Николай Месарит (греч. Νικόλαος ὁ Μεσαρίτης; 1163/1164 - после 1216), митрополит Эфесский, писатель и церковно-политический деятель
Родился в 1163 или 1164 году, он был восьмым ребенком в состоятельной константинопольской семье, глава которой, Константин Месарит, служил при дворе императора и принадлежал к среднему звену административного аппарата. Известно также о брате Николая, риторе Иоанне Месарите, родившемся в 1161/62 годах. Они оба получили богословское образование. Иоанн пользовался покровительством императора Андроника I Комнина (1183-1185), а после свержения и убийства последнего был вынужден оставить столицу и принять монашество. Лишь позднее, в правление Алексея III Ангела Комнина (1195-1203), он получил возможность вернуться в Константинополь и продолжить свою деятельность. О начале служебной карьеры самого Николая Месарита ничего не известно.
В 1201 году Николай уже занимал высокие церковные должности: эпитонкрисеона [1] церкви св. Софии и скевофилакса Фаросской Богородичной церкви при Большом дворце, в которой находилась уникальная коллекция реликвий, связанных с почитанием Спасителя. В это время Иоанн Комнин, прозванный Толстым, организовал дворцовый переворот с целью свержения императора Алексея III, завершившийся неудачно. Николай Месарит пытался защитить сокровища церкви от заговорщиков и был при этом ранен. Позднее он описал данные события в "Речи о подавлении мятежа Иоанна Комнина".
После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, остался в городе и некоторое время осуществлял связь между греческим духовенством столицы и никейским двором. Вместе с братом Иоанном представлял перед властями Латинской империи интересы греческого духовенства, которое не желало подчиняться латинскому патриарху Константинопольскому Томмазо (Фоме) Морозини (1204-1211), избранному после того, как столицу покинул православный патриарх Иоанн X Каматир (1198-1206). Возникшие противоречия вынудили венецианского подеста Марино Дзено, контролировавшего капитул храма Св. Софии, инициировать проведение в резиденции Морозини богословской дискуссии между враждующими сторонами (30 августа 1206). Николай, участвовавший в споре, составил его запись [2]. В ходе дискуссий обсуждался вопрос о первенстве Римской Церкви - один из ключевых в церковной политике папы Римского Иннокентия III (1198-1216).
После смерти брата (февраль 1207 года) переехал в Никею, где возглавил делегацию к императору Феодору I Ласкарю, основателю Никейской империи, с просьбой о помощи в восстановлении греческого Константинопольского патриархата. В результате получил должность референдария нового патриарха Михаила IV Авториана (1208-1213/14).
Затем был избран митрополитом Ефесским и экзархом всея Асии. Выполнял различные дипломатические поручения как Никейского Синода, так и императора Феодора I Ласкаря.
В 1211 совершил таинство брака над Ириной Ласкариной, старшей дочерью императора Феодора I, и Андроником Палеологом (+ 1212).
В конце 1214 года, после заключения мирного договора между Феодором I Ласкарем и латинским императором Генрихом I Фландрским (1206-1216), возглавил посольство в Константинополь с папским легатом кардиналом Пелагием для переговоров о возобновлении церковного общения между греческой и латинскими делегациями. В ходе дискуссий обсуждался вопрос о первенстве Римской церкви - один из ключевых в церковной политике папы Римского Иннокентия III (1198-1216). Не поступаясь ни в чем в вопросах догматики, Николай Месарит тем не менее склонен был идти на компромиссы в других вопросах, поэтому он был отозван и попал в опалу.
В данном контексте важно его сочинение, посвященное избранию патриарха и коронации императора в Никее в 1208 году [3], а также его отчет о политических и церковных событиях 1214 года [4].
Точная дата смерти Николая Месарита неизвестна. Скончался после 1216 года [5].
Основным источником сведений о Николае Месарите являются его произведения.
Сочинения
Работы Николая Месарита отражают развитие византийского мировоззрения в свете беспрецедентных событий 1204 года.
Автор ряда полемических речей и писем, датируемых 1206-1208 годами; эпитафии своему брату Иоанну Месариту (+ 1207), в которой приведены сведения о захвате столицы Византийской империи крестоносцами; поучительного слова, произнесенного публично в 1215 году; экфрасиса (описания) храма Святых Апостолов в Константинополе, "Слова повествовательного" о мятеже Иоанна Комнина Толстого в 1201 году и "Речи о переговорах в Константинополе с кардиналом Пелагием". Тексты этих сочинений сохранились лишь частично. Кроме того, ему принадлежит ряд агиографических сочинений и, возможно, поэма об апостолах Петре и Павле. Так же сохранилось несколько синодальных грамот Николая Месарита.
- Heisenberg A. Neue Quellen z. Geschichte des lateinischen Kaisertums u. der Kirchenunion. Münch., 1923. 3 Bdе;
- Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople / Ed., transl. G. Downey // TAPS. Phil., 1957. Vol. 47. N 6. P. 855-924.
Литература
- Pargoire J. Nicolas Mésaritès, métropolite d'Ephèse // Échos d'Orient (EO). 1904. Vol. 7. N 47. P. 219-226:
- Курц E. Три синодальных грамоты митрополита Эфесского Николая Месарита // Византийский Временник. - 1906. - № 12. - С. 99-111;
- Каждан А.П. Никифор Хрисоверг и Николай Месарит: опыт сравнительной характеристики // Византийский временник. - М., 1969. - Т. 30;
- Spiteris G. I dialoghi di Nicolas Mesarites coi Latini: Opera storica o finzione letteraria? // OCA. 1977. Vol. 204. P. 181-186;
- Удальцова З.В. Византийская культура. - М.: Наука, 1988. С. 202-203;
- Бычков В.В. Эстетика // Культура Византии: вторая половина VII - XII в. - М.: Наука, 1989. С. 438-444;
- Kazhdan A. P.). Mesarites Nicholas // ODB. 1991. Vol. 2. P. 134;
- Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991. С. 243-256;
- Жаворонков П.И. Культура Никейской империи // Культура Византии: XIII - первая половина XV в. - М.: Наука, 1991. С. 62-63;
- Lambriniadis E. Die Brüder Ioannis u. Nikolaos Mesaritis, Verteidiger der Orthodoxie in den Unionsverhandlungen von 1204 bis 1214 (im historischen u. theologischen Rahmen der Epoche) // Κληρονομία. 1996. Τ. 28. Σ. 187-236;
- Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. - М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.19;
- Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthtica. - Т. 1: Раннее христианство. Византия. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С. 408-416;
- Бибиков М.В. Историческая литература Византии. - СПб.: Алетейя, 1998. С. 180-181. Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. - М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 390-393;
- Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Изд-во Олега Абышко, 2011, т. 2, с. 124-125;
- Angold M. Mesarites as a source: then and now // BMGS. 2016. Vol. 40. P. 55-68;
- Daskas B. A Literary Self-Portrait of Nikolaos Mesarites // BMGS. 2016. Vol. 40. P. 151-169;
- Волкофф А.А. Феодор I Ласкарис (1174-1221): соц.-полит. исслед. его жизни и правления: Дис. М., 2017:
Использованные материалы
- "Николай Месарит", биографический указатель портала Хронос:
- Страница Портала Богослов.Ru. "Николай Месарит" :
- Каждан Α. Π. Никифор Хрисоверг и Николай Месарит. Опыт сравнительной характеристики // Византийский временник. М., 1969. т. 30, с. 94-112 :
- Волкофф А.A. Николай Месарит // Православная энциклопедия, т. 50, с. 598-599:
[1] Греч. о έπί των κρίσεων - блюститель порядка в церковном суде.
[2] Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 15-25
[3] Heisenberg A. Neue Quellen z. Geschichte des lateinischen Kaisertums u. der Kirchenunion. Münch., 1923. 3 Bdе. S. 25-52.
[4] Heisenberg A. Neue Quellen z. Geschichte des lateinischen Kaisertums u. der Kirchenunion. Münch., 1923. Bd. 3. S. 3-96
[5] Подробнее см.: George Akropolites. The History / Transl., introd., comment.: R. Macrides. Oxf., 2007. P. 149-150.