Имп. Лев IV. Имп. Константин VI. Золотой солид. Аверс. 776–780 годы |
Родился 25 января 750 года, старший сын имп. Константина V от дочери хазарского кагана Вирхора (по имени Чичак; в крещении Ирина; + 750, возможно, при родах). Прозвище - Хазар (ὁ Χάζαρις, Χάζαρος), архаизированное - "Скифородный" (Σκυθογένης), "что от хазарянки" (ὁ ἐκ τῆς Χαζάρας).
17 декабря 769 года женился на Ирине, их единственным сыном был Константин VI (родился 14 января 771).
Согласно Феофану и Георгию Монаху [1], Льву IV очень понравился некий "венец Великой Церкви", украшенный драгоценными камнями, и он возложил его себе на голову (Георгий интерпретирует это как святотатство). После этого у императора на голове появились язвы (ἄνθρακες, букв.- "угли", также название драгоценного камня) и случилось воспаление, от которого он и умер. Возможно, эта история свидетельствует о враждебной по отношению ко Льву IV традиции, следы которой можно заметить и у Феофана. Неизвестно, что имеется в виду под "венцом Великой Церкви"; позднейшая традиция, отраженная Константином VII Багрянородным, объясняет, что венец - это царская корона, которую следует надевать исключительно во время религиозных процессий. Лев IV же, надев ее по собственной прихоти, проявил непочтение к святыне и гордыню.
Скончался 8 сентября 780 года, был похоронен в церковь св. Апостолов в Константинополе, где его отец (прах Константина V был выброшен из гробницы в 852 году и уничтожен по распоряжению патриарха Константинопольского Игнатия) и дед, Лев III Исавр.
Рассказ о правлении Льва IV, помещенный в хронике прп. Феофана Исповедника (+ 818), составлен современником Льва IV, взявшим за основу дворцовые протоколы. В агиографических текстах упоминается об иконоборческих убеждениях Льва IV, но отмечается его сравнительная толерантность по отношению к иконопочитателям. Хронист Георгий Амартол (сер. IX в.) даже называет его "благочестивым" [2]. В "Послании 3 восточных патриархов имп. Феофилу" (836) сказано: "Второй Лев, унаследовав царскую власть, тихим и мирным образом жизни усмирил многомятежную бурю против Церкви и утихомирил треволнения против святых икон, и жизнь его окончилась мирно" [3].
Внешняя политика
При Льве IV арабы совершили несколько успешных, но малозначимых походов в Малую Азию, а в 778 году византийские войска во главе с Михаилом Лаханодраконом одержали над ними победу. Имел место также обмен посольствами между империей и халифатом, в ходе которого Лев IV будто бы послал халифу аль-Махди кн. "Ианний и Иамврий" о египетской магической премудрости [4].
Лев IV продолжал прежнюю политику, переселяя христиан-монофизитов (сирийцев и армян) из Сирии во Фракию для укрепления византийских позиций против болгар. В 776/777 году болг. хан Телериг бежал в Византию, где Лев IV стал его крестным отцом и выдал за него замуж родственницу своей жены Ирины.
На Западе продолжалось ухудшение отношений с папством. В 778 году дело дошло до военного конфликта, когда папа Адриан I захватил г. Таррацину (ныне Террачина), принадлежавший Неапольскому дукату. Город удалось вернуть при помощи герц. Беневентского Арихиса II. Когда сын последнего лангобардского кор. Дезидерия Арихис (Адельхис, в крещении Феодор) бежал в Константинополь, Лев IV предоставил ему убежище и возвел в сан патрикия.
Внутренняя и церковная политика
На первую же Пасху после вступления на престол (14 апреля 776) Лев IV короновал своим соправителем сына, Константина VI, нарушив порядок престолонаследия, утвержденный имп. Константином V в 769 году, поскольку младшие единокровные братья Льва IV были исключены из числа претендентов на трон. Вероятно, по этой причине венчание превратилось в некий спектакль, в ходе которого народ и вельможи, включая младших сыновей Константина V, просили младенца Константина себе в цари, а император взял с них присягу в верности сыну-соправителю.
Тем не менее правление Льва IV было омрачено заговорами, вызванными, видимо, кроме прочего, тем, что некоторые лица из византийской знати хотели посадить на престол представителя той же династии с более крепким здоровьем. Один заговор в пользу сводных братьев Льва IV был разоблачен в мае 776 года, другой - в начале 780 года. Участников жестоко наказали.
Лев IV продолжал иконоборческую политику своего отца, однако отказался от репрессий против иконопочитателей и от гонений на монахов. Более того, из монахов начали рукополагать предстоятелей наиболее важных епископских кафедр. Когда 6 февраля 780 года скончался патриарх Константинопольский Никита I Славянин, его преемником был избран тайный иконопочитатель Павел IV. Т. о., предпосылки для восстановления иконопочитания сложились уже в правление Льва IV.
Литература
- Niceph. Const. Chronogr. 100, 105
- Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 2. P. 19-20
- Mich. Glyc. Annales. P. 528
- Хронограф Георгия Амартола / Изд.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. С. 940A, 948A
- Theodoros Scutariotes. Σύνοψις Χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 125, 126
- Chronicon Bruxellense // Gumont F. Anecdota Bruxellensia. Gent, 1894. T. 1: Croniques byzantines du manuscrit 11376. P. 31-32
- Zonara. Epit. hist. 1897. Vol. 2. P. 282-284
- Duffy J., Parker J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 126
- Vita S. Ioannicii auctore Saba Monacho // ActaSS. Nov. T. 2. Col. 334 [BHG, N 935]
- Vita S. Theodori Studitae [A; BHG, N 1755] // PG. 99. Col. 120
- Vita [B; BHG, N 1754] // Ibid. Col. 240, 265
- Const. Porphyr. De cerem. II 42
- idem. De adm. imp. 13
- The History of al-Tabari / Ed. E. Yarshater. Albany, 1995. Vol. 29. P. 221
- Sym. Log. Chron. 2006. P. 194-196.
- Speck P. Kaiser Konstantin VI: Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft: Quellenkritische Darstellung von 25 Jahren byzant. Geschichte nach dem ersten Ikonoklasmus. Münch., 1978. Bd. 1. S. 53-103
- Bd. 2. S. 423-492
- Leo IV the Khazar // ODB. Vol. 2. P. 1209
- Treadgold W. T. An Indirectly Preserved Source for the Reign of Leo IV // JÖB. 1984. Bd. 34. S. 69-76
- idem. A History of the Byzantine State and Society. Stanford (Calif.), 1997. P. 365-370, 388, 403, 411, 417
- PMBZ, N 4243
- Afinogenov D. Mnogoslo nyj Svitok: The Slavonic Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos. P., 2014.P. 108. (Collège de France. Centre de rech. d'histoire et civilisation de Byzance. Monogr.; 41).
Использованные материалы
- Д. Е. Афиногенов. "Лев IV" // Православная энциклопедия, т. 40, с. 295-296
[1] Theoph. Chron. P. 453; Gеorg. Mon. Chron. P. 765
[2] Georg. Mon. Chron. P. 765
[3] Afinogenov. 2014
[4] Mich. Syr. Chron. III 1