Правило св. Венедикта - устав монашеской жизни написанный прп. Венедиктом Нурсийским в VI веке и послуживший основоположным уставом для монахов Западной Европы.
Устав Венедикта был основан на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Он предписывает инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вменяется в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей. Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства. Каждый новопоступающий должен пробыть послушником в течение года, чтобы изучить устав и привыкнуть к монастырской жизни. На всякое дело испрашивается благословение. Главою общежительного монастыря является игумен, имеющий всю полноту власти. Он судит, учит и вразумляет. Игумен выслушивает советы старших и опытных братьев, однако решение выносит единолично. Исполнение устава строго обязательно для всех и рассматривается как важная ступень, приближающая к совершенству.
В «Правиле» описаны также 12 степеней, или ступеней, ведущих к смирению, сродни описанию 30 ступеней духовного совершенствования в знаменитой «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Эти ступени можно кратко охарактеризовать следующим образом:
- Страх Божий и памятование о Нем во всех делах.
- Подвижник не должен любить исполнение своей воли, а должен вместо этого следовать примеру Спасителя: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).
- Мы должны быть послушными Богу и Его Церкви во всем – и в большом, и в малом.
- Подвижник должен быть терпелив, перенося все, что выпадает на его долю.
- Мы должны не скрывать своих грехов, а с истинным рвением исповедовать их.
- Тот, кто ищет смирения, должен быть всем доволен и при крайней бедности, и в наихудших обстоятельствах.
- Мы должны считать себя ниже всех.
- Мы не должны стремиться к тому, чтобы отличаться от других; делать должны только то, что необходимо, по примеру святых.
- Смиренный человек учится сдерживать свой язык.
- Мы должны быть серьезно настроенными, а не легкомысленными или глупыми.
- Слова наши, обращенные к другим, должны быть немногими и сказанными мягко.
- Истинное смирение появляется сначала в сердце; потом оно обнаруживается и во внешнем поведении - трудимся ли мы или отдыхаем.
В то время как на Православном Востоке монашеское житие и уставы были уже прочно укоренены, «Правило» святого Венедикта явилось основоположным монашеским правилом Западной Церкви. Устав был принят впоследствии многими западными монастырями. Впоследствии, в римо-католицизме, монахи следовавшие этому правилу оформились в "орден св. Венедикта". Уже до 1595 года устав выдержал более 100 изданий. Ныне ряд католических и протестантских орденов и общин, претендующих на приемство и верность уставу святого, могут также называться "бенедиктинцами".
Использованные материалы
- "Соборный листок" Сурожской епархии.
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life638.htm