Прп. Симеон Дайбабский |
Память 19 марта
В миру Савва Попович, родился в Цетине, Черногория, 6 декабря [1] 1854 года, в семье Васа и Станы Поповичей и был у них единственным ребенком. При крещении получил имя в честь святого Саввы Сербского.
Рано остался без родителей, но получил правильное и здоровое воспитание в вере у своего деда Милана и его брата Лаза Поповича — приходского священника в Цетине, который его крестил и миропомазал во младенчестве. Обучался в монастырской школе Цетинья, где отличался в знании церковно-славянского языка, пении и каллиграфии. Был отличником, он никогда не получал награды в конце учебного года, так-как учителя были недовольны его обыкновением рисовать во время занятий по другим предметам.
Когда он стал юношей, одно время разрывался между желанием его деда Милана - который хотел, чтобы Савва женился и стал заботиться о его большом имуществе - и своим стремлением продолжать изучение духовной и светской науки, проникать в глубочайшие тайны Библии, которую он очень любил читать с детства. В решении помог брат отца Михаил, который убедил деда отправить Савву в Россию, в Киев, для дальнейшего обучения.
Учёба и рукоположение зарубежом
По благословению и рекомендации митрополита Черногорского Илариона к митрополиту Киевскому [2] стал стипендиатом Русской Церкви, обучаясь в Киевских духовных семинарии и академии. Его вдохновляли жития и подвиги великих основателей Лавры — преподобных отцов Антония и Феодосия и их многочисленных духовных наследников. Его друзьями-сокурсниками стали будущие сербский писатель-реалист Светолик Ранкович и епископ Тимочский Мелетий (Вуич), с которым он потом долго переписывался. Его духовником был иеросхимонах Николай, приведший его к монашеству и подаривший перед возвращением Саввы в Черногорию много книг.
После завершения учебы в духовной академии и перед отречением от мира обучался светской философии в Сорбонне в Париже, а также в Женеве, где в протестантской семинарии знакомился с литературой разных реформатских течений.
Чин своего монашеского пострига в Киево-Печерской Лавре описал так:
После рукоположения ещё какое-то время путешествовал по России, пребывая в Москве и Петербурге, а затем вернулся в Черногорию.
Служение на родине
На Благовещение прибыл в Цетине и явился к митрополиту Митрофану, чтобы тот распорядился о нем. Сначала был определён в монастырь святителя Николая на Враньине, где в разгаре было строительство новой церкви и братского корпуса. Когда он заболел малярией от тяжелых климатических условий, осенью 1889 года его перевели в Острожский монастырь, куда он желал попасть с детства.
В те дни митрополит Митрофан открыл при Острожском монастыре первую монашескую школу в Черногории, и отец Симеон, как образованный и опытный монах, стал одним из её преподавателей. Кроме этого, он служил Божественную литургию, принимал многочисленных паломников, которым рассказывал им о житии великого Острожского чудотворца, читал им молитвы о выздоровлении больных. В тот же период совершил два важных паломничества: на Святую Гору Афонскую и в Святую Землю.
Чудо на Дайбабской горе и основание обители
Затем юному пастуху Петко Ивезичу из села Дайбабы произошло и чудесное видение, которое изменило направление подвижнической жизни отца Симеона. Впоследствии преподобный так описал это событие:
Поскольку к этому времени церковка на месте указанном святом была сооружена и готова к освящению, отец Симеон просил благословения на ее освящение от митрополита Митрофана. Получив его, вместе с зетскими священниками Андреем Драговичем и Кристо Поповичем совершил освящение 22 декабря 1897 года. Церковь была посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы, а митрополит Митрофан стал ее первым благотворителем, снабдив всеми необходимыми иконами и облачениями для ежедневного богослужения. Отец Симеон поселился при храме и принял на себя уединенное подвижничество, положив начало Дайбабской Успенско-Симеоновской обители.
Дайбабский подвижник
Поселившись при церкви преподобный Симеон проводил свои уединенные дни и ночи в муках и трудах, постах и молитвах. В качестве личного рукоделия писал иконы и расписывал стены и своды пещер в которых обитал. Со временем среди народа стала распространяться слава о нем как о святом Божием человеке. К нему потянулись люди, ища духовных советов и молитв. При этом он себя показывал глубоким знатоком тайн души человеческой. От его взора исходили огромная доброта, любовь нелицемерная и непрестанная забота о людских душах, особенно о тех, кто в жизни мучился. Он поставил главной целью своего служения помощь ближним в борьбе с грехом, при чём сам указыл путь своим личным примером. После многолетнего постничества и подвига получил от Бога дары прозорливости, ясновидения и прозирания тайн людских и помыслов. Этими дарами он часто пользовался, чтобы умирить и утешить возмущенную совесть тех, кто к нему обращались за помощью, чтобы снова привести их к жизни светом Христова Евангелия.
Стал известен как молитвенник, чьи чистосердечные молитвы плодотворно помогали многим. По его молитвам исцелялись больные и отгонялись напасти тяжких искушений от верных. Преподобный вызывал все большее уважение и почитание как местных, так и приходящих издалека паломников, из которых некоторые оставляли свои записи о нём. Два француза, составлявших дорожные очерки, заметилис, что старец - "настоящее ангельское явление, в котором виден дух небесного блаженства." Характерную запись оставил один русский князь:
Виднейшие сербские богословы XX века уважали его и ставили всем в пример. Так, святой владыка Николай (Велимирович) называл его "святым монахом," а преподобный Иустин (Попович) летом 1937 года, когда первый раз его посетил, сразу записал, что "удостоился сладостного лицезрения великого сербского Аввы - Отца Симеона."
Последние годы и кончина
Позднее, из-за его старческой немощи, за старцем ухаживал его самый даровитый ученик и наследник в настоятельской должности - игумен Феофил (Попович). Но и в это время, не дозволяя, чтоб немощь телесная мешала ему в подвиге, преподобный не расставался со строгим пустынническим молитвенным правилом. Вплоть до самой блаженной кончины умножал не оставлял священнических и пастырских трудов и богослужений. Сохраняя благодатно-созерцательный покой и молитвенную тишину, составлял проповеди и поучения, писал иконы и фрески по стенам и сводам своей пещеры.
Чувствуя приближение конца земного странствования, старец перестал скрывать дар прозорливости и начал открывать ближним о наступающем времени, с его великими искушениями и апокалиптическими страхами. Предсказывая братоубийственную гражданскую войну и ужасы, которые она принесет, святой, постоянно плача, молил Бога, чтобы взял его из сей временной жизни еще до наступления всего этого, предсказывая, что в конце, после всех искушений, гонений, страданий и мученичества, засияет сильнейшим светом истина Православия.
На рассвете 1 апреля 1941 года, во вторник пятой седмицы Великого поста, причастившись Пречистых Христовых Тайн, подвижник тихо предал свою душу Господу.
Почитание
Был похоронен в своей церковке, в гробнице, вытесанной в стене по его желанию. Это место быстро стало центром поклонения верующего народа, проявляя благодатное чудотворение в исцелении больных и даруя утешение душам людским, стужаемым нечистью. Народное поклонение особенно усилилось после 1996 года, когда честные мощи старца были извлечены из гробницы, а позднее переоблачены в новое и положены в кивот с высокохудожественной резьбой по дереву.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 29 апреля 2010 года единогласно постановил внести в диптихи святых Православной Церкви его имя как преподобного Симеона Дайбабского [4]. Решением Собора его память была установлена на 19 марта по юлианскому календарю. Чин торжественного прославления был совершен 2 мая того же года за Божественной литургией в храме святого Саввы на Врачаре [5]. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года, его имя было включено в месяцеслов Русской Церкви [6].
Молитвы
Тропарь, глас 8
Православия наставниче, учителю благочестия и чистоты, вселенной светильниче, богодухновенное монахов украшение, премудрый Симеоне, своим учением просветил еси нас, свиреле духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Постом, бдением и усердными молитвами искушения демонския победил еси и целомудренне поживе, сосуд избранный Святаго Духа явился еси, благодати исцелений сподобившись, дар прозрения небесный от Господа приимши, отче преблаженный Симеоне, светильниче Церкви Божия, сего ради моли Христа Бога за нас, с верою и любовию к тебе притекающих и славящих святую память твою.
Труды
Откликаясь на потребности времени, преподобный Симеон писал полезные популярные книжки для народа, в которых, чаще всего в стихах, давал поучения и советы о пути духовной жизни и о преодолении всех препятствий, которые ждут каждого христианина на пути в стремлении постигнуть и воплотить цель человеческого бытия в обоженной личности.
Использованные материалы
- Страницы сайта vidania.ru:
[1] В Житии на http://www.vidania.ru/literatura/svyatyni_chernogorii/zitie_...tml указано 19 декабря, с объяснением что это был праздник святителя Николая.
[2] В Житии на http://www.vidania.ru/literatura/svyatyni_chernogorii/zitie_...tml имя Киевского митрополита указано как Филарет, однако, учитывая что святитель Филарет (Амфитеатров) в 1857 году, это вероятно ошибка.
[3] Согласно черногорским поверьям, по этому признаку можно отличить призрака от живого человека.
[4] http://www.pravoslavie.ru/jurnal/35037.htm