в IX-XIII веках (разрушен)
- Престол: Пресвятой Богородицы
- Адрес: Константинополь, Большой дворец
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Располагался в южной части Большого дворца, неподалеку от Хрисотриклина (Золотой палаты - главного тронного зала) и жилых императорских покоев дворца Дафна; возможно, между храмами пророка Илии и великомученика Димитрия.
Храм был выстроен на высокой террасе неподалеку от Фароса - маяка с сигнальным огнем, построенного в VI веке императором Юстином Младшим возле дворцовой гавани Вуколеон - от которого получил своё название. Церковь вошла в часть архитектурного комплекса Большого императорского дворца, которая называлась "священный дворец", часто именовавшийся латинскими паломниками "Буколеон".
Вероятно, церковь была построена, императором-иконоборцем Константином Копронимом в середине VIII века. Первое упоминание о храме в известных на начало XXI века источниках относится к 769 году, в связи с состоявшейся здесь помолвкой сына Константина Льва и святой Ирины. С VIII века храм служил домовой церковью Ромейских императоров. В 813 году в храме искал спасения император Михаил Рангави с семьей после свержения его Львом Армянином. Последний сам был убит в этом храме семь лет спустя в 820 году. После победы иконопочитания, церковь была перестроена и заново освящена в 864 году при императоре Михаиле Пьянице [1], которому впоследствии приписывалось основание храма.
Внешний облик храма известен по описаниям у Продолжателя Феофана и в 10-й гомилии святителя Фотия Константинопольского. Церковь была небольших размеров, крестово-купольного типа с одним куполом на четырех столпах, имела атриум, огороженный стеной, три апсиды на востоке и нартекс в западной части. Пререстроенный храм был украшен с невероятной роскошью: часть элементов интерьера, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, была выполнена из серебра, в том числе позолоченного, и золота; стены храма были выложены цветным и декоративным камнем и великолепными мозаиками. Иконографическая программа богатых мозаик с изображением событий из евангельской истории (видимо, созданных в IX веке), наряду с новыми мозаиками собора Святой Софии, стала одним из первых образцов классического стиля византийской храмовой декорации. Храм был также украшен оконными витражами.
Вплоть до XI века храм оставался домовой церковью императоров. Согласно трактату "О церемониях" X века церковь была предназначена для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в первый день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Чистый четверг и в Великую субботу. Главные святыни храма были связаны с почитанием Спасителя и, учитывая использование храма для коронации императоров, напоминали о близости к Нему василевсов. В церкви также хранились различные украшения для убранства Хрисотриклина в дни приемов иноземных послов.
Собрание святынь храма
Величайшие святыни, связанные со Спасителем, стали собираться в Царьграде ещё до построения Фаросской церкви. Так, при императоре Ираклии, после 614 года, в город из Иерусалима были перенесены реликвии Губки и Копья. Процесс собирания реликвий получил новый импульс после победы иконопочитания в 843 году, став одной из важнейших составляющих в идеологии императоров Македонской династии, которые в IX-X веках сумели добыть главные реликвии Страстей Господних, до того хранившиеся в Иерусалиме и других городах Востока. В 944 году, при императоре Романе Лакапине, из Эдессы был торжественно перенесён Мандилион (плат с Нерукотворным Образом Спасителя), который 16 августа был помещён в церкви Богоматери Фаросской, в честь чего был установлен ежегодный праздник Православной Церкви.
Важным символом стала десница святого Иоанна Крестителя, помещенная в Фаросском храме Богородицы в 956 году императором Константином Багрянородным и использовавшаяся в церемониях коронаций. Существует послание 958 года от царя Константина в армию, сражающуюся на Востоке, согласно которому император посылал войску святую воду, полученную от омовения святынь Господних. Это не только важнейшее свидетельство о существовании особого обряда, который потом получит широчайшее распространение в Русской Церкви, но и перечень самих святынь (symbola Страстей), призванный продемонстрировать исключительную силу освященной воды. В обряде омовения были использованы Честное Древо; Копье; Возглавие (Titulus); Трость; Кровь, истекшая из ребра Христова; Туника; погребальная Плащаница:
В 967/8 годах в дворцовом храме также появился Керамион (черепица с Нерукотворным Образом Спасителя) из Эдессы, а при императоре Иоанне Цимисхии в 975 году были привезены частицы Сандалий Христа из сирийского Мемпетце. 1 августа в церкви выставлялась часть древа Животворящего Креста Господня. Также из Эдессы, в 1032 году, императору Роману Аргиру прислали Письмо Христа к царю Авгарю. Последняя историческая дата, завершающая формирование собрание Страстных реликвий Фаросской церкви, относится к 1169/70 годам, когда император Мануил Комнин перенёс из Ефеса Плиту Оплакивания - камень, на который было положено тело Спасителя после Его снятия с креста. Однако незадолго до своей кончины в 1180 году царь Мануил переместил эту святыню к своему гробу в столичный монастырь Христа Вседержителя.
В сочинении Николая Месарита, который был хранителем святынь Фаросского храма на рубеже XII-XIII веков, дано самое подробное из известных ныне свидетельств о десяти наиболее почитаемых святынях Страстей Христовых, которые он описал в риторическом "Декалоге" [2]. Он последовательно перечисляет главные реликвии храма:
- Терновый венец
- Гвоздь Распятия
- Ошейник Христа
- Гробные пелены
- Лентион - полотенце, которым Христос вытер ноги апостолам
- Копие
- Багряница
- Трость
- Сандалии Господни
- Камень от Гроба
Помимо десяти реликвий Страстей Месарит сообщает что в храме сохранялись два важнейших Нерукотворных образах Христа, на плате и черепице:
- Мандилион - нерукотворный образ на плате
- Керамион - нерукотворный образ на черепице
Всего в привдорном Фаросском храме было сосредоточено более 20 наиболее значимых христианских реликвий, в том числе части Святого Креста. Все святыни, за исключением Мандилиона и Святого Чрепия, подвешенных в реликвариях на серебряных цепях в арках подкупольного пространства, хранились в южном пределе в специальном прозрачном хранилище-витрине из ценных пород дерева и полированных пластин горного хрусталя.
Судьба храма и его реликвий с XIII века
Вероятно, именно в храме Богородицы Фара в 1204 году был помазан на царство первый латинский император Балдуин I Фландрский. После латинского завоевания реликвии "святой часовни", как называли храм-реликварий крестоносцы, некоторое время сохранялись. Часть святынь в 1238 году были сданы под залог латинским императором Балдуином II венецианскому подесту Альберто Морозини на сумму 13 тысяч 134 гиперпирона [3] и за огромные деньги выкуплена французским королем Людовиком IX: грамота короля Балдуина перечисляет 22 реликвии Фаросской церкви, которые были проданы в то время. Эти реликвии в 1239-1241 годах были перевезена в Париж и с середины века находились в специально построенной для них церкви Сен-Шапель ("святой часовни") - готической имитации церкви Богоматери Фара.
Тем временем, церковь Богородицы Фара видимо пришла в запустение в период латинской оккупации Константинополя в конце XIII века и постепенно разрушилась. Сохранившаяся в Царьграде часть святынь Страстей Господних была впоследствии перенесена в храм святого Георгия в Манганах. Святыни пребывавшие в Париже были в 1793 году, по указу революционного правительства, частично переданы для изучения в Национальную библиотеку, а частично выброшены на городскую свалку и бесследно исчезли.
На начало XXI века руины церкви не были найдены, и само её местонахождение могло быть указано лишь приблизительно. Во дворце-музее Топкапы в Стамбуле хранились серебряная оправа в виде руки, известная как "десница святого Иоанна Крестителя" - венецианская работа, чья связь с храмом Фаросской Богородицы не доказана.
Святыни Страстей Господних, а также Мандилион представлены на двусторонней иконе XII века "Спас Нерукотворный", хранящейся ныне в Третьяковской галерее Москвы.
Литература
- Лидов А. М., "Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий как константинопольский Гроб Господень", Византийский мир. Искусство Константинополя и национальные традиции, М., 2005, 104-108.
- Lidov, Alexei, "A Byzantine Jerusalem. Ihe Imperial Pharos Chapel as the Holy Sepulchre":
- Klein, Holger A., "Sacred Relics and Imperial Ceremonies at the Great Palace of Constantinople", F. A. Bauer (Hrsg.), Visualisierungen von Herrschaft, BYZAS 5 (2006), 79-80:
Использованные материалы
- "Церковь Богородицы Фара", Попов И. Н., "БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ", Православная энциклопедия, т. 5, 671-677:
- Лидов А. М., "О константинопольском прототипе царского храма", Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. Материалы и исследования, вып. XIX, М., 2008, 7-42:
- Лидов А. М., "Реликвии Константинополя Нерукотворные образы в Византии", Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники, М., Прогресс-Традиция, 2006, 167-173:
- "Храм Богоматери Фаросской (храм Богородицы при маяке; храм Владычицы Икокиры)", Византийский словарь: в 2 тт., СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 472-473:
[1] Византийские историки сообщают: "Михаил велел сделать из саркофага Константина парапеты для церкви Богоматери Фаросской, которую он построил".
[2] Николай Месарит, "Декалог о реликвиях Страстей, хранящихся в церкви Богоматери Фаросской" [пер. А. Ю. Никифоровой], Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира [ред.-сост. А. М. Лидов], М., 2000, 127-131.
[3] См. ст. "Constantinople in Latin period" в Энциклопедии эллинского мира, http://constantinople.ehw.gr/Forms/fLemmaBody.aspx?lemmaid=11723