Эгвин (упом. 692 - 717) епископ Вустерский, святитель
Память 30 декабря (Кельт. и Брит.)
Родился в VII веке. Возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Родители были благочестивыми христианами и сына своего воспитывали в вере. Ещё в детстве посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет уже умел читать Псалтырь. В ранней юности отказался от богатств и всех мирских радостей, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве.
Со временем был рукоположен во пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда был "избранным сосудом Духа Святого."
Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским - на западе Англии. По смирению он отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нём лучшего кандидата.
Архиерейское служение
Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко приверженные языческим обычаям. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; святой король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость.
Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию. Так, твердость характера подвижника проявилась тогда, когда он узнал, что среди его паствы участились случаи несоблюдения законов христианского брака. Святитель с большим усердием принялся наставлять людей, объясняя божественные постановления и напоминая, что каждый предстанет перед судом Божиим, а тех, кто будет упорствовать в грехе, ожидают вечные муки. При этом святитель не забывал говорить и о радостях Царствия Небесного, которые ожидают всех праведников и раскаявшихся грешников. Однако, ослушники не только продолжали грешить и вести себя неблагоговейно на богослужениях, но и по наущению диавола решили святому отомстить. Предание говорит, что эти люди оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. Он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре и поплыл в Италию. Смиренно перенеся все трудности пути, святитель прибыл в Рим. По преданию, в тот момент колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил помолиться к гробницам святых апостолов. По дороге он остановился на мосту и попросил спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. При разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон. Этим подтвердилась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.
Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание принцев. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости. И принцы и весь благочестивый народ чтил святителя за любовь и усердие, так что его даже называли "родным отцом."
Святитель подтверждал проповеди примером своей жизни и сотворил много чудес. Со временем он стал все чаще удаляться на уединенную молитву. Особенно его привлекало одно дикое лесистое место на берегу реки Эйвон, называемое Хомм, или Хетхомм, позднее ставшее известным как Ившем ("Дом Иова"). Здесь стояла древняя часовенка, в которой он любил молиться. Святой просил короля Этельреда пожаловать ему эту землю, и король охотно согласился. Сначала на святой Эгвин поселил там нескольких пастухов с их овцами. Вскоре, после чудесного явления Божией Матери в Ившеме, святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали там Ившемский монастырь - по основной версии это произошло около 703 года [1]. Вскоре благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда, который тоже во всем старался поддерживать святителя Эгвина.
В 708 году короли Мерсийский Кенред и Эссекский Оффа, отрекшись от правления, решили совершить паломничество в Рим и пригласили сопровождать их святителя Эгвина. Когда они переправлялись через Альпы, у них закончились запасы воды, а поблизости не было ни одного ручья. Тогда святой Эгвин, пав на колени, принялся горячо молить Господа даровать им свежую воду. Тогда перед ними из каменистой почвы чудесно забил родник, так что путники смогли утолить жажду. Затем святитель благословил оставшуюся у них скудную пищу, разделил её на всех, путники насытились, и ещё много еды осталось про запас. Возблагодарив Бога, короли и святитель продолжили путь. В Риме они беседовали с папой Константином, который пожаловал Ившемскому монастырю многочисленные привилегии и даровал ему полную независимость. Святитель возвратился в Англию один, поскольку боголюбивые короли остались в Риме и приняли там монашество.
Вскоре после возвращения в Англию, 25 мая 709 года, преставился святитель Альдгельм Шерборнский, с которым Эгвин много лет был связан узами духовной дружбы. В тот же день в чудесном видении святителю Эгвину была открыта смерть его близкого друга и то, что душа его вознеслась в небесный чертог. Эгвин поспешил на место преставления святого Альдгельма в Даултинг и сопровождал ход с телом почившего на всем пути до Мальмсбери. По его просьбе на каждой остановке хода воздвигались кресты в память о почившем.
Осенью того же 709 года в городке Олкестер графства Уорикшир, что недалеко от Ившема, был собран церковный Собор, который признал за Ившемским монастырем все привилегии, дарованные ему папой и королями. После собора святитель Вильфрид последовал вместе со святым Эгвином в Ившем, где освятил монастырскую церковь во имя Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла и всех святых.
Так устроение Ившемского монастыря было закончено, и святитель Эгвин поселил в него общину монахов. Ившемская обитель уже через короткое время стала процветать. Тем временем святой Эгвин всё больше стремился к затворнической жизни и уединенной молитве. В 710 году он стал первым игуменом основанного и любимого им монастыря. По одной версии, он в то же время сложил с себя епископство в Вустере, но хроники того времени указывают его и епископом Вустерским и игуменом Ившемским до кончины. Став игуменом жил в крайней скудости и посвящал почти все свое время непрестанной созерцательной молитве. В последние годы земной жизни Эгвина его святость проявлялась особенно. По его молитвам совершались чудеса, ему были видения небесного мира, часто святые угодники и ангелы являлись ему. Святитель особенно почитал и постоянно молился Пресвятой Матери Господа - "своей самой возлюбленной Госпоже," как говорится в его житии.
Последние годы земной жизни
Последние годы жизни святой Эгвин провел в крайнем воздержании. При этом святой не забывал о вверенных его заботе монахах и пастве. Сохранилось предание о том, как святой Эгвин совершил миссионерскую поездку в городок Олкестер, жители которого - преимущественно кузнецы и мастера работы по металлу - не оставляли язычества. Горожане отвергли наставления святителя. Когда, выйдя из Олкестера, он оглянулся, то увидел, что нечестивый народ постигла кара Божия: земля разверзлась и поглотила заживо многих жителей. Предание говорит что с тех пор долгое время ни один кузнец не рисковал заниматься своим делом в Олкестере.
При святом Эгвине жизнь в Ившемской обители была устроена по уставу преподобного Венедикта Нурсийского. Главными занятиями монахов были молитва, изучение Священного Писания и других душеспасительных книг, различные ремесла.
Перед преставлением святой игумен был сражен долгой и мучительной болезнью. Страдая сам, он не переставал заботиться о других: утешал страждущих, кормил голодных и нищих, исцелял недужных возложением на них рук и молитвами ко Святой Троице. До последнего вздоха молитва оставалась его главным занятием: он непрестанно повторял псалмы, призывал имена святых.
Большую часть своей долгой жизни святой носил власяницу и не снимал ее до последнего дня, считая себя великим грешником, нуждающимся в особом покаянии. До последнего часа не позволял себе послабления поста. В конце своей земной жизни святитель особенно часто повторял своим братиям, чтобы они жили в соответствии с уставом и постоянно духовно совершенствовались, завещал им укрепляться в любви, милосердии, чистоте и смирении, воздержании и прочих добродетелях, жить в полном послушании игумену.
Почувствовав, что конец земной жизни близок, святой Эгвин собрал вокруг себя всю братию и дал им свое последнее наставление:
Почитание
Весть о кончине святителя быстро распространилась по всей Мерсии. Все верующие скорбели о том, что святой угодник Божий покинул их, но его многолюдные похороны стали светлым праздником прощания с угодником Божиим. Святителя похоронили в Ившеме в том месте, где он сам завещал. На могиле святого была сделана надпись, в которой были такие слова:
Чудеса от его мощей начали совершаться сразу после преставления святого, и на протяжении последующих столетий множество паломников и верующих получали по его молитвам исцеление от болезней, избавление от бед и исполнение молитвенных прошений. Вскоре после преставления святого его нетленные мощи были обретены и положены в богато украшенную раку. День его кончины стал днем его памяти. Эта рака в IX веке была разграблена язычниками-датчанами, но мощи уцелели.
В 960 году монастырская церковь Ившема разрушилась, но среди ее обломков монахи обнаружили раку с мощами святого Эгвина целой и невредимой.
Однажды во времена короля Этельреда Нерешительного один старый знатный человек посягнул на часть земель Ившемского монастыря. Монахи не знали как спасти земли. На определенный день было назначено судебное разбирательство. Братия решили принести с собой мощи святого Эгвина. Судьи не могли вынести решение, и наконец было постановлено, что если этот знатный человек сможет один без посторонней помощи поднять с земли раку с мощами, то тогда эти земли отойдут к нему, так как в этом будет видно благоволение святого. Человек, исполнившись гордости, встал и заявил что, хоть он и стар, но сила его в его длинной бороде, и потому он без труда поднимет мощи святого Эгвина. Не успел он это произнести, как его борода, сорванная невидимой силой, упала на землю. Гордый землевладелец был посрамлен, а монахи, радуясь и благодаря святого епископа Эгвина, возвратились в свой монастырь.
После кончины короля Гарольда Заячьей Лапы в 1040 году из Англии было отправлено посольство к будущему английскому королю Хардекнуду, который тогда находился во Фландрии. Одним из тех, кто отправился в составе посольства, был епископ Лондонский Элфвард, который одновременно был и Ившемским игуменом. В пути их корабль настиг ужасный шторм, и епископ Элфвард взмолился к святителю Эгвину, прося его заступничества и обещая, если останется жив, сделать новую раку для мощей святителя из золота и серебра и впредь всегда отмечать день памяти его с еще большей торжественностью чем прежде. Не успел он кончить своей молитвы, как шторм утих, выглянуло солнце, после чего корабль благополучно достиг гавани. Возвратившись в Англию, епископ распорядился подготовить новую величественную раку для мощей и сам возглавил церемонию их перенесения 10 сентября того же года. С тех пор этот день стал вторым днем памяти святого Эгвина [2].
Согласно свидетельствам того времени, новая рака отличалась необычайной красотой: она была сделана из золота и серебра и украшена различными драгоценными камнями, три из которых настолько ярко сияли, что по ночам часть церкви словно бы освещалась их блеском. При изготовлении раки произошло следующее чудо. Мастер по имени Годрик, украсивший раку несколькими резными изображениями, во время работы поранил руку своим инструментом. Он сразу обратился к святому Эгвину с молитвой и тотчас боль утихла, а затем рана на руке зажила.
Вскоре после перенесения мощей святого знатная госпожа Алгита, часто посещавшая Ившемский монастырь, захотела завладеть частью мощей святого Эгвина. Подкупив нескольких обучавшихся в Ившемском монастыре мальчиков, она подговорила их украсть для нее часть, пообещав одарить их в случае успеха. Отроки ночью пробрались в храм, открыли раку святого Эгвина и выкрали зуб и часть руки святителя. Алгита обрадовалась. Святой явился ей во сне и просил немедленно вернуть украденные мощи в монастырь, но она не послушалась. Святой являлся ей в сонном видении во второй и третий раз, но она всё не внимала ему. Тогда, на следующий день после третьего явления святого, Алгита внезапно ослепла и осталась слепой до конца жизни. Но даже эта кара не образумила женщину: мощи по-прежнему оставались у нее. Со временем Алгиту стала мучить совесть, и она просила у игумена Ившемского монастыря Маврикия разрешения хранить эти две частицы мощей в сделанном ею маленьком реликварии. В старости она завещала после своей смерти возвратить украденные мощи вместе с реликварием Ившемской обители и пожаловать ей часть своих обширных земель. Однако сын Алгиты отказался исполнить завещание матери. Со временем, однако, последняя воля Алгиты была исполнена, монастырь получил часть ее земель, а реликварий с зубом и рукой святого Эгвина сначала попал в Вустерский собор, а затем был передан в Ившем. Предание говорит также что мальчиков, исполнивших нечестивое повеление Алгиты, впоследствии настигла Божия кара: один из них утонул, а другой до конца жизни был мучим тяжелой болезнью.
В римо-католицизме
Около 1077 года мощи святого Эгвина приносили в Оксфорд, Дувр, Винчестер и другие английские города, и от мощей угодника Божия тогда произошло множество чудес. Впоследствии описание ряда чудес совершавшихся у мощей святителя было включено в "Хроника Ившемского аббатства."
При настоятеле Ившемского монастыря Реджинальде, особенно почитавшем святого Эгвина, между 1122 и 1149 годами в аббатстве Ившем появилась новая часовня во имя этого святителя. Реджинальд также распорядился заменить крышку раки святого, так как некоторые неблагочестивые монахи из-за боязни свирепствовавшего в стране голода украдкой сняли часть золота и серебра, украшавшего раку, и продали его.
Около 1215 года обрушилась башня Ившемского монастыря, повредив большую часть алтаря, но раки с мощами святых Эгвина, Одульфа и Кредана чудом остались целы и невредимы. При аббате Томасе Марлсборо около 1230 года в аббатстве появился витраж, изображавший житие святителя. В следующем столетии аббат Уильям Чиритон между 1317 и 1344 годами выстроил новые ворота в аббатство, украсив их высеченными в камне фигурами святого Эгвина и королей, принимавших особое участие в жизни обители. Следующий аббат Ившема, Уильям Бойс, в 1354 году отлил и освятил два новых колокола, один из которых был посвящен Богородице ("нашей Госпоже Ившемской"), а второй – святому Эгвину.
Монахи Ившема, вустерцы, и многочисленные паломники на протяжении нескольких столетий очень почитали святого Эгвина. Почитание этого святителя также распространилось в местах связанных с Ившемом и Вустером. Почитание сохранялось и в преддверии Реформации. Так, в 1522 году, при последнем настоятеле Ившема, одна из северных часовен монастырской церкви была освящена во имя этого святого. Мощи святого Эгвина, главная святыня Ившемской обители, были бесследно утрачены в процессе уничтожения монастыря в годы Реформации.
Впоследствии римо-католики в Англии особенно почитали святого Эгвина в женском аббатстве Стэнбрук близ Молверна в Вустершире, существовавшем с XIX века.
Использованные материалы
- Лапа Дмитрий, "Святой Эгвин Вустерский и монастырь в Ившеме," портал Православие.ру, 11 января 2012:
[1] Существует другая датировка - около 710 года. Большинство ученых придерживаются ранней даты исходя из даты отречения короля Этельреда от престола.
[2] Описание событий по ившемской хронике.