Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КРЕЧЕТОВИЧ ИОСИФ ПАВЛОВИЧ

Перенаправлено со статьи "ИОСИФ (КРЕЧЕТОВИЧ)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иосиф Павлович Кречетович (1873 - 1933), б. обновленческий митрополит Крымский

Родился 25 октября 1873 года в селе Хитовичи Кобринского уезда Гродненской губернии семье псаломщика.

Окончил Виленскую духовную семинарию. В 1893 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия.

Вступил в брак с Елизаветой Александровной Ярославской, дочерью протоиерея Ярославской епархии. На 1915 год у него 8 детей: Борис - 17 лет, Пиама - 15, Валентина - 10, Вера - 12, Сергей - 6 лет, Серафима, Иосиф, Ирина.

8 августа 1897 года назначен инспектором классов Оренбургского епархиального женского училища. С 12 мая 1902 года - почётный член Оренбургского комитета попечительства о народной трезвости.

В ноябре 1902 году перемещен в Александро-Невский собор города Уральска с возведением в сан протоиерея.

В декабре 1903 года переведён настоятелем Саратовской Спасо-Вознесенской церкви.

С 1904 года - ректор епархиального училища, избран земским гласным в Саратовскую городскую думу, а также стал редактором местной газеты "Саратовский духовный вестник". Работал в Саратовской уездной архивной комиссии, избран членом миссионерского общества и братства Святого Креста.

Был преподавателем в Саратовской духовной семинарии.

"Всё время своей жизни вне Оренбурга я поддерживал с ним самое живое общение. Путем долгих архивных изысканий за время своего пребывания вне Оренбурга я составил, изданный Императорским обществом истории и древностей российских при Московском университете и приветствованный прессой разного направления труд - "Крестьянская реформа в Оренбургском крае" (том I). Для издания второго тома мне необходимо было вновь обратиться к изучению местных архивов, и я с этой целью явился в г. Оренбург 1 августа 1911 г. Конечно, я приехал в Оренбург не как ректор Оренбургской духовной семинарии, а как преподаватель Саратовской семинарии. Но приехал я именно для изучения одной из самых важных сторон жизни Оренбургского края и тем, значит, для ещё большего закрепления своей связи с краем. Во время своего пребывания в Оренбурге я не закончил своей ученой работы только потому, что получил из Санкт-Петербурга верное сообщение об имеющем на днях состояться моём переводе в Оренбург. Я поспешил, поэтому, 8 августа в день своего назначения выехать за семьёй, чтобы успеть к новому учебному году явиться к месту службы", - вспоминал Иосиф Павлович [1].

С 8 августа 1911 по 1915 год - ректор Оренбургской духовной семинарии, почётный член Оренбургской ученой архивной комиссии.

25 февраля 1915 года был назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии [2].

С 1915 года - председатель совета общины помощи жертвам войны, а также принимал участие в работе Екатеринославской ученой комиссии и братстве Святого Владимира, возглавлял русский комитет помощи беженцам.

В 1917 году принимал активное участие в "Союзе демократического духовенства".

20 - 21 марта 1917 года участвовал в организации собрания временного Екатеринославского епархиального комитета, на котором был избран его председателем.

В это время объявил себя украинцем по национальности и заявил, что родной язык для него украинский.

В июле 1917 года публично высказал епископу Агапиту (Вишневскому) свое недоверие. Имея доступ к архиву консистории, он печатает в газете обличающую епископа переписку с игуменией местного Тихвинского монастыря Констанцией, которая была лишена своего места архиереем. Свою публикацию назвал "Тайны Екатеринославского архиерейского дома".

5 июля 1917 года как председатель епархиального комитета, наделенного надзирающими функциями, организовал очередной епархиальный съезд духовенства и мирян. Основанием для созыва съезда стала жалоба игуменьи Констанции. На съезде был поставлен вопрос о недоверии епископу Агапиту по причине его вредной для новой власти деятельности. В связи с этим епископ Агапит за арбитражем обратился в Екатеринославский совет рабочих и солдатских депутатов.

Для улаживания разгоревшегося конфликта из Киева прибыл митрополит Платон (Рождественский). С 22 по 24 июня 1917 года он встретился с клириками в архиерейском доме и выяснил - инициатором конфликта является Кречетович. В свою очередь Кречетович во время полемики заявил, что митрополит может судить о нем только как о ректоре семинарии, но не как о гражданине и его общественной деятельности, и продолжал настаивать на своем недоверии епископу Агапиту.

В ноябре 1917 года епископ поручил священнику Павлу Соколовскому провести расследование деятельности Кречетовича и наложил на него запрет в священнослужении. Кречетович яростно протестовал, обращался во всевозможные инстанции, в том числе и к патриарху.

18 ноября 1917 года назначен ректором Витебской духовной семинарии [3], но епископ Агапит отказался снять прещение.

Тогда Кречетович обратился к киевскому прокурору с жалобой на епископа и на Украинское учительское товарищество, бывшее на стороне архиерея, с просьбой привлечь их к уголовной ответственности за клевету.

29 мая 1918 году на имя министра внутренних дел гетманского правительства из Екатеринославского церковного совета поступил протест. Несмотря на отчаянное сопротивление, Кречетовича выселили из служебной квартиры.

Он переехал в Киев и работал в Министерстве исповеданий под началом В. Зеньковского, редактировал журнал "Вера и держава", был назначен секретарем комиссии по сохранению церковной старины и объектов культуры. Вместе с тем готовил проекты церковных реформ, занимался архивным делом. В это же время он прошел ускоренные курсы "украинства", работал в Министерстве просвещения.

20 января 1920 года назначен настоятелем Покровского храма в село Ромашки Белоцерковского уезда Киевской епархии.

В обновленчестве

В 1922 году присутствовал на учредительном собрании "Живой церкви" в Москве. В 1922-1923 годах уклонился в обновленческий раскол.

20 июня 1923 года, будучи женатым, хиротонисан обновленцами во епископа.

С 11 января 1924 года - обновленческий епископ Изюмский, викарий Харьковской епархии.

16 сентября 1924 года возведён обновленцами в сан архиепископа и назначен архиепископом Полтавским и Прилукским.

Поддерживал украинизацию Церкви на Украине. Пользовался репутацией редкого проходимца.

Выступал с докладом об автокефалии на приходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове "Всеукраинском предсоборном совещании". По его словам, первый Всеукраинский Собор, не допустивший отделения Украинской Церкви, принес не мир, а раздор. Митрополиты Антоний (Храповицкий), Михаил (Ермаков), патриарх Тихон, по Кречетовичу, - противники автокефалии и потому злейшие враги Украинской Церкви. Чаяния украинского народа нашли выражение, когда была провозглашена автокефалия, которую, в принципе, готов был признать Второй обновленческий всероссийский собор и признало предсоборное совещание в Москве. Другой его доклад был посвящен борьбе с Православной Церковью, или, как она именовалась у него, "тихоновщиной" [4].

По сведениям 1925 года, член обновленческого Священного Синода. 27 января этого же года вошел в состав Всероссийского съезда Пленума обновленческого Священного Синода. Член обновленческого Учебного комитета. Присутствовал на втором обновленческом Всероссийском Соборе с решающим голосом и произнёс речь на нём.

Со 2 июня 1926 года - обновленческий митрополит Белорусский, согласно избранию "III Белорусского Собора".

С 22 марта 1928 года по декабрь 1929 года [5] - обновленческий митрополит Крымский. Прибыл в Симферополь 11 июля 1928 года [6].

В сентябре 1929 года был арестован органами ГПУ по политическому доносу общины Александро-Невского кафедрального собора Симферополя за "антисоветскую пропаганду" [7].

Скончался 12 июня 1933 года.

Сочинения

  • "Учреждение в Оренбурге архиерейской кафедры" // "Оренбургские епархиальные ведомости" (15 номеров за 1901 год) [8]
  • Исторический очерк Кунчеровской одноклассной церковно-приходской школы, 1908 (рукопись).
  • Крестьянская реформа в Оренбургском крае (подготовка реформы). - М., 1911.
  • Записки о значении народного образования, о поведении священников, служителей церкви, монахов (рукопись).
  • Записка Ю.Ф. Самарина с примечаниями Кречетовича по вопросу понижения оброка и отвода крестьянам земли, 1915.
  • Доклад о предстоящем Вселенском Соборе и об истор. и канон. основаниях автокефалии Украинской Церкви. // "Церковное Обновление", 1925, № 9, с. 75.
  • Происхождение и сущность самосвятства липковцев.- Харьков: Всеукраинский Свящ. Синод, 1925. - 44 с.
  • Переписка с женой, детьми и другими лицами (1904 - 1924). ГАОО. Ф.214. Ед.хр.53

Литература

  • Боже В.С. И.П.Кречетович: жизнь и труды // Исторические чтения: Материалы региональной научной конференции Центра историко-культурного наследия г. Челябинска ”Имена уходящего века” (1999). Вып.6 / Сост. Э.Б.Дружинина. Челябинск. 2003. С.138-141. [8]
  • Катунин Ю.А. Крымское митрополитанское церковное управление:

Использованные материалы

  • Иосиф (Кречетович) // Биография на сайте Русское Православие:
  • Иосиф (Кречетович), обновленческий митрополит Крымский, страница Справочника на сайте Богослов.Ru:
  • Личные фонды И.П. Кречетовича в ГАОО:
  • Доненко Н., прот. Обновленческий митрополит Иосиф Кречетович // Материалы XXV Международной богословской конференции ПСТГУ. М., 2015, с. 109-114 (материал использован частично)



[1]  ГАОО, личный фонд И.П. Кречетовича. Цит. по: страница Справочника сайта Богослов.RU: http://www.bogoslov.ru/persons/40743/index.html

[2]  Определением Святейшего Синода от 23-25 февраля 1915 года за № 1478 // Оренбургские епархиальные ведомости, 1915, № 9, часть официальная, с. 86.

[3]  Определение Св. Синода 18 ноября 1917 года за № 5888 // Церковные ведомости. 1917. № 48/49 (16 декабря), с. 433.

[4]  Владислав Цыпин, прот. История Русской Церкви 1917-1997. Глава II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) (со ссылкой на: Голос православной Украины. 1925. № 1–2.): http://kds.eparhia.ru/bibliot/istorserkvi/cupin/glava2/4/

[5]  В декабре 1929 года главой Крымской Митрополии становится митрополит Иерофей (Померанцев). См. Катунин Ю.А. Крымское митрополитанское церковное управление, с. 68: http://archive.nbuv.gov.ua/articles/kultnar/knp19998/knp8_13.doc

[6]  Катунин Ю.А. Крымское митрополитанское церковное управление, с. 57.

[7]  Катунин Ю.А. Крымское митрополитанское церковное управление, с. 67.

[8]  Страница сайта Центра историко-культурного наследия г. Челябинска: http://chelhistory.ru/pages-view-39-28-1.html

Редакция текста от: 28.06.2021 06:42:08

"КРЕЧЕТОВИЧ ИОСИФ ПАВЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google